Авторская программа школьного экологического клуба "ЭСПАД". Некоторые исследовательские проекты учащихся, сценарии мероприятий

Разделы: Внеклассная работа


Содержание

  1. Введение
  2. Обоснование
  3. Цель и задачи
  4. Механизм реализации программы
  5. Методы и формы реализации
  6. Этапы работы
  7. Схема управления программой
  8. Инструментарий работы с детьми
  9. Ожидаемый результат
  10. Список использованной литературы
  11. Приложение

№1 Основные мероприятия

№ 2 Примерное календарно-тематическое планирование мероприятий с 1 июня по 30 августа

№ 3 Права и обязанности членов клуба

№4 Девиз клуба “ЭСПАД”

№5 Эмблема клуба

№6 Смета расходов

№7 Штатное расписание

№8 Результат работы экологического кружка

Введение

Экологический клуб “ЭСПАД” создается на базе школьного экологического кружка. Предлагаемая программа позволяет шире использовать возможности дополнительного образования, так как имеет четыре направления деятельности: исследовательское, природоохранное, информационно-аналитическое и досуговое

Данная программа предполагает углубление знаний учащихся естественнонаучного направления, приобретение навыков исследовательской работы, анализа, самоанализа, способствует формированию экологической культуры учащихся, развивает их творческие способности, способствует становлению активной гражданской позиции через общение с объектами природы родного края, формированию навыков адаптации в современном обществе, самоопределению в выборе профессии.

Участвовать в работе клуба могут одновременно до 60 учащихся. Возраст детей с 12 до 16 лет. Учащиеся могут пробовать свои силы в любом из четырех направлений клуба. Программа предполагает, возможности проявления творческих способностей учащихся, как в исследовательской деятельности, так и в практической работе природоохранного направления, а также в проведении различных культурно-массовых мероприятий экологической направленности. Учащиеся смогут проявить свои способности в роли фотокорреспондентов, а также корреспондентов школьной и местной городской газет.

Обоснование

В настоящее время отсутствие элементарной экологической культуры населения становится бедствием. Еще усугубляет эту проблему отсутствие уроков экологии в школе. На других уроках естественнонаучного цикла учащиеся получают достаточно информации, но она не становится их личным опытом, не формирует их навыки и потребности целесообразного поведения в природе.

Данная программа предлагает решение этой проблемы и позволяет использовать полученную информацию на уроках в формировании своего опыта, способствует применению экологических знаний в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих людей. Эти знания становятся личностно значимыми, что способствует становлению осознанной экологической культуры отдельной личности.

Цели и задачи

Цель: создание школьного экологического клуба для реализации творческой и инновационной деятельности учащихся, становления их осознанной экологической культуры.

Задачи по направлениям:

Исследовательское:

  1. Сбор и обработка коллекционного научного материала.
  2. Наблюдения в живой природе.
  3. Проведение экспериментов, направленных на выяснение особенностей жизнедеятельности, закономерностей развития и выявления взаимосвязей в сообществах живых организмов.
  4. Проведение школьного экологического мониторинга.

Природоохранное:

  1. Сохранение редких и исчезающих видов растений и животных (создание, участие в развитии и поддержание рабочего состояния городского парка, участие в озеленении города.)
  2. Очистка лесной территории от мусора.
  3. Снижение уровня безработицы среди подростков (создание летних трудовых бригад)

Информационно-аналитическое:

  1. Пропаганда охраны, защиты и бережного отношения к окружающей среде (проведение культурно-массовых мероприятий, выпуск познавательных программ на канале городского телевидения, выпуск печатной продукции, публикации острых статей на экологическую тему).
  2. Проведение научных, научно-практических конференций лекций, семинаров.
  3. Переписка, обмен опытом с другими экологическими организациями и объединениями округа, страны и мира.

Досуговое

  1. Проведение культурно-массовых мероприятий экологической направленности для учащихся среднего звена с целью привлечения их в клуб.
  2. Проведение классных часов экологической направленности для формирования экологической культуры учащихся младшего и среднего звена.

Механизм реализации программы

1. Общее положение.

  1. Школьный экологический клуб “ЭСПАД” является школьным учреждением и создается в рамках дополнительного образования.
  2. Клуб в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, другими законами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти ХМАО, Главы муниципального образования, приказами директора, а также настоящим положением.
  3. Клуб создается по инициативе учащихся школы, родителей на основе добровольности, общности интересов, равноправия его участников, самоуправления, законности и гласности.
  4. Клуб организуется на базе школы с привлечением учреждений культуры, здравоохранения, общественных организаций.

2. Основные направления деятельности.

Клуб создается с целью реализации творческой и инновационной деятельности учащихся, становления их осознанной экологической культуры.

