Открытый урок по окружающему миру по теме: "Кто такие звери?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели.

Предметные:

- научить различать зверей от других групп животных; сформировать представление на основе выявления отличительных признаков зверей; учить определять принадлежность животного к определенной группе.

Метапредметные:

Личностные:

- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения; участвовать в творческом процессе.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, операции, действовать по плану, оценивать свои результаты.

Познавательные:

- понимать информацию, осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы; отвечать на вопросы других.

Задачи.

Образовательные: сформировать у детей первоначальное представление о зверях как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; различать понятия “животные”, “звери” и “млекопитающие”.

Развивающие: анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, тактильных ощущений, внимания, мышления, памяти, речи, зрительного восприятия), коммуникативные функции (умение принимать решение и обосновать его).

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основные признаки зверей; приводить примеры зверей.

Учебник и учебные пособия: Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 1 класс, 1ч, М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 1 класс 1ч, М.: Просвещение, 2014.

Оборудование: мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; интерактивная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели
И на доску посмотрели.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, что мы уже изучили на прошлых уроках.

Игра “Четвертый лишний”

- На доске 4 представителя животного мира. Скажите, кто лишний и почему?

- Богомол, майский жук, паук, бабочка. <Слайд > (Лишний – паук, т.к. он не насекомое, потому что у него 8 ног.)

- Щука, карась, сом, камбала.<Слайд 2> (Лишняя – камбала, т.к. это морская рыба, а все остальные речные.)

- Снегирь, воробей, орёл, страус. <Слайд 3> (Лишний страус, т.к. он не умеет летать в отличие от других птиц.)

- Какие группы животных мы уже изучили? Назовите и перечислите их основные особенности. (Насекомые – у них 6 ног; рыбы – их тело покрыто чешуёй; птицы – их тело покрыто перьями).

3. Самоопределение к деятельности.

- А сегодня на уроке мы вместе с Муравьём Вопросиком и Мудрой Черепахой познакомимся еще с одной группой животных, которая самая малочисленная. Но вначале давайте отгадаем кроссворд. Я буду загадывать вам загадки о животных, мы будем вписывать отгадки в нужные клеточки, а затем попробуем выяснить, о ком же пойдет речь сегодня на уроке. <Слайды 4–13>

1 загадка.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (Заяц.)

2 загадка.

Сама пестрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (Корова.)

3 загадка.

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной… (Медведь.)

4 загадка.

Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд.)

5 загадка.

Он высокий и пятнистый
С длинной – длинной шеей
И питается листвой
Листьями деревьев. (Жираф.)

- Итак, мы отгадали загадки о животных. Может кто-то догадался, о ком пойдёт речь? (Дети читают получившееся слово – звери.) (О зверях.)

- А как вы думаете, какая тема нашего урока? (Кто такие звери?) <Слайд 14>.

- На уроке мы узнаем, какие животные называются зверями. Научимся приводить примеры зверей.

4. Работа по теме урока.

Игра “ Кто больше”

- Вспомните, каких зверей вы знаете? (Ответы детей.)

- Откройте учебники на с.38 и рассмотрите верхний рисунок . Кого вы здесь видите? (Орла, щуку, мышь, жука.)

- К каким известным вам группам принадлежит жук? (Жук – насекомое.)

- Орёл? (Орёл – птица.)

- Щука? (Щука-рыба.)

- Кто остался? (Осталась мышь.)

- Вы согласны с утверждением, что мышь – это зверь? (Ответы детей.)

- Чтобы у вас не было никаких сомнений, мы должны выявить общие признаки, которые относятся к зверям.

- А теперь давайте рассмотрим тело самого высокого животного на Земле - жирафа. У него длинные ноги и шея. Из каких частей оно состоит ? (Голова, шея, туловище, ноги, хвост.) <Слайд 15>

- Из тех же частей состоит тело мышки и других животных, которых мы называли, когда отгадывали загадки.

- А что мы можем сказать про размер, окраску этих животных? (Она разная.)

- Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей.)

- Итак, тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые. (Хором проговаривают вывод.)

- А что ещё является общим для всех этих зверей? Для этого вспомните, чем покрыто тело рыб? (Чешуёй.)

- Птиц? (Перьями.)

- Зверей?

- Тело зверей покрыто шерстью. (Хором проговаривают вывод.)

- Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя  ее много. Как вы думаете почему? (Это зависит  от того, в каком месте живет зверь.)

