Организация индивидуальной работы на уроках математики в сельской школе в условиях здоровьесбережения

Разделы: Математика


Обострение социально-экономических проблем в России и, как следствие ухудшение демографической ситуации приводят к увеличению числа школ и классов с низкой наполняемостью учащимися. В глубокой, удалённой от крупных промышленных и административных центров провинции таких школ становится всё больше и больше. Качество образования учащихся в них в большинстве своём ниже требуемого, и их выпускники гораздо менее конкурентоспособны с точки зрения социализации в обществе. Один из важных показателей этого – поступление выпускников из провинциальных школ в вузы – в два с лишним раза ниже. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в школу приходит значительное число детей с низким уровнем развития, обусловленным ухудшением социально-экономического положения семьи из-за массовой безработицы, особенно характерной для сельской местности.

Вместе с тем сельские школы более гибкие и мобильные, имеют большие возможности в поиске альтернативных форм организации образовательного процесса, осуществлении индивидуализации образования и его направленности на личность. Главными преимуществами такой школы являются небольшая наполняемость классов, возможность более тесного общения детей и педагогов, осуществление непосредственной частой связи с родителями. Именно в сельской школе есть возможности для постоянного наблюдения за ребенком, изучения склонностей и индивидуальных особенностей каждого.

В последнее время достаточно много внимания уделяется здоровью учащихся, которые значительный отрезок своей жизни – детство и отрочество – проводят в школе. Создавая условия для формирования интеллектуальной сферы, личностного развития и эмоционального благополучия, мы должны заботиться и о психологическом комфорте учащихся, который складывается из демократического стиля взаимоотношений учителя и ученика, из возможности самореализации личности через организацию разнообразной деятельности, из возможности учиться и развиваться соответственно своим психофизиологическим особенностям, из создания ситуации успеха, атмосферы творчества и дружелюбия.

Кардинальные изменения, которые происходят в обществе, ставят перед

системой образования новые задачи. Возникновение информационного общества предъявляет новые требования к образовательным системам -акцент переносится с объема знаний на умение получать и перерабатывать информацию, адаптировать ее к постоянно меняющемуся обществу. Быстрые темпы развития научного знания требуют от человека мобильности,гибкости, подвижности сознания, развитой способности к рефлексии, постоянной творческой активности.

Приоритетные задачи школы: с одной стороны, создать условия для формирования достаточно широкого круга общеучебных и фундаментальных знаний, умений и навыков, устойчивой жизненной позиции, что необходимо для становления, самоопределения и социализации личности. С другой стороны, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения, предоставить наиболее благоприятные возможности для развития интересов, способностей и склонностей, индивидуальных запросов каждого ученика.

Организуя индивидуальную работу, важно вызвать у учащихся интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях. Нужно вскрыть перед учащимися причины отставания и указать пути ликвидации пробелов. Важно, чтобы учащийся постоянно чувствовал свое продвижение вперёд; объём и трудность заданий следует увеличивать постепенно. Задача учителя - изучить индивидуальные особенности учащихся, оказать им своевременную помощь, облегчить им работу над учебным материалом. Часто даже незначительное продвижение окрыляет ребенка, повышает интерес к занятиям.

Чтобы организация индивидуальной работы на уроках математики в сельской школе в условиях здоровьесбережения была наиболее эффективной нужно решить следующие задачи:

  • повысить активность каждого ученика в постижении и передаче знаний в процессе обучения на уроках математики;
  • обеспечить учащимся возможность обучения в соответствии со своими индивидуальными особенностями и темпом усвоения;
  • выработать у учащихся способности к самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности;
  • снизить утомляемость и напряжение за счет переключения на разнообразные виды деятельности и повышения интереса к математике;
  • привить учащимся навыки сотрудничества со сверстниками, коллективизма, взаимоконтроля и взаимообучения как главный резерв эффективности обучения;
  • использовать демократический (психосберегающий) стиль общения учитель – ученик, учащихся между собой, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь;
  • дать возможность утвердить свое личное неповторимое “Я” именно через индивидуальный либо в малой группе способ работы на уроках математики.

Работа учителя — это постоянный, не прекращающийся ни на один день поиск, поиск путей совершенствования процесса обучения.

