"Семейный клуб" – интерактивная форма общения

Разделы: Работа с родителями, Коррекционная педагогика


Основными задачами и направлениями взаимодействия детского сада и семьи являются:

  • активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс и деятельность дошкольного учреждения, деловое сотрудничество;
  • повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания в интерактивных формах;
  • гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга.

Для реализации этих задач требуются соответствующие им новые подходы, интерактивные формы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, которые могут сформировать дружеское сообщество педагогов, детей и родителей: семейные клубы, детско-родительские проекты, семейные гостиные, проведение совместных мероприятий, мастер - классов и т.д.

За многолетний опыт работы мы выявили наиболее эффективную форму взаимодействия с родителями, которая одинаково интересна и родителям и детям – это семейный клуб, основная идея которого, научиться родителям понимать особенности детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними, т.е. быть успешными родителями успешных детей. И назвали мы этот клуб – “Клуб успешного родителя”. Его работа стала не просто формой связи семьи и дошкольного учреждения, а это университет родительской информации, которая охватывает различные формы деятельности.

Наш семейный клуб действует уже не первый год и приобрёл свои традиции: чаепитие с “Самоварычем”, использование любимых семейных и народных игр, проведение мастер-классов, трудовых и благотворительных акций, вручение знаков родительской гордости. В рамках семейного клуба проводятся творческие мастерские, с участием родителей, дедушек и бабушек.

Мероприятия клуба планируются с учетом интересов родителей сразу на год, чтобы дать возможность родителям сориентироваться в проблемных вопросах воспитания и развития ребенка, подготовиться к встречам, пообщаться с педагогами “на равных”, поделиться опытом семейного воспитания. В заседаниях клуба участвуют не только педагоги и родители, но и дети. Здесь дети вместе с родителями рассматривают книги, обсуждают телепередачи, слайды с мероприятий, выполняют задания и играют в разные игры. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают им свои опыт и знания. Родители видят ребёнка в обстановке отличной от домашней, а так же наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Цели семейного клуба:

  • создать систему психолого-медико-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства по принципу: “Нужный специалист в нужное время”;
  • способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • помочь родителям рассматривать процесс образования, как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей ребенка.
  • популяризировать деятельность группы и детского сада среди родительской общественности микрорайона и города.

Каждая встреча посвящена работе над определенной темой. Основная форма проведения встреч – практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Мы стремимся не только подготовить полезную и интересную информацию, но и пригласить различных специалистов: “Мы стали старше” (участие логопеда), “Учите детей общаться” (участие психолога), “Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье” (участие тренера по физическому воспитанию), “Правильное дыхание – основа развития речи ребенка” (специалист по БОС), “Научим детей плавать” (тренер по плаванию).

Рассматривая значимость работы нашего “Клуба успешного родителя”, мы поняли, что результат взаимодействия следует оценивать не по количеству проведённых мероприятий, а по охвату родителей, их активности, заинтересованности, переносу полученного опыта в жизнь семьи (стали ходить в бассейн, библиотеку, собирать семейную коллекцию, появились новые семейные традиции, приобщились к рукоделию…), направленности данных мероприятий и усилий на развитие и воспитание ребёнка.

Встреча в семейном “Клубе Успешного Родителя”

Тема “Шаги в сказочном мире”

Средняя группа

Задачи:

  • показать родителям приемы работы со сказкой в условиях детского сада;
  • раскрыть возможность переноса полученных знаний в условиях семейного воспитания.

Наглядность:

  • “Уголок сказки” (подобраны атрибуты различных видов театров, которые можно изготовить и дома);
  • педагогическая литература по теме,
  • выставка детских книг из семейных библиотек,
  • стендовые сообщения в родительском уголке: “Как поддерживать у детей интерес к сказке?”, “Воспитание сказкой”, “Пословицы и поговорки”;
  • на доске плакат со словами В. А. Сухомлинского: “Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках в сказке, в собственном творчестве, красоте”,
  • настольные игры: “Сказки” Г. Немцов-Генов, “Герои русских сказок 2” лото.

Подготовительная работа: вывешивается объявление - приглашение на встречу в “Клубе Успешного родителя”, оформляется выставка семейных работ изобразительного творчества “В гости к сказке”.

Ход встречи

Педагог встречает родителей, предлагает им познакомиться с оснащением “уголка сказки”, обращает внимание на атрибуты, которые можно иметь дома: маски-шапочки с изображением знакомых детям животных, сказочных персонажей (варежковый, прищепочный, пальчиковый), различные виды театров.

