Внеклассное мероприятие по истории России "Сергий Радонежский - великий подвижник земли русской"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (181,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью “подвижника” и духовного наставника земли русской - Сергия Радонежского; показать на примере его жизни свершение нравственного подвига во благо Родины;

1. Вводная часть. Слайд2 (эпиграф)

Из века в век
Твой ясный свет
Сияет над Россией.
Твой образ Пресвято
Живёт в сердцах людей

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Наш вечер посвящён памяти Великого игумена и подвижника земли русской, Сергию Радонежскому. В чём секрет его исторического успеха? Тайна Сергия в том, что он ближе всех подошёл к идеалам Евангелия: в жизни, в поведении, в отношении к окружающим.

Слайд3 Имя это сохранилось в народной памяти благодаря житию, созданному в 1417 - 1418 годах. Написал его монах Епифаний Премудрый выдающийся деятель русской культуры. Житие посвящено личности выдающейся: Сергий Радонежский не просто священнослужитель, причисленный к лику святых, а человек, жизнь и дела которого оказали определяющее влияние на всю последующую жизнь народа русского, а его житийное изображение - на русскую литературу и культуру в целом.

Каким был этот человек, семь веков почитаемый на Руси, как никто другой? В летописях говорится, что имел нрав смиренный, был милостивым, добрым, целомудренным, любил нищих и странников. О его отношении к людям сказано: “Одинаково любил всех, всем добро творил, ко всем любовь имел”. Но более всего любил Русь! Слайд4

Слайд5 (Видео) Фрагмент выступления В.В.Путина на торжествах к 700-летию С.Радонежского.

Ведущий: Россия, Русь!А какая она, Русь, времён С.Радонежского? Слайд6 (Видео) (Разрозненная Русь.)

Пройдёт ещё более 100 лет, прежде чем русские земли объединятся вокруг Москвы и сбросят ненавистное иго, но начало этому единению было заложено именно в 14 веке. И значительную роль в этом сыграла Русская Православная Церковь и Сергий Радонежский.

2. Основная часть Слайд7(1)

Будущий игумен Земли Русской родился у благочестивых родителей — ростовского боярина Кирилла и жены его Марии, в сельце Варницы. Днём рождения преподобного Сергия предположительно считается 3(16) мая 1314. При крещении младенец был наречён Варфоломеем в честь святого апостола Варфоломея. Семья ростовских бояр, подвергавшаяся беспрестанному разорению и притеснениям со стороны татаро-монгол, окончательно обеднела и была вынуждена перебраться в Радонеж, что недалеко от Хотькова.

С младенчества Варфоломей отличался от сверстников удивительной для его возраста молитвенностью. Варфоломей никогда не выходил из-под родительской воли, был послушным и ласковым ребёнком. Лишь одно не давалось ему — обучение грамоте.

Он молился: “Господи! Вразуми меня”. Как-то отец послал мальчика искать скот в поле, тот неожиданно увидел молящегося под дубом старца. Слайд7(2) Старец спросил: “Что хочешь, чадо?”. Варфоломей сказал: “Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой Отче, помолись, чтобы смог я научиться”. Старец ответил: “О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание”. Вернувшись, Варфоломей увидел, что знает грамоту. Очень рано Варфоломей почувствовал склонность к монашеской жизни, поэтому он обратился к отцу за благословением. Однако отец, одобрив решение сына, указал ему на свой и его матери преклонный возраст, из-за чего им невозможно обойтись без помощника по хозяйству.

Лишь после смерти родителей, он осуществил своё желание отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к “строжайшему монашеству”, к пустынножитию, и не найдя здесь успокоения и избавления от страданий он покидает монастырь.