Каждый ребенок приходит в школу из разной социальной среды, в которой он развивался, следовательно, несет различный багаж знаний и умений. “…В школе больше теряют в своем развитии те, кто достиг высокого умственного развития до школы, и выигрывают те, кто пришел в школу с низким уровнем умственного развития” (Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. Красноярск, 1998). Зона ближайшего развития таких детей разная и, как следствие этого, разный темп их развития и усвоения знаний. Поэтому возникает необходимость обращения к индивидуальной работе с учащимися. При использовании индивидуальной работы на уроках учащиеся с большой зоной ближайшего развития могут продвигаться вперед, насколько позволяет им их индивидуальный темп. А учащиеся, имеющие определенные трудности в учении, получают возможность проявить себя, найти ту сферу, в которой они с успехом могут самореализоваться, утвердиться. Как правило, наличие значимой сферы, успехи на уроке, утверждение себя, способность справиться с определенными задачами влекут за собой “повышение успеваемости”, улучшение результатов обучения. И тогда учитель может твердо отойти от обучения с ориентировкой на ученика со средними способностями, когда сдерживаются наиболее даровитые и подгоняются вялые, когда большая часть учащихся обучается на уровне ниже своих возможностей.

Для стимулирования познавательной и творческой активности учащихся, для организации индивидуальной работы с ними очень важно, чтобы учитель знал силы каждого ученика, чтобы учитель пришел к твердому убеждению, что все его ученики способны справиться с теми задачами, которые перед ними выдвигаются. К такому убеждению должны прийти и сами ученики. Если же нет уверенности в себе, нет и участия ученика в общей работе.

Задача учителя при обращении к индивидуальной работе – создать условия для психологического комфорта учащихся. А это значит, учителю необходимо продумать следующее:

  • стиль взаимоотношений учащихся и учителя на уроке, учащихся друг с другом, атмосферу дружелюбия;
  • возможность самореализации личности учащегося через организацию разнообразной деятельности на уроке;
  • возможность учащегося учиться и развиваться соответственно своим психофизиологическим особенностям;
  • атмосферу творчества, являющуюся одним из условий сохранения здоровья и развития активной созидательной личности;
  • создание ситуации успеха.

При организации индивидуальной работы с учащимися учителю целесообразно опираться на характеристику возраста учащихся и связанные с этим особенности обучения. П.П. Блонский в своем учении о формировании личности ребенка обращает внимание на то, что если в начальной школе особенностями обучения были частая сменяемость видов деятельности (в силу слабого произвольного внимания детей), опора на предметно-образное мышление и учет подвижной активности, то своеобразие обучения в среднем звене должно отражать изменения, происшедшие в интеллектуальном развитии подростков. Значимой деятельностью для подростка становится общение.

Выделяются следующие характерные для подросткового возраста особенности:

  • произвольное внимание делается достаточно устойчивым;
  • усвоение опирается на книгу, то есть развилась так называемая опосредованная память;
  • мышление становится более систематическим, еще в значительной мере конкретно, но уже выходит за пределы непосредственно воспринимаемого и ищет объяснения ему;
  • уже имеется самоконтроль в работе;
  • приобретены элементарные навыки систематического умственного труда.

Обучение в этот период должно все больше основываться на самостоятельной работе учащихся и организовываться так, чтобы с самого начала постепенно подводить их к овладению методами саморазвития.

Не стоит забывать о значимости коллективной работы в подростковом возрасте. П.П. Блонский в своих трудах говорит: “…психологические преимущества коллективной работы хорошо выяснены. Коллектив обогащает индивидуума, количественно и качественно улучшает наблюдательность и суждения, расширяет кругозор, устраняет субъективизм и односторонность”.

Небольшая наполняемость классов сельских школ позволяет учителю более тесно общаться с детьми, осуществлять непосредственно частую связь с родителями. Именно в сельской школе есть возможности для постоянного наблюдения за ребенком, изучения склонностей и индивидуальных особенностей каждого. Учитель может познакомиться с психологическими характеристиками ученика через заключение педагога-психолога. Если же в школе такой возможности не имеется, то учитель может сам выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и наблюдать продвижение ученика от незнания к знанию, отслеживать развитие умений и навыков по предмету. Все это можно отразить в индивидуальной карте развития ученика по математике. Все параметры в индивидуальной карте оцениваются методами наблюдения и субъективной оценки, выражающейся в следующих формулировках:

Навыка нет

Начинающийся навык

Начальный навык

Развивающийся

Развитый

Таким образом, данные индивидуальной карты показывают, какие умения и навыки необходимо развивать ученику и какие развиваются более успешно. Последние пять пунктов карты – это блок информации о здоровье ребенка. Если учитель заботится о здоровье ученика, отслеживает влияние учебного процесса на его здоровье, прилагает все усилия для сохранения и увеличения запаса жизненных сил учащегося от начала к концу урока, тогда индивидуальная работа, проводимая на уроках математики будет строиться без ущерба для здоровья учащихся, будет вызывать у них только позитивную самооценку.

