Урок окружающего мира по теме "Весенние месяцы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: ознакомление с новым материалом (Автор Саранцев Г.И.)

Форма урока: урок

Цели урока: познакомить учащихся с весенними месяцами, формировать умение различать признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края, развивать кругозор, интерес к предмету, воспитывать самостоятельность, любовь к природе.

Оборудование: учебник Плешакова А.А. “Окружающий мир” 2 класс, рабочая тетрадь Плешакова А.А. “Окружающий мир” 2 класс; проектор; ноутбук; солнышки; снежинки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя.

Форма: фронтальная

Метапредметные результаты: организация своего рабочего места.

Предметные результаты: формировать интерес к изучению родной природы.

Методическая работа: учитель читает стихотворение.

- Добрый день! Солнцу и птицам!
Добрый день! Улыбчивым лицам!
- Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность. (слайд 1)

- Ребята, посмотрите, у вас на партах лежит солнышко и снежинка. Поднимите солнышко те, у кого сейчас хорошее настроение. А снежинку те, у кого настроение не очень хорошее.

- Мы вернемся к солнышку и снежинке в конце урока, и посмотрим какое настроение будет у вас. Надеюсь, что солнышко к концу урока ярко будет светить в нашем классе.

II. Актуализация опорных знаний (формулирование темы урока).

Задание №1

- Посмотрите, внимательно, на высказывания, назовите те, которые характерны для зимы.

Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока, выполнить учебные действия в устной форме.

Предметные результаты: соотносить признаки времен года с его названием.

Птицы вьют гнёзда. День короткий. Люди пашут землю. У клестов вывелись птенцы. Гололедица. Метут метели. Вылупились птенцы. Тает снег. Солнце светит но не греет. Журчат ручьи. (слайд 2)

- Некоторые высказывания вы не назвали. А как вы думаете, для какого времени года они характерны? (весна)

Птицы вьют гнёзда. Люди пашут землю. Вылупились птенцы. Тает снег. Журчат ручьи. (слайд 3)

Задание № 2

- А теперь отгадайте загадки:

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока, сообщение темы урока.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; устанавливать аналогии; допускать существование различной точки зрения.

Предметные результаты: умение разгадывать загадки.

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (апрель)

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ... (май)

III. Сообщение темы, постановка целей урока.

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (весенние месяцы) (слайд 4)

- А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке про весенние месяцы? Перед вами три слова помощника. (хочу узнать, хочу выяснить, хочу научится) (слайд 4)

- Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все ваши вопросы.

Задание № 3

- Но сначала назовите весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май) (слайд 5)

Цель: выяснить знания о порядке расположения месяцев.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока

Предметные результаты: знать порядок расположения весенних месяцев.

Задание № 4

- А теперь давайте прочитаем признаки весенних месяцев.

Цель: познакомить с признаками весенних месяцев.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: уметь извлекать информацию из прочитанного.

Предметные результаты: знать основные признаки весенних месяцев.

  • Март – это весна света. Небо с каждым днём голубее. Солнце пригревает ласковее и горячее. День становится длиннее.
  • Апрель – это весна воды. Тает снег. Бегут весёлые звонкие ручейки.
  • Май – весна зелёной травы и цветов. Земля покрывается душистыми цветами. (слайд 6)

IV. Изучение нового материала.

Задание № 5

Цель: формировать умение самостоятельно применять знания.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: уметь доказывать свою точку зрения, участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать общие правила общения.

Предметные результаты: познакомить с произведениями известных художников посвященных весне, выяснить признаки марта и апреля месяца.

- Откройте учебники на с. 58-59. Посмотрите на репродукции картин. Рассмотрите репродукцию Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Какие признаки весны вы увидели? (слайд 7)

- Как выглядит небо? (лёгкое голубое сияние от робких весенних лучей солнца)

- Обратите внимание на цвет облаков, на снег? (подтаявший с проталинами)

- Как вы думаете, что в картине является главным? Что побудило автора написать эту картину? (грачи)

- Эти птицы – первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды.

- Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (март)

- Рассмотрите репродукцию картины Бориса Михайловича Кустодиева “Весна” (слайд 8)

- Обратите внимание на небо, какое оно? (прозрачно-синее, с лёгкими облаками и отражается в воде)

- Как выглядят деревья? (деревья в зелёной дымке)

- А что произошло с рекой? (разлив реки)

- Какое настроение у детей? (радость, веселье)

- Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (апрель)

- На стр. 58 в учебнике, есть стихотворение А.А. Коринфского. Давайте его прочитаем. (чтение детьми стихотворения)

- К какой из картин больше всего подходит стихотворение А.А. Коринфского?

Физминутка

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Форма: индивидуальная.

(видео с медведем пандой)

V. Изучение нового материала

Задание № 6

Цель: познакомить с народными названиями весенних месяцев.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.

Предметные результаты: дополнение и расширение имеющихся знаний о весне в творчестве поэтов; уметь подбирать рифму.