2.1. Исследовательское:

Данную деятельность с учащимися проводит учитель экологии или биологии, имеющий специальную курсовую подготовку в данном направлении. В его обязанности входит: научить учащихся проводить наблюдения в природе, правильно производить сбор и обработку природного материала, проводить эксперименты и химический анализ собранного материала, правильно проводить школьный экологический мониторинг. Также оформление исследовательских работ

2.2. Природоохранное:

Природоохранной деятельностью занимается учитель биологии, основной задачей которого является, ознакомление учащихся с редкими и исчезающими видами растений и животных нашего края. Составление альбома растений и животных нашего края, занесенных в Красную книгу. Также создание гербария растений нашего края. Участие в акциях по очистке территорий от мусора. Участие в акциях по лесоразведению и лесовозобновлению. Работа с летними бригадами по озеленению территории школы.

2.3. Информационно-аналитическое:

В осуществлении данного направления работает учитель русского языка и литературы, при поддержке учителя экологии. Основной их деятельностью является подготовка фоторепортажей для школьной и местной городской газет. Подготовка и публикация острых статей в школьной и местной городской газетах. Подготовка видеорепортажей для местного телевидения.

2.4. Досуговое:

Реализацией этой деятельности клуба занимается педагог-организатор. Он организует членов клуба для проведения культурно-массовых мероприятий для среднего и младшего звена, членов клуба. А также проведение классных часов для младшего и среднего звена. Создание агитбригад.

Методы и формы реализации

  • Посадка деревьев, оформление клумб около школы.
  • Создание рекреационной зоны на территории школы
  • Проведение исследований, мониторингов окружающей среды
  • Экологические игры для учащихся среднего звена
  • Экскурсии.
  • Экологические эксперименты.
  • Сбор коллекций природного материала, гербария.
  • Культурно-массовые общешкольные мероприятия экологического содержания.
  • Выставки.
  • Агитбригады на экологическую тематику.
  • Проведение классных часов для учащихся младшего и среднего звена.

Этапы работы

1. Подготовительный - сентябрь 2009 года – январь 2010 года (составление программы, подбор кадров, определение места нахождения).

2. Информационный – январь 2009 года – май 2009 года (проведение информационных акций с целью привлечения учащихся в клуб, составление календарно-тематического планирования работы.

3. Основной – июнь 2009 года – апрель 2014 года (проведение основных мероприятий, согласно календарно-тематического планирования).

4. Заключительный – апрель 2014 года – май 2014 года (подведение итогов).

Схема
управления программой

Инструментарий работы с детьми

  • Проведение встреч со специалистами экологами.
  • Выезд членов клуба на буровые.
  • Выезд членов клуба в г.Ханты-Мансийск в музей “Природы и человека”.
  • Выезд членов клуба в природный парк “Самаровский чугас”.
  • Проведение мастер-классов со специалистами местного телевидения и городской газеты.
  • Выход на экскурсию на Водоочистные сооружения города Пыть-Ях.

Ожидаемый результат

Результатом внедрения данной программы является:

  • Создание школьного экологического клуба “ЭСПАД”.
  • Создание условий для проявления творческой и исследовательской деятельности учащихся.
  • Становление осознанной экологической культуры учащихся.
  • Становление активной гражданской позиции учащихся.
  • Написание не менее трех исследовательских работ и участие с ними в научно-практических конференциях.
  • Посадка на территории школы не менее 25 деревьев.
  • Создание на территории школы рекреационной зоны.
  • Проведение субботника на территории городского парка отдыха (очистка его территории).
  • Проведение не менее 20 классных часов для учащихся среднего и младшего звена.
  • Издание пяти номеров школьной экологической газеты.
  • Публикация трех статей на экологическую тему в местной газете.
  • Создание двух телепередач на экологическую тему на местном телевидение.

Список используемой литературы

  1. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/ Под редакцией Т.Я.Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 468 с. ISBN 5-89218-083-2
  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методических сборник. М.: Народное образование, 2001 – 272 с. ISBN 5-87953-153-8
  3. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ- ПРЕСС, 1998. -432 с.: ил. (“Занимательные уроки”) ISBN 5-7805-0270-6
  4. Образование: проблемы, поиск, решения: Сборник научно-методических работ. -Вып. № 10. Ханты-Мансийск. 2006г. -274 с.
  5. Старков В.Д., Мигунов В.И. Радиационная экология. Тюмень: ФГУ ИПП “Тюмень”, 2003, 304 с., табл.57, ил.77, прил.10. ISBN 5-87591-024-0
  6. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9 – 11 классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.: АО МДС, 1996. - 272 с. С ил. ISBN 5-86986-031-8
  7. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996. – 192 с.: ил. – ISBN 5-09-007809-2.
  8. Зенчик В.П. Аналитическая химия. – М.: Медицина. – 1971. – 335 с.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Некоторые исследовательские работы учащихся, членов экологического клуба “ЭСПАД”. Приложение 9