Встреча инока со Христом

...Огибая глубокий овражек,
по следам от тележных колёс,
шёл откуда-то юный монашек,
не скрывая отчаянных слёз. (Слайд 81)
“Что случилось?” – спросил его прямо
Царь Небесный, на землю сходя.
“Потерял где-то ключ я от храма”, –
молвит юноша, слёз не щадя.
“Ах ты, горе!” – Спаситель смеётся. –
Вот твой ключ, не терзай себя, брат...”
А монашек опять не уймётся
и рыдает сильней во сто крат.
“В чём же дело?” – Господь негодует.
И, почти задыхаясь от слёз,
еле слышно, мол: “Книгу Святую
потерял я”, – монах произнёс.
“Ну и люди! – вздохнул Искупитель
и сказал чернецу: – Не тужи,
возвращайся спокойно в обитель –
дам Я книгу тебе для души”.
Но монах – аж хрипит от рыданий:
“Где ж обитель такая в стране,
чтоб укрыться мне в ней от страданий,
насылаемых бесом извне?”
И Господь, улыбаясь апрелю,
на далёкий кивнул ему лес:
“Ты построй себе келью под елью
и молись, чтоб забыл тебя бес.
Да мечтами о пище телесной
не дразни понапрасну себя.
Прилетит к тебе ангел небесный –
и покормит с ладони тебя.
Бог – с тобою!” – сказал. И десницей
начертал над монашеком крест.
И – исчез. И, как райские птицы,
засвистели щеглы и синицы,
и иные пичуги окрест. Слайд8 (2)
Ну, а что же монашек?.. С дорогой
распростившись по воле небес,
он доверил судьбу свою Богу
и – свернул в голубеющий лес.
Где теперь он? Господь его знает!
Только видно, как в свете зарниц –
в чащу леса всё чаще слетает
с высоты стайка радужных птиц... Слайд8 (3)

Ещё при жизни родителей Варфоломей присмотрел невысокую, пологую гору, прозванною Маковец, и омываемую с двух сторон речками, находящуюся в десяти верстах от Радонежа. Маковец стал на долгие годы местом пребывания преподобного Сергия. Сюда он пришёл вместе со старшим братом Стефаном.

Что это было? Бегство от мира? Вряд ли. Это был первый осознанный шаг к освобождению и обретению духовной свободы. Той свободы, которая даст толчок к избавлению Руси от ордынского ига, междоусобиц и произвола.

Братья срубили церковь и освятили её во имя “Святыя и Живоначальныя Троицы”. Так, было заложено основание будущего Свято-Троицкого монастыря, который летописцы станут называть “Домом Пресвятыя Троицы”. Слайд8(4)

Брату Стефану жизнь среди лесов, полная лишений и постоянных трудов, оказалась не по силам. Он уходит в Москву, в Богоявленский монастырь, где вскоре становится его настоятелем и духовником великого князя. Преподобный Сергий остаётся один. Леса в окрестностях горы были настоящими чащобами, полными диких зверей и хищников. К отшельнику зимой могли прийти волки. Что было у монаха Сергия, чтобы их отогнать? Только молитва. Волки приближались к нему, принюхивались и отходили прочь. Как утверждал жизнеописатель, молодой инок долгое время подкармливал, приходящего к его келии медведя, отдавая ему свой хлеб, сам нередко оставаясь голодным. Когда же еды не было, зверь жалобно выл, а преподобный Сергий ласково уговаривал его потерпеть.

Несмотря на то, что святой вёл отшельническую жизнь, слух о нём и церкви среди лесов, распространялся по округе. К нему потянулись иноки, искавшие уединения, особого монашеского подвига и руководства в нём. Не все оставались в новом монастыре. На первых порах инокам приходилось претерпевать большие лишения: и нехватку пищи, и недостаток воды, и великие труды по строительству монастыря. Слайд9(1)

Только крепкая вера, истинное благочестие побеждали трудности такой жизни. Преподобный наставлял братию словами из Евангелия: “Воззрите на птицы небесные, яко не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец Небесный питает их”. В самые же сложные моменты преподобный Сергий своим примером поднимал дух монашеской братии. Не было воды, он шёл по воду, не хватало рабочих рук, Сергий брался за топор и принимался за постройку,

пропадала вода, он, одному ему ведомыми путями, шёл по лесу и находил источник, Слайд9(2)

не было хлеба — Преподобный молился, и вскоре от некого христолюбца (как говорили в те времена) приходил обоз с хлебом. “Люты скорби, но сладок рай, тяжелы труды, но велика награда”, — так преподобный Сергий утешал братию, собравшуюся вокруг храма Живоначальной Троицы на Маковце. Слайд9(3)

Лет через пятнадцать начали появляться вблизи монастыря села. Монахи никогда у мирян ничего не просили, но люди приносили, кто что мог. Сергий раздавал все беднякам. Те, кто нуждались, получали приют, одежду, еду. Завещая поддерживать традицию, Сергий говорил: “Если эту заповедь будете хранить, и после ухода моего из жизни обитель моя весьма разрастется, и долгие годы нерушимой будет стоять”. Эта традиция и по сей день соблюдается.

Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Авторитет же самого святого был высок не только среди братии монастыря, но и среди церковных и государственных деятелей того времени. Слайд10(1)

Молитвенность, смирение, кротость, нестяжание, трудолюбие, истинное благочестие, особая духовная незаурядность, глубина ума вызывали у современников исключительное уважение к Преподобному;

Слайд10(2) ещё при жизни игумен Сергий почитался в народе как святой.