Опорой учителя при построении индивидуальной работы с учащимися на уроках математики также могут быть диагностические карты учащихся, отражающие обязательный набор тем, которые учащийся должен усвоить за время обучения в данном классе . Диагностическая карта дает возможность для правильного распределения работы в малых группах при взаимоопросе и взаимопроверке.

Малые группы формируются учителем по результатам контроля и анализа работ школьников на предыдущем уроке. Опора – тематическая диагностика, где отмечаются усвоенные и неусвоенные темы. Чтобы выявить уровень подготовки к последующей теме, учащимся предлагается предварительное тестирование. Школьники, готовые к усвоению нового знания, объединяются в одну группу и направляют свою деятельность на исследование по заранее подготовленному учителем материалу, то есть создается проблемная ситуация, требующая самостоятельного разрешения со стороны школьника.

Выводы сравниваются с образцом - теоретическим материалом учебника. Школьники, благополучно справившиеся с заданием, могут выступать в роли консультантов для тех, кто не усвоил тему или не показал способности применить данный теоретический материал на практике: решитьзадачу или составить математическую модель к решению задачи.

Ребята, допускающие ошибки в предварительном тестировании не переходят к изучению нового, а возвращаются к неусвоенной теме.

Не всегда ученик, показавший положительный результат в освоении определенной темы, может быть консультантом для другого при работе над следующей темой. Случается, что дети меняются ролями консультанта и обучаемого. Проводится работа по “обмену опытом”, когда члены группы объясняют друг другу недоработанные темы.

Индивидуальная работа на уроках математики с отстающими учащимися будет отлична от индивидуальной работы с сильными учащимися.

В связи с тем, что именно отстающие учащиеся переходят в категорию неуспевающих, необходимо проводить своевременную и профилактическую работу с каждым учеником, у которого стали заметны признаки отставания. А признаками отставания учащихся каждый учитель может считать следующие:

1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, поставленной перед ним на уроке, не может наметить план ее решения, выполнить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате выполнения задачи. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при слушании объяснения учителя, при чтении текстов задач и выполнении упражнений.

2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти изучаемое правило в тексте учебника.

3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4. Ученик не реагирует эмоционально на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить ни ход работы, ни результат. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести правило, не может, излагая материал, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

В данном случае указаны признаки, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся – это, во-первых, наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; во-вторых, вопросы учителя и требования сформулировать то или иное правило, общение учителя с учащимися; в-третьих, обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на вопросы, анализирует ошибки учащихся и старается корректировать эти ошибки совместно с учеником.

Учитель, который стремится не допустить неуспеваемости, постоянно ставит перед учащимися вопросы, поощряет их вопросы к нему и друг к другу, наблюдает за тем, как учащиеся справляются с учебной работой, отличает их реакции по восклицаниям, мимике, жестам. Дело это нелегкое, для этого учителю надо быть настоящим психологом.

Кроме того, необходимо вырабатывать целую систему действий по формированию положительного отношения к учению у слабоуспевающих школьников. Формируемые отношения складываются на трех-четырех этапах работы. Положительное отношение к содержанию учебного материала вырабатывается так: на первом этапе дается наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, на втором этапе материал занимательный, но уже касающийся сущности изучаемого, а на третьем этапе – уже существенный, важный, но непривлекательный материал. Положительное отношение к усвоению знаний формируется у неуспевающих учеников следующим образом: на первом этапе действует учитель – ученик только воспринимает, на втором этапе ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса; на третьем этапе ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса, и на четвертом этапе ученик действует самостоятельно.

Для того чтобы у отстающего ученика выработать положительное отношение к своим силам, необходимо сначала поощрять его успехи в учебе, не требующей усилий, затем уже поощрять успехи в учебе, требующей некоторых усилий, и только потом поощрять успехи в учебе, требующей значительных усилий. То есть, в данной системе работы по формированию положительного отношения к учению у отстающего школьника нужно идти от простого к более сложному.

Выявив отстающего ученика, учитель должен принять ряд профилактических мер, сделать акценты в обучении именно на такого ученика на каждом этапе урока. Тем более необходимо своевременно выявлять отстающих учащихся и проводить с ними работу на каждом уроке русского языка, так как от степени овладения им зависит успеваемость по многим другим предметам.