Родители знакомятся с новинками книжного мира по данной теме.

Всех приглашают встать в круг.

Вступительное слово.

Уважаемые родители! Сегодня мы будем говорить о сказке, о шагах ребенка в сказочном мире. Сказочный мир таинственный и неповторимый. Порой кажется, что он рядом. Стоит только закрыть глаза, и все мгновенно становится волшебным: мамины туфли превращаются в хрустальные башмачки, перо в волшебную палочку. Так обыденные вещи уводят нас в сказку.

“А какие волшебные предметы вы встречаете в сказках?”. Ответы детей.

Вопрос к родителям: “Так что же такое – сказка?” Родители отвечают, передавая из рук в руки волшебное перо.

Знакомство со сказкой должно быть наполнено играми. Сейчас мы познакомимся с некоторыми, которые можно использовать в домашних условиях.

Отправляемся в сказочную страну (проходим к выставке семейного творчества).

Проводится игра “Назови сказку” (по рисунку, по иллюстрации).

Наши дети хорошо знают сказки, но могут ли они подобрать сказочных героев к ним?

Предлагаем настольную игру “Герои сказок”.

Почти в каждой сказке живут различные животные. У них разные повадки, настроение, характеры, движения.

Давайте поиграем в подвижную игру “В лесу” и попробуем изобразить разных зверей.

П/игра “В лесу” (имитация движений животных)

Закружился хоровод
Пляшет весь лесной народ,
А по тропочке лесной
Прыгал зайка озорной.
Мишка зайку догонял
И вразвалочку шагал.

Ёж грибочки собирал
на колючки надевал
B собою хороша
Шла лисичка не спеша.
Волк из леса прибежал
И зубами застучал,
И зверей всех разогнал!

Скоро сказка сказывается - да не скоро дело делается…

В каждой сказке свой порядок и если его нарушить, то это будет уже другая сказка.

Играем в настольную игру “Сказки” (выкладывание последовательности сюжетных действий)

“Кто может стать героем сказки?”. Ответы детей.

В следующей сказке героем станет наш язычок.

Логопед предлагает родителям, совместно с детьми разыграть фрагмент сказки “О веселом язычке”.

(Логопед акцентирует свое внимание на обучающей направленности сказки, необходимости правильного и четкого выполнения всех артикуляционных упражнений, иллюстрирующих историю, ввиду их важности как для постановки искаженных и отсутствующих звуков, так и для дальнейшего закрепления в речи).

Фрагмент “артикуляционной сказки”.

Язычок проснулся рано утром. Открыл окошко (открыть рот), проветрил комнату. Сделал гимнастику : наклоны направо, налево (соответствующие движения языком). Закрыл окошко (закрыть рот) и пошел умываться. Почистил зубы (движения языком от корней к краям верхних зубов, затем нижних), прополоскал рот (надувание щек поочередно) и пошел готовить завтрак. Замесил тесто (покусать интенсивно середину языка). Испек блинчики (закусит широкий кончик языка 4-5 раз). Съел их с вареньем (жевательные движения).

Ребята, назовите свои любимые сказки, мультфильмы.

Ваши бабушки и мамы, когда были маленькие, тоже любили слушать сказки и смотреть мультфильмы, и хоть прошло много времени, но некоторые из них вы знаете и любите до сих пор.

Давайте посмотрим мультфильм “Два жадных медвежонка”, таким, каким его смотрели ваши бабушки в детстве. (Обсуждение сказки)

Домашнее задание.

Придумайте с детьми, как можно закончить сказку, чтобы у нее был счастливый конец.

Заключительное слово

Помните, что дети знакомятся с окружающим миром, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно – с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребенка. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки.

Литература

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки.
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи.
  3. Гусарова Н.Н. Маленькие сказки и развивающие упражнения для дошкольников.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками.
  5. Иванова Э.Н. Расскажи мне сказку.
  6. Кострыкина В.Н. Тру-ля-ля. Издательство “Каприз”. 2003 г.
  7. Нищева Н.В. Любимые сказки.
  8. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада.
  9. Соловьева Е., Царенко Л. Наследие и быль, и сказка.
  10. Таллер Л.А. Здравствуй, книга.
  11. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.
  12. Филиппова Л.В., Филиппов Ю. В. Сказка как источник творчества детей.
  13. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок.