"Айн момент" - урок на повторение темы "Момент силы"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Ключевые слова: правило моментов сил


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (562 кБ)


Предмет: физика (9 класс повторение).

Цели урока:

  • Образовательная: Получить учащихся, знающих: закон равновесия рычага; определение момента силы; правило моментов силы
  • Развивающая: Получить учащихся, владеющих следующими видами деятельности: находить силы и плечи сил из закона равновесия рычага, использовать правило моментов сил для решения задач повышенной сложности: если на рычаг действуют больше двух сил
  • Воспитательная: Получить учащихся убежденных в том, что задачи КИМ ЕГЭ на закон равновесия рычага им “по зубам”.

Средства обучения: аудитория, ноутбук, проектор, экран, презентация на электронном носителе, дидактический материал, образец выполнения, карточки для игры, учебная карта для индивидуальной работы, чистый листок (? от А4), файл со стрелками и отрезками.

Форма обучения: групповая, интерактивная

Тип урока: Комбинированный урок повторения и решения задач на условие равновесия рычага, на правило момента

Методы: Урок разработан согласно ФГОС по принципу деятельностного подхода. На этапе Планирование используется методика формирования ключевых компетенций

Д\з к этому уроку: по рядам, каждый ряд – это две группы, всего 6 групп по 4 человека Подготовить выступление (можно по ролям) на темы повторения (3 мин) по предложенному плану:

Рычаг

- определение, примеры

- графическая модель рычага, точка вращения

- плечо силы, у.е.

*демонстрация с помощью карандаша

Условие равновесия

- графическая модель

- формула, анализ, вывод букв из формулы

- формулировка условия равновесия рычага, применение

*демонстрация рычага в равновесии с помощью оборудования Микролаб

Правило моментов

- определение, обозначение, единицы измерения, СИ

- формула, анализ, вывод букв из формулы

- правило моментов

* демонстрация: как определить, куда сила поворачивает рычаг?

* можно использовать видеоопыты "Простые механизмы. Рычаг" (1 и 2 часть) "Наука детям", но комментировать самим.

Ход урока

С технологической картой урока можно познакомиться в [Приложении 6 ]

1. Тема, задачи, план урока (слайд 2, 3)

Выполняем языковую ( в нашей школе изучают языки с первого класса), словарную работу, отвечаем на вопросы слайда, чтобы догадаться какую тему мы будем повторять, что надо знать по данной теме. Формулируем вместе задачи урока, план урока на доске:

  • Проверка творческого д/з
  • Планирование
  • Решение задач по графической модели рычага (игра)
  • Решение задач повышенной сложности
  • Итоги урока

2. Проверка творческого домашнего задания (слайд выступающего, слайды 4, 5)

Создаем поле общения: Выступаем со своими заготовками*, дополняем друг друга, выполняем задание с мгновенной проверкой “Выбери ответ”, при необходимости слайд 5 переписываем в тетрадь, заполняем оценочную карту урока [Приложение 1], 1 задание] *Хранитель времени с помощью песочных часов и колокольчика следит за регламентом выступлений (3 мин).

3. Планирование (слайд 6, 7, 8)

Создаем условия для формирования учебных общепредметных компетенций, формулируем цель деятельности по нахождению физической величины, планируем свои действия по достижению цели и прогнозируем результат этих действий [Приложение 1, 2задание], работаем парами, проговаривая план.

4. Исполнение плана и контроль (слайд 9, 10, 11)

Используем игровую форму для решения задач по графической модели рычага (можно пользоваться учебной картой для индивидуальной работы [Приложение 4]):

Группа заполняет карточку [Приложение 3], например, эстафетой, каждый решает свою задачу. Два помощника собирают карточки, относят жюри, у которого такие же правильно заполненные карточки [Приложение 3], жюри ставит баллы и объявляет группу – победителя. Пока работает жюри, решаем первую задачу из КИМов ЕГЭ. Объясняем, что аналогичные задачи можно решать устно, без оформления т.к. они из 1части, для этого надо вспомнить о соотношении сил и плеч сил рычага в равновесии: во сколько раз больше плечо силы, во столько же раз должна быть меньше сама сила.

5. Решение задач П- повышенной сложности (слайды 12, 13, 14, 15)

- Передача знаний: проводим подготовку к решению задач с тремя силами: учимся составлять графическую модель ситуации для рычага неправильной формы, используя стрелки и отрезки в файле; отвечаем на предложенные пять вопросов; контролируем результаты. Объясняем решение по слайду, проговариваем алгоритм. [Приложение 1, 3 задание]

- Организация самостоятельной работы: проводим аналогичные действия, выполняя

3 задание “Попробуй еще раз” [Приложение 1], отвечаем на вопросы, оформляем и решаем задачу на отдельном чистом листке (1/4 от А4) (можно пользоваться учебной картой для индивидуальной работы [ Приложение 4] ], решение относим учителю. Оцениваем первые пять правильных решения – “5”, следующие пять – “4”, остальные – “3”, двоек не ставим, кто не справился, оценки не получает. Оглашаем фамилии первых десяти учащихся, сдавших решения, в группе анализируем образец выполнения,

[Приложение 2].

6. Рефлексия (слайд 16, 17, 18)

Разбираем одно из возможных решений и записываем д\з, сдаем дидактический материал, не забываем отметить трудные задания – Т, интересные задания –И, полностью заполнить оценочную карту урока. [Приложение 1] Фотографируем слайд 16,17, 18.

Литература:

  1. Анофрикова С.В. Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках физики М. 2012
  2. Николаев В.И. , А.М. Шипилин Физика. ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ М. 2010
  3. Прояненкова Л.А., Одинцова Н.И. Физика. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки М. 2007

Открытый урок Айн момент с элементами ФГОС проводился в 9б классе 1октября 2014г. На уроке присутствовали 13 учителей из курсов повышения квалификации КИРО. Учителя оценивали урок, используя Карту наблюдения урока [Приложение 5], средний балл урока 8,1 из 10 возможных баллов, это чуть ниже запланированного учителем, выделено синим цветом – 9б. Процент выполнения задания по классу: Д/з - 75%; планирование - 73%; игра - 73%;задачи П - 48% средний итоговый балл - 4