В самом начале не всё гладко было во вновь созданной Троицкой обители, особенно в то время, когда вводился общежительный устав. Видя, что часть братии противится новому порядку и не внимает увещеваниям, Сергий, ставший к тому времени игуменом монастыря, принимает решение покинуть его. Слайд10(3)

Так, он оказывается на реке Киржач, где начинает строительство новой обители. Нестроения же в Троицкой обители продолжаются и после ухода её игумена. Часть радонежских монахов следует за преподобным Сергием. Оставшиеся начинают осознавать свои заблуждения и обращаются к митрополиту Московскому Алексию с просьбой вернуть святого в обитель. Внимая зову раскаявшихся, преподобный возвращается и вновь принимается за прежние труды, подвизаясь то как простой монах, то как политик-государственник. При этом святой всячески избегает земных почестей, отказавшись, кстати, возглавить Русскую Церковь после смерти митрополита Московского Алексия в 1378 году.

Размышляя о значении преподобного Сергия в истории нашей страны, можно сказать, что время его духовного служения поставило перед Преподобным ещё одно предназначение, помимо спасения человеческих душ, — освобождение Руси от ордынского засилья. Однако прежде надо было собрать разрозненные княжества в единое государство с признанием главенства одного князя — Московского. В Орде также происходили усобицы: хан сменял хана, Орда ослабевала. В конце концов, власть захватил хан Мамай, желавший вернуть Орде былую силу. Кульминационным моментом в истории Руси ХIV века стала Куликовская битва, сделавшая решительный шаг к освобождению Московского государства от владычества Золотой Орды. Великая цель требовала великих усилий и немалых жертв. Слайд10(4) (Благословение на битву)

Благословение, данное Сергием Радонежским князю Московскому Дмитрию Ивановичу, означало дерзкое нарушение средневековых обычаев и возведение великого князя в царское достоинство. Только авторитет святого мог подвигнуть великого князя на такой серьёзный шаг, как открытое противодействие золотоордынскому хану. Этому способствовало осознание предстоящей битвы как сражения христиан с “погаными” в защиту православия.

Накануне сражения, которое состоялось 8 (21) сентября в день празднования Церковью Рождества Пресвятой Богородицы, великий князь Димитрий Иоаннович получил от игумена

Сергия грамоту, в которой, по словам Епифания Премудрого, было сказано, чтобы князь безо всякого сомнения начинал битву. “Чтоб еси, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и святая Богородица”. Каждый ратник, отправляясь бой, прекрасно осознавал евангельские слова, что “нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя”. И вот пришёл долгожданный час...

Слайд11 (видео) (Куликовская битва.)

Куликово поле

Поле Куликово, Куликово поле. Слайд12(1)
Русская равнина, Русское раздолье.
Политое кровью, сеяное болью,
Стало это поле скорбною юдолью.

Русские дружины не жалели жизни,
Чтобы жили дети, чтоб жила Отчизна.
Дмитрий, князь Московский, бился, как дружинник.
За родную землю, да за жен невинных.

Здесь мечи впервые подняли монахи,
Вместо лат одели схимы на рубахи.
Пересвет с Ослябей сан не посрамили
И за Русь Святую головы сложили.

И Орде татарской уж не править Русью.
Поминали старцы убиенных с грустью.
В памяти потомков сохранится вечно, Речка
Куликово поле да Непрядва-речка. Слайд12(2)

21 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев возглавили церемонию открытия памятника “Благословение князя Дмитрия Донского на битву преподобным Сергием Радонежским” на Красном холме Куликова поля. Слайд12(3)

Разгромив хана Мамая, Слайд12 (4) обескровленное, уменьшенное войско князя Димитрия Слайд12 (5)на пути в Москву вновь посетило Троицкий монастырь. Здесь был отслужен благодарственный молебен и совершена панихида по погибшим воинам. Это была суббота и день памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя московского князя, при жизни также бывшего воином. Преподобный Сергий установил обычай молиться в Димитриевскую субботу об убиенных на поле Куликовом. Этот обычай соблюдается и поныне. Но теперь молятся не только о героях Куликовской битвы, а обо всех воинах, душу свою за Отечество положивших на полях сражений.

