Не нужно, чтоб видели дети войну

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи.

  • Познакомить с трудностями жизни в годы войны 1941-1945.
  • Соотнести прошлые события с войной в Украине..
  • Воспитывать патриотические чувства.
  • Способствовать уважительному отношению к ветеранам, осознанию их подвига.

Приложение

Мероприятие начинается с видеозаписи “Рисунок песком”. Зрители видят мирное время, влюбленных. Все меняется при объявлении о начале войны. Видео останавливается на песне “Вставай страна огромная!”

На сцену под отрывок из “Ленинградской симфонии” Шостаковича выходит девочка с игрушечным медведем в руках. Она исполняет танец, обнимая игрушку. Ребенок читает стихотворение Л. Тасси “Ой Мишка, как же страшно мне” за сценой:

Ой, Мишка, как же страшно мне!

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
“Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…”

А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

“Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…”

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
“Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..”.

Раздается звук взрыва. Выбегают дети в черном и уводят в танцы девочку. На сцене остается только медвежонок.

Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

На сцену выходит ведущий. Подходит к игрушке, берет ее на руки:

Ведущий:

О сколько таких же игрушек
По странам всем нашим живут.
Они лишь рыданья и слезы
С собою тихонько несут.
В не доиграли,
Их не до любили..
Те дети, которые жили…

На экране продолжается видео (“Темная ночь”, сцена боя). Останавливаем видео на моменте, когда нарисован портрет матери.

Звучит музыка Takanashi Yasuharu “Hisou”

На сцену выходит ученик, читает стихотворение Муса Джалиля “Они с детьми погнали матерей”

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

На видео женщина стареет.

Ведущий выходит на сцену.

Ведущий:

Но горечь войны была знакома не только советским детям.

Звучит гимн Франции в исполнении Mirey-Mate “Marseleza”.

В это время на сцену выходят ребята. Они здороваются. Затевают что-то. (Сценка)

Ведущий за сценой читает отрывки из произведения Марка Леви “Дети свободы”.

Все началось с почти детской игры три года назад, 10 ноября 1940-го. Хмурый маршал Франции в сопровождении нескольких префектов в мундирах, украшенных серебряными лавровыми листьями, начал с Тулузы объезд свободной зоны страны, ставшей по его милости жертвой оккупантов. Сегодня наша главная задача - добиться, чтобы слова правды, слова о мужестве и достоинстве разбудили собравшихся. Текст составлен неумело, но при этом ясно выражает все, что должно быть выражено, и потом, так ли уж важно, о чем говорится или не говорится в этом тексте! Остается придумать, каким способом распространить наши листовки с максимальным эффектом, но при этом не угодить сразу же в лапы стражей порядка.

И наши ребята здорово все устроили. Взгляни в небо: там порхают листки

(На сцене ребята смотрят на летящие листовки)

Потом ребята расходятся, каждый к себе. Вернувшись этим вечером домой, Косса даже представить себе не может, что три дня спустя он будет арестован по доносу и проведет два года в камерах центральной тюрьмы Нима. Делакур не знает, что через несколько месяцев будет убит французскими полицейскими в ажанской церкви, где укроется от преследования, а Клуэ неизвестно, что в будущем году его расстреляют в Лионе; что же до Бертрана, никто не отыщет место в поле, где он упокоился навсегда. Косса освободится из тюрьмы с изъеденными туберкулезом легкими и уйдет в партизаны. Его снова арестуют и на этот раз депортируют в Германию. Ему будет всего двадцать два года, когда он умрет в Бухенвальде.

(Когда произнсится имя мальчика, он отходит назад. Его окружают дети, одетые в черное)

Звучит мелодия “Бухенвальдский набат”.

Как видишь, для наших друзей все началось как игра, и играли в нее дети, которые так и не успели стать взрослыми.

Возобновляется показ видео. (Победа)

Ведущий:

Однако даже сейчас дети живут во времена войны.

Видео с сайта “Война глазами украинских детей”. http://www.youtube.com/watch?v=FREqhoqrctk без звука.

На сцене под медленную мелодию, исполняется танец со свечами. Дети выходят в темных одеждах. Под конец мелодии они выстраиваются клином, через который выходит женщина и девочка, одетые в белое. Женщина читает стихотворение Анастасии Верной “Должны ли дети видеть войну” читает стих:

Должны ли дети видеть войну

Должны ли дети видеть войну,
Глазами, полными слез соленых.
Должны ли дети видеть войну,
Убитых родителей, лужи крови.

Должны ли дети страдать от того,
Что стали игрушкой в руках подлой воли.
Должны ли дети гореть в "аду",
Должны ли гибнуть от бомб и боли.

Что детям до власти, что детям до денег,
Религия тоже детей не волнует.
Им дай лист бумаги и карандаш,
Они целый мир на нем нарисуют.

Они нарисуют папу и маму,
Бревенчатый дом, окруженный забором.
Никак, и не при каких обстоятельствах,
Рисунок не должен быть создан кровью.

Лежит на дороге, с разорванной грудью,
Ручонками держит в руках автомат.
Как вы посмели, взрослые люди,
Нежели был перед вами солдат?

Летит ангелочек, и машет руками,
Хохочет, резвиться - теперь он в раю.
Никак, и не при каких обстоятельствах,
Не нужно, чтоб видели дети войну.

Вперед выходит хор детей. Исполняется песня “Мы за мир – против войны”.

Используемые интернет ресурсы

  1. http://www.inpearls.ru/
  2. http://www.stihi.ru/2012/10/28/10850
  3. http://www.neoland.ru/gn_France.htm
  4. http://stranakids.ru/deti-voiny/
  5. http://www.youtube.com/watch?v=FREqhoqrctk