- Весна всегда вдохновляла поэтов на создание стихотворений. Давайте и мы попробуем подобрать рифмы к названиям весенних месяцев. А сначала я скажу вам, какие весенние рифмы нашел писатель, автор рассказов о ежике и медвежонке, Сергей Козлов в замечательном цикле стихотворений „Золотая карусель“ : март — рад, апрель — капель, май — вставай. А теперь, ребята, ваша очередь. Итак: март — ..., апрель — ..., май — ...”. (слайд 9)

- Подобрать рифму и написать стихотворение достаточно сложное дело, требующее многих качеств: образованности, богатого словарного запаса, умения видеть необычное в обычном. Помните, мы с вами говорили, что народные названия месяцев тоже похожи на произведения искусства. В них точно подмечены и собраны в одном-двух словах особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц. Сейчас мы в этом еще раз убедимся на примере народных названий весенних месяцев.

  • Март – зимобор, протальник, сухий, берёзозол, водотёк, дорогорушитель,
  • свитстун, перезимок, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны,
  • наследник февраля, ветронос, грачевник, капельник.
  • Апрель – снегогон, первоцвет, цветень, солнечник, парник, водолей, зажги снега, заиграй овражки.
  • Май – травень, светодень, соловьиный месяц, росенник, пролетень, ранопашец, маковей. (слайд 10)

- Названия весенних месяцев все радостные: так и слышится в них веселый говорок весенних ручьев, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы. Постарайтесь объяснить, что обозначают старинные названия весенних месяцев. О каких явлениях природы они говорят? (ответы учеников)

- Еще раз посмотрите на картины и скажите, какие из старинных названий подходят к этим пейзажам?

- Ребята, у какого из весенних месяцев больше всего названий? (у марта)

- Как вы думаете почему? (это первый месяц весны, и, наверное, дождавшись, люди встречали с радостью)

Задание № 7

- Но у марта в старину была еще одна особенность. Прочитайте текст на с. 60 учебника.

Цель: познакомить учащихся с праздником весенний новый год.

Форма: индивидуальная, фронтальная.

Метапредметные результаты: уметь понимать и осмысливать прочитанное, строить сообщения в устной форме, осуществлять поиск нужной информации.

Предметные результаты: приобретение знаний о празднике весенний новый год в старину.

- Когда в старину отмечали весенний новый год? (14 марта в день святой Евдокии) (слайд 11)

- Давайте и мы с вами отметим в нашем календаре, когда в старину отмечали весенний новый год. (ученик отмечает в календаре наклейкой)

- Как звали святую Евдокию в народе? (Евдокия-Весновка)

- А теперь послушайте рассказ “Весенний новый год”.

- Посмотрите какие еще праздники есть весной, но они мы еще будем говорить на уроках окружающего мира. (слайд 12)

- А теперь на стр. 61 учебника прочитайте, как дети в старину кликали (звали) весну. (чтение заклички)

- Давайте обсудим с вами, о каких подарках весны говорится в закличке. Что такое „короб житушка, два — пшеничушки“?

- Почему так ласково названа пшеница?

- Почему, в связи с каким праздником, к подаркам весны относят и „яичушки“?

- Чем порадуют девушек „перстенечки“?

- Какую радость приготовила весна молодым женщинам, „молодушкам“?

- Что за радость будет у „стариков да старушек“?

- Какой из подарков кажется вам самым радостным?

- Сейчас мы с вами попробуем разыграть эту закличку по-своему:

Ой, весна-красна, что нам вынесла?

(Дети приветственно машут.)

— Короб житушка, два — пшеничушки,

(Раскрытые ладони протянуты вперед, как бы переполненные зерном, затем руки выполняют „сеющие“ движения.)

— Малым детям — по яичушку,

(Ладонь округлена „под яичушко“.)

— Красным девушкам — по перстенечку,

(Руки подняты, „хвалятся“ перстнем.)

— Молодым молодушкам — по детенышку,

(„Качают“ младенца.)

— Старикам да старушкам — по внучоночку!

(Руки опущены, „гладят“ голову ребенка.)” (слайд 13) 

VI. Обобщение полученных знаний

Задание № 8

Цель: обобщить знания о весенних месяцах.

Форма: индивидуальная.

Метапредметные результаты: перерабатывать полученную информацию.

Предметные результаты: обобщить полученные знания о весенних месяцах.

- Работа по карточкам. Ответить на вопросы.

1. Назови весенние месяцы по порядку.

________________________________

2. приведи примеры народных названий весенних месяцев. (3-4 примера)

________________________________

3. Когда в старину отмечали весенний новый год?

________________________________

VII. Итог урока

Цель: систематизировать знания полученные на уроке.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока, оценивать совместно с учителем результат своих действий, адекватно воспринимать оценку работы учителем, товарищами; выполнять учебные действия в устной речи.

Предметные результаты: систематизировать и преобразовывать полученную на уроке информацию.

- Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно его сделать?

- Прочитаем вывод на стр. 61 учебника.

- А теперь я хочу спросить у вас тему нашего урока, цель.

- Что вы узнали, выяснили и чему научились сегодня на уроке? (слайд 14)

- Как вы думаете, все ли мы узнали о весне?

- Ребята нашего класса подготовили стихи о весенних месяцах. Давайте их послушаем. (дети читают стихи)

VIII. Рефлексия

Цель: умение оценивать свою деятельность.

- Ребята, у вас на партах лежит солнышко и снежинка. Поднимите солнышко те, у кого сейчас хорошее настроение. А снежинку те, у кого настроение не очень хорошее.