Урок географии по теме "Продолжительность жизни населения России". 8-й класс

Разделы: География


Содержание урока (ведущие образовательные идеи) Соотношение населения по полу и возрасту – значение для страны, следствие демографической истории страны.

Влияние образа жизни и других факторов на продолжительность жизни.

Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни.

Задачи при изучении темы Формирование новых понятий и представлений:

- объяснение влияния различных факторов на продолжительность жизни населения страны;

молодежи и лиц старшего возраста;

Требования к подготовке учащихся (предметные умения) - объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;

- строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности;

- на основе имеющихся знаний о продолжительности жизни населения, объяснять современную демографическую ситуацию страны.

Метапредметные умения - строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности населения России;

- анализировать информацию из различных источников, необходимую для изучения темы;

- представлять результаты в разной форме;

- приводить примеры формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания;

Практическая работа Социологический опрос: “Долгожители моей семьи”;

Памятка “Секреты долгой жизни”.

Элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ Половой и возрастной состав населения.

Цели и задачи: сформировать целостную картину о продолжительности жизни россиян.

Необходимо выяснить, сколько лет в среднем живет россиянин, каковы различия между продолжительностью жизни в России и других странах, выявить различия в продолжительности жизни между субъектами РФ, определить причины, влияющие на продолжительность жизни.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление эмоционально-ценностного отношения к проблеме;

- развитие гражданской позиции, собственного отношения к здоровью, к необходимым действиям для долгой и полноценной жизни.

Познавательные:

- умения сравнивать сходство и различие между странами с высоким экономическим развитием и продолжительностью жизни и нашей страны в рамках её развития и настоящим России;

- умение критически анализировать учебный материал и делать выводы о значимости продолжительности жизни, как составляющей общего демографического портрета России.

Регулятивные:

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование в рамках данного урока;

- умение оценивать значимость и реальность показателей продолжительности жизни Россиян.

Коммуникативные:

- готовить и обсуждать информацию о факторах, влияющих на продолжительность жизни;

- умение взаимодействовать при организации работы в парах;

- умение ориентироваться в окружающем мире;

- осознание единства географического пространства как среды обитания человека;

- умение формулировать свою позицию и находить общие решения.

Предметные:

- умение анализировать, используя статистические данные о продолжительности жизни в разные периоды развития человечества, прогнозировать, дальнейшие изменения в показателях продолжительности жизни, знать и понимать региональные различия по территории России;

- умение работать с тематическими и контурными картами, статистическим материалом.

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические приемы и техники
Вызов.

Мотивация

Предлагает высказывание великого русского полководца А. Суворова. “Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость — победа”. Погружаются в смысл урока Метод эмоционального стимулирования
Активизация знаний воспитанников (10 мин.) Предлагает воспитанникам три конверта с заранее подготовленными вопросами. Разноуровневое обучение предполагает выбор учащимся комфортного для него темпа усвоения на основе его самооценки. Имеет возможность самостоятельно выбрать сложность задания. Отвечает на вопросы.

Каждый учащийся может выбрать наиболее приемлемый для него вариант.

ЛОО, дифференцированный опрос, снятие стресса при выборе уровня заданий, личностно-ориентированный подход. Оценивают ответ воспитанники, корректируют при необходимости.
  Звучит песня Аллы Пугачевой “Кукушка”. Приложение 2

Думаю, что все догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? 

Люди во все времена задумывались над тем: “Как прожить дольше?” Пытались найти секрет вечной молодости. А некоторые даже верили, что существует некий эликсир молодости.

- Что нам сегодня предстоит узнать?

- Сколько лет в среднем живет

Россиянин?

Прогнозируют.

Дают ответы  

Аудиовизуальный метод
Осмысление Дает понятие продолжительности жизни Записывают определение Технология развития критического мышления:

словесный метод,

наглядный метод,

практический метод.

Планирование Выявление причин, от которых зависит продолжительность жизни;

Сколько лет жили наши предки? Максимальная продолжительность жизни (понятие долгожители);

Годы, в которые разные страны достигли продолжительности жизни 70 лет (по оценке Отдела населения ООН);

График “Динамика изменения продолжительности жизни россиян”;

Различия в продолжительности по регионам Росси.

Прогнозируют, анализируют предложенные рисунки, карты.

Смотрят презентацию

 

90 лет

Технология развития критического мышления:

словесный метод,

наглядный метод,

практический метод.

Действие по реализации плана Организация работы в группе:

Работа со статистическим материалом по выявлению различий в ПЖ по регионам России и мира, а также по количеству долгожителей у народов, проживающих в России.

Самостоятельная работа с материалами

Получают статистические данные:

1 группа – Различия в ПЖ у людей в разных странах мира; (контуры стран раскрасить с самой высокой продолжительностью), отметить на каком месте находится Россия.

2 группа - Различия в ОПЖ с высоким показателем у жителей России, рассчитать чему равен средний возраст?

3 группа - Различия в ОПЖ с низким показателем у жителей России, рассчитать чему равен средний возраст?

2 группа - Различия в ОПЖ с высоким и низким показателем у разных народов России;

Критическое осмысление содержания
Коррекция Природно-хозяйственные зоны и продолжительность жизни Выявляют закономерности. Определяют, что долгожители не всегда проживают в самых комфортных районах. Технология развития критического мышления:

словесный метод,

наглядный метод,

практический метод

Самоконтроль, самоанализ, самооценка

 

 

Оценка эксперта (диагностика)

 

 

Рефлексия

Секреты долгой жизни.
Главная черта, которая характерна для всех долгожителей – это оптимизм и доброта.
Главное правило Суворова: Торопиться делать добро!

Делайте правильный выбор!
Мы в ответе за то, на что потратим свои бесценные годы. Свою единственную, уникальную, неповторимую жизнь!

Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Выполняют работу в парах, составляют памятку “Секреты долгой жизни”.

 

Творческое задание.

Д/з “Мои долгожители”, параграф 50.

 

Презентация

20.01.2015