Реки. Части реки. 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока.

  • Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы, бассейне и водоразделе рек.
  • Сформировать умения характеризовать реку по географическим картам, определять левый и правый берега, притоки левые и правые.
  • Развивать способность учащихся отбирать главное и существенное, сопоставлять и сравнивать, читать карты.
  • Воспитывать развитие патриотических чувств через величие и красоту рек России.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас, медиапроектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Изучая гидросферу, вы приступили к изучению вод суши. Какие воды относятся к водам суши? (подземные и поверхностные) На прошлом уроке вы изучили подземные воды, сегодня мы начнем изучение поверхностных вод суши. Какие воды относят к поверхностным? (реки, озера, ледники)

3. Изучение нового материала.

Определение темы урока.

Слайд 1

- Ребята, сейчас закройте глаза и представьте себе то, о чем вам подскажет мелодия и стихотворение, которое я вам прочитаю.

(играет мелодия "Шум реки" на фоне которой, учитель читает стихотворение о реке)

Плывет лебедушкой, как песня плавная
Спокойной птицею ее волна.
Всегда игристая, река-красавица,
Как в поле ветер, здесь, она вольна.
Березы русские вокруг красуются,
Поля широкие и даль ясна
И наш красивый край не налюбуется
Тобой, красавица - моя, река.

- Откройте глаза и расскажите, что нарисовало ваше воображение, когда вы слушали музыку. Как выдумаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Реки играют в жизни человека огромную роль. Еще в Древности по ним селились племена, возникали села и города.

- А почему? (Реки кормили и поили людей, были естественной преградой от врагов. Реки - это главный путь сообщения между людьми. Вся жизнь человека связана с реками. Издавна реку любили поэты и художники и воспевали ее красоту в своих творениях. На Руси реки не только любили, но и почитали, ласково называли, давали меткие характеристики:

Волга – матушка, Енисей – могучий богатырь, Ангара – дочь Байкала, Лена – сибирская красавица, а Обь – свое имя получила от народа коми, что в переводе означает “бабушка”

И в настоящее время реки играют большую роль. Слайд 2.

Слайд 3

Огромное множество рек на планете. Они, как кровеносная система пронизывают все части суши. Самая длинная река – Нил, а самая многоводная – Амазонка.

Но, ни в одной стране мира нет такого количества рек, как в нашей. Если учитывать только те реки, длина которых превышает 10 тыс.км., то общая длина их составит более 3 млн.км.! Соединившись, наши реки могли бы несколько раз покрыть расстояние до Луны и обратно.

-А какие реки есть у нас в республике? Они имеют красивые названия (Агидель, Караидель... ), об этих реках сложено множество легенд, песен. Вы их знаете из курса Культура Башкиртостана.

Вы уже поняли, что тема нашего урока “Реки” Слайд 4

- Как вы думаете, что же нам нужно знать о реках? (3 щелчка)

Ребята формулируют цель урока (2 щелчка)

- А что же такое река? Попробуйте дать определение. Слайд 5

- Попробуем дать по схеме определения этим частям и конечно, проверим, правильно ли вы мыслите.

Ребята называют части реки, формулируют определения.

- Почему текут реки? Рельеф земной поверхности не ровный, поэтому вода течет оттуда, где выше, туда, где ниже.

- Например, Река Лена куда течет? А Волга? (посмотреть по карте России)

- В какую сторону течет большинство рек России? Какой можно сделать вывод? (Уклон рельефа идет к северу)

Работа по карте: определить на карте притоки реки Обь, ее направление течения, исток и устье.

Если притоков несколько, их различают: приток 1 порядка, 2-го...

Виды истоков Слайд 6

Виды устьев Слайд 7

Устьем может быть – море, океан, озеро, другая река.

Дельта - форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Чаще всего имеет треугольную и веерообразную форму. Образуется на мелководных участках моря (озера) при впадении реки, несущей большое количество наносов.

Эстуарий - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносят приливно-отливые течения, а прилегающая часть моря достаточно глубока.

Работа по карте: откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты и эстуария.

Схема речной долины Слайд 8.

Углубление, в котором располагается русло, называется речной долиной.

Части речной долины:

Углубление, в речной долине, по которому постоянно течет вода – русло.

Часть долины, которая затопляется в половодье, называется поймой.

Постепенно река углубляет свое русло, вслед, затем понижается ее пойма. О прежней пойме напоминают террасы, которые хорошо видны на рисунке.

 - Давайте проверим, как вы запомнили части реки. У вас есть схема – подпишите основные части реки.

Подписать на карточках части реки (Приложение 1)

У кого работа вызвала затруднения, сверьте свои записи.

(Проверка правильности ответов идет по слайдовой презентации. Слайд 9

- Где берет свое начало река? (в озере)

- Где берет начало приток? (в горах)

- Где еще могут брать начало притоки? (в болоте, в роднике) - Если река имеет несколько притоков. Как мы их будем различать?

Прочитать в учебнике пункт 2 Бассейн реки и водораздел.

- Что такое бассейн реки?

- Что такое водораздел?

- Посмотрев, на физическую карту, можете сказать, какая река имеет самый большой речной бассейн? (Обь, Лена, Волга...) Слайд 10

- Что является для этих рек водоразделом?

Слайд 11

Определить: что является бассейном и водоразделом для рек, показанных на слайде

(Реки Яна, Лена)

4. Закрепление полученных знаний.

Слайд 12

Практическая работа по картам.

Работа в группах.

  • 1 ряд – река Енисей
  • 2 ряд – река Волга
  • 3 ряд – река Амазонка

- Опишите речную систему по плану.

1) Определите, где находится исток реки.

2) В каком направлении протекает река.

2) Где находится устье реки, его вид

3) Назовите правые притоки.

4) Назовите левые притоки

Проверка задания Слайд 13

5. Рефлексия.

- Что запомнили сегодня на уроке?

- А что больше всего поразило?

- Я научился...

Слайд 14

Домашнее задание.

  • Прочитать параграф 30.
  • В контурных картах подписать следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Ганг, Нил, Янцзы, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.