Для учащихся с большой зоной ближайшего развития, имеющих хороший потенциал, учитель должен предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей; давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление
к приобретению знаний; предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения; поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.

1. Приемы индивидуальной работы с учащимися на уроках математики. (Приложение 1)

2. Индивидуальная работа в начале урока. (Приложение 2)

3.Учет индивидуальных возможностей в работе над ошибками. (Приложение 3)

4. Индивидуальная работа при объяснении нового материала. (Приложение 4)

5. Индивидуальная работа при закреплении изученного на уроке. (Приложение 5)

6. Индивидуальная работа при выполнении самостоятельной работы. (Приложение 6)

Приложение 1

Приемы индивидуальной работы с учащимися на уроках математики

Очевидно, что организация индивидуальной работы с учащимися зависит от типа урока. Индивидуальная работа учащихся на уроках повторения будет иной, чем на уроках объяснения нового материала. Да и разные этапы урока (начало, проверка домашнего задания, новый материал, закрепление, задавание уроков на дом), естественно, дают разные возможности для индивидуальной работы с учащимися.

Итак, сначала проследим за индивидуальной работой с отстающими учащимися на разных этапах урока математики.

В процессе контроля подготовленности учащихся нужно специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения; разрешить пользоваться отстающим ученикам перед ответом у доски записями в тетради; разрешить пользоваться планом ответа; поощрять такого ученика при ответе, создавая ситуацию успеха. Нужно стараться контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие занятия. В процессе проверки домашнего задания необходимо тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах и письменных работах с тем, чтобы концентрировать внимание на устранении типичных ошибок. По окончании изучения темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений и навыков учащимися, выявлять причины отставания. Чтобы отстающий ученик всегда был готов к ответу, именно его во время опроса необходимо спрашивать чаще, иногда позволяя снизить темп опроса, предоставляя возможность подготовиться у доски несколько дольше обычного. Слабоуспевающий ученик нуждается при ответе наглядными пособиями, помогающими излагать суть материала (таблицы, опорные конспекты, алгоритм действий).

При проведении математического диктанта необходимо помочь слабым учащимся, дифференцируя способ проверки решения уравнений и задач. Учитель зачитывает задания, сильные учащиеся самостоятельно записывают и выполняют в тетради. Слабые же учащиеся получают карточки, в которых помещены образцы решения или алгоритмы решения некоторых заданий. Такая карточка-помощник одновременно является опорой слабоуспевающего ученика и придает ему уверенности в своих силах. Ученик чувствует, что он может идти вровень с остальными, будет стремиться в дальнейшем к тому, чтобы совсем не пользоваться карточками-помощниками.

При изложении нового материала учителю необходимо акцентировать внимание учащихся на главных моментах новой темы. Темп изложения должен быть доступен для слабых учащихся. Нужно обязательно проверять в ходе урока степень понимания слабоуспевающими учащимися основных элементов излагаемого материала. Чаще обращаться к ним с вопросами, вовлекая их в беседу. Применять средства поддержания интереса к усвоению темы, включая выход на жизненные позиции, на жизнь реальную, окружающую учащихся в повседневности; включая в региональный компонент обучения материал, знакомый или содержащий интересные факты для учащихся; стараться подать новый материал так, чтобы он легко запоминался, то есть, используя алгоритмы действий, опорные конспекты, схемы. Очень эффективно привлечение отстающих учеников в качестве помощников учителя, а также приобщение их к высказываниям при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учащимся. Одним из ведущих средств воспитания учащихся является самостоятельная работа школьников. Самостоятельная работа становится средством активной познавательной деятельности, если чётко поставлена цель работы; ученик осознал и принял эту цель; в процессе работы ученик преодолевает интеллектуальные затруднения, проявляя при этом волевые усилия; в процессе работы закрепляются или приобретаются новые знания и способы деятельности; в процессе выполнения работы ученик развивает свои нравственные и физические силы.

Организованная таким образом самостоятельная работа предъявляет к ученикам определенные требования, заставляя его мобилизовать внутренние силы, преодолевая инерцию, проявляя волевые усилия.

Одним из эффективных средств организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения и выработки умений постоянного обновления знаний являются

В ходе самостоятельной работы нужно подбирать индивидуальные задания для отстающих, включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Задания лучше разбивать на части, выделять в сложных ряд простых, делать ссылку на аналогичное задание, выполненное ранее. Слабому учащемуся желательно напомнить способ выполнения задания, указать на необходимость актуализировать то или иное правило, формулу проинструктировать о требованиях к оформлению задач по геометрии. Результативно приучать учащихся осуществлять самоконтроль, стимулируя самостоятельные действия слабоуспевающих.