1(14) ноября 1380 года великий князь Димитрий Донской собрал в Москве общерусский княжеский съезд, на котором, по словам летописца, была установлена “велия любовь”. Так была достигнута главная цель, поставленная преподобным Сергием и великим князем Димитрием Донским, “собирание” единой Руси вокруг Москвы. Задача эта была решена, по словам В.О. Ключевского, только благодаря тому, что преподобный Сергий своим личным примером пробудил нравственную потребность в русском человеке, униженном и угнетённом завоевателями. Пробуждение этой потребности и стало началом нравственного, а потом и политического возрождения русского народа.

Но не все князья откликнулись на призыв объединения. Много бед принесла народу вражда князей. Второе столетие страна страдала от набегов татар. Вместо того чтобы объединиться, удельные князья шли войной друг на друга. В Библии сказано: “Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Слайд13видео(Примирение князей)

После Куликовской битвы Великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну, не спрашивая на то позволения Орды. Это было знаменательно, Русь набирала силы и медленно, но верно шла к единству под руководством Москвы. И неоценима в этом роль Сергия Радонежского. Появление таких людей осветляло души мирян, пробуждало в них высокое чувство достоинства, духовной свободы, патриотизма.

Считается, что благодаря необъятной вере и любви к Богу и усердным молитвам Сергий Радонежский обрел дар исцелять больных людей, которые приходили к нему и молили о помощи. Сам святой, наделенный высшей скромностью, просил исцелённых никому не рассказывать о своем даре.

За полгода до своей кончины преподобный Сергий собрал братию, сказав: “Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную, смирением украшайте себя, единомыслие друг с другом храните”, — благословил игумена Никона стать своим преемником, а сам ушёл в безмолвие. 25 сентября 1392 года светлая душа Сергия вознеслась к Богу, чтобы золотой строкой остаться в истории России. В трех верстах от Ростова Ярославской области на берегу Ишны, на месте имения боярина Кирилла и Марии расположен Троицко-Варницкий монастырь. Слайд14

Более 40 обителей было основано Сергием и его учениками. В Москве и Серпухове, Звенигороде и Киржаче, под Костромой и Вологдой, в Димитрове.А духовным центром, сердцем православия стала Троице-Сергиева лавра.

Слайд15

Троице-Сергиевский мужской монастырь имеет статус Лавры и является резиденцией Патриарха Всея Руси. В Средние века, в отдельные моменты истории, монастырь играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой власти и народа. В одном из пророчеств Преподобный предсказал, что обитель будет сожжена, но восстановлена из пепла. Так и случилось. Во время нашествия татарского хана Едигея на Москву в 1408-м году Троицкая обитель была сожжена, однако игумен Никон, возглавивший ее после смерти святого, восстановил монастырь. Преподобный Никон в 1422-23 гг. “в честь и похвалу” основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому на месте первой деревянной Троицкой церкви воздвиг Троицкий собор. Слайд16(1) Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Здесь находятся Святые Мощи основателя монастыря Сергия Радонежского.

Прошли века, и там, где прежде
Была лесов дремучих ширь,
Стал в белокаменной одежде
Оплотом веры монастырь.

Кресты и главы золотые
Венчают иноков приют, Слайд16(2)
Где мощи Сергия святые
Нетленно в раке почиют.

Поэтому до сих пор и не зарастает тропа в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. И идут к Преподобному на поклонение и верующие, и колеблющиеся, и сомневающиеся, чтобы рассказать о своих нуждах, попросить помощи у великого русского святого и научиться от него жить по совести.

Для современного человека, несомненно, важным остаётся неизменная нравственная составляющая линия жизни преподобного, хотя такие понятия, как смирение, кротость, умение прощать обиды с трудом принимаются многими нашими современниками.

Любить ближнего, помогать слабому – простые истины? Много ли в наше время доброты и сострадания?

Слайд 17. Говоря об историческом значении преподобного Сергия Радонежского, как не вспомнить слова русского историка В.О.Ключевского, сказанные им ещё в 1892 году, но не утратившие актуальности и сегодня: “ имя его блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще добро погасло и замерло... Он открыл им глаза на самих себя...Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. При имени преподобного Сергия, народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшим возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия; не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведённые в нём траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся, и, лампады погаснут над его гробницей, только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его”. (Ключевский В.О

Сергий становится в сознании народа посредником между миром земли и силами божественными. В течение многих столетий народ воспринимает его как заступника перед Господом за Русскую землю.

3. Заключение. Давайте подведем итоги. Что же включает в себя понятие “нравственный подвиг человека”? Встречаются ли в современной жизни люди, которые прошли сложный путь духовных исканий? Приведите примеры.

Спасибо всем за внимание, ведущим за участие!

9.12.2014