- А теперь ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: кто изображен на фотографии рядом с жирафом? (Собака, которая кормит щенков молоком.)

- Какую новую информацию о зверях вы узнали по фотографии? (Звери выкармливают детёнышей молоком.)

- Вот почему второе название зверей - млекопитающие. (Первая часть этого словамлеко” означает “ молоко”, т. е. питаются молоком.)

5. Физминутка.

Хлопай, мишка, топай, мишка,
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.

6. Продолжение этапа изучения новых знаний.

- Мы с вами рассмотрели строение тела зверей. Как правило, такое оно у большинства. Но у каждого правила есть исключения. Строение тела у некоторых животных может отличаться от других. Это зависит от их образа жизни. Давайте посмотрим, какое существует разнообразие животных.

- Продолжаем работать по учебнику с. 39.

- Назовите зверей, которые изображены на этой странице. (Летучая мышь, бурундук, кабан, лось, крот, бобр, выдра.)

- Что необычного в строении бобра и выдры? Подумайте и объясните, с чем это связано? (Хвосты разной формы, строение лап способствует быстрому передвижению в воде.)

- Что интересного в строении крота и летучей мыши? (Ноги-лопаты у крота, крылья - у летучей мыши.)

- Для чего им эти части тела? (Кроту, чтобы рыть землю и передвигаться. Практически всю жизнь крот проводит под землёй. На зиму он уходит вглубь, где земля не промерзает.)

Вместо лап у летучей мыши крылья. Это единственные летающие животные в группе зверей. Днем они спят, прицепившись к ветке дерева или скале вниз головой, а ночью или в сумерки охотятся.)

- Итак, существует связь между строением тела и образом жизни животного.

- На какие группы можно разделить всех зверей? (На диких и домашних.)

- В чем отличие диких животных от домашних? Приведите примеры. (Дикие животные привыкли жить на воле, сами добывают себе пропитание. Домашние животные, живя с человеком, находятся под его защитой. Их кормит человек.)

- По вине человека на планете стали вымирать многие виды животных. Люди приняли срочные меры: взяли под охрану животных, которым угрожает опасность исчезновения.

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими, например, тигр, кит. Они внесены в Красную книгу Российской Федерации. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. В “ Красную книгу Москвы” занесены бобр, ёж, заяц-беляк, заяц-русак и другие. <Слайд 16 >

Животных, о которых мы сегодня говорили, можно увидеть в Московском зоопарке, который считается самым старым в нашей стране.

- А теперь давайте вместе прочитаем вывод в учебнике: звери – животные, тело которых покрыто шерстью. Звери выкармливают детёнышей молоком. Поэтому их ещё называют млекопитающими.

Выполнение заданий в рабочей тетради. Стр.27- 28 №3.

- Рассмотрите рисунки.

- Какие из этих животных водятся в наших лесах? Что вы о них знаете?

- Лось, заяц – русак, ёж. Ёж - маленький зверёк, покрытый иголками. На поиски пищи выходит с закатом солнца и возвращается в своё убежище рано утром. Как и медведь, впадает в спячку до весны.

- Лось – очень крупное животное с ветвистыми рогами. Очень хорошо плавает. Чуть ли не в недельном возрасте мать приучает лосёнка плавать.

- Два раза в год меняет свою шубку заяц. Осенью заяц линяет. И вместо серой шёрстки вырастает белая. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.

- Сравни размеры зверей, изображённых на рисунке. В красных квадратиках пронумеруй зверей в порядке увеличения размеров. В синих квадратиках пронумеруй в порядке уменьшения размеров.

Стр. 28 №4.

- На картинке спрятались 4 разных зверя. Найди их и раскрась. (Белка, заяц, медведь, лось.)

7. Рефлексия.

- Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке с помощью “светофора”. Жёлтый – я доволен результатом своей работы; зеленый – я неплохо поработал, но мог бы лучше; красный – сегодня у меня не получилось.

8. Подведение итогов урока.

- Что вы узнали сегодня на уроке? (Кто такие звери.).

- Как вы теперь можете отличить зверей от других животных? (Тело зверей покрыто шерстью.)

- Почему второе название зверей – млекопитающие? (Звери выкармливают детёнышей молоком.)

9. Домашнее задание (по желанию).

Предлагается по желанию нарисовать рисунок любого зверя.

20.01.2015