При организации домашней работы учителю необходимо подбирать такие индивидуальные задания для слабоуспевающих учащихся, чтобы у них не возникло трудностей при самостоятельном выполнении упражнения. Таких учащихся нужно четко инструктировать о порядке выполнения домашней работы, проверять степень понимания этих инструкций.

Приложение 2

Индивидуальная работа в начале урока

Начало урока должно сразу включить в работу всех учеников, поэтому одним из приемов работы могут стать устные упражнения, поскольку такой вид работы посилен всем.Устные упражнения могут предлагаться учащимся с самыми различными целями:

  • углубление и расширение знаний учащихся;
  • формирование различных навыков - операционных, логических, конструктивных;
  • развитие речи учащихся;
  • подготовка к изучению нового материала;
  • подготовка к предстоящей самостоятельной работе;
  • ликвидация пробелов в знаниях учашихся;
  • работа над ошибками и целый ряд других целей.

Эти цели тесно связаны между собой , поэтому содержание упражнений может преследовать сразу несколько целей.Эффективное использование

устных упражнений возможно при условии, если устные упражнения сочетаются с различными способами контроля, вынуждающего каждого ученика выполнять эти упражнения.Проблема эффективности устных упражнений связана не только с их содержанием, но и с организацией срочной обратной связи при их выполнении. В качестве средств, обеспечивающих обратную связь, используются жетоны 3 цветов, перфокарты, таблицы с зашифрованным кодом, ноутбуки. Математические диктанты также эффективны при индивидуальной работе в начале урока.Тексты для устных диктантов определены, они очень часто повторяются, потому что в работе с одним и тем же текстом меняются задачи: в одном случае найти пример с данным ответом, в другом - вычислить значения данных выражений и прочитать математический текст.

В начале урока очень эффективно использовать прием самопроверки, так как работа (любая!), проверенная самим учеником, принесет большую пользу, потому что он сразу увидит результат. Задание ученик проверяет карандашом. Приемы самопроверки для разных учеников разные: одни проверяют записанное по ответам. Ученик сам ставит себе оценку. Конечно, он может сознательно или случайно пропустить ошибки. Учитель, проверяя две-три работы тут же в классе, в первый же раз “отучит” проверять невнимательно: тот, кто не пропустил ни одной ошибки, получает “пять” — за проверку; тот же, кто пропустил даже одну ошибку, получает “три” . Таким образом, учитель приводит учащихся к мысли, что лучше не пропускать ошибок, работать внимательно и честно.

Эффективно использовать индивидуальную работу при создании задач творческого характера. Можно проводить работу по созданию примеров, задач и упражнений, которые дает учитель. Индивидуальная работа при этом организуется естественно, потому что каждый ученик сделает ее так, как он может, насколько хватит у него сил. Ученики встают в позицию “исследователя”, а это и создает ту истинную активность, учитывающую индивидуальность ученика, без которой немыслим процесс обучения.

Индивидуальная работа с учащимися при опросе домашнего задания – трудное и важное дело, если учесть, что участие всего класса в опросе обязательно и появляется необходимость научить учащихся активно работать при опросе. Но что спрашивать товарищей по классу? Как сформулировать вопрос? Для этого на обобщающих уроках активно используются вопросы и контрольные задания к теме, данные в учебнике. На каждом же уроке после изучения параграфа ученик должен уметь задать вопрос именно по изученной теме. Вот здесь и пригодится умение учащихся работать в малых группах, осуществляя взаимоопрос.

Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Работа в малых группах располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы. Учащиеся при опросе занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, то есть не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана. Знания при взаимоопросе усваиваются прочнее, потому что увеличивается ответственность учащегося, выступающего в роли спрашивающего, отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение им оперировать на практике. Немаловажную роль при данном приеме работы играет и то, что учащийся отвечает учащемуся, а не учителю, то есть снимается психологический барьер, существующий при ответе особенно слабоуспевающего ученика учителю.

Самое интересное и полезное для учащихся задание — задать вопрос по всей изученной теме, обязательно используя при этом учебник. Работа с учебником развивает индивидуальные возможности учащихся, потому что он становится помощником, советчиком, дает возможность сказать точно и ясно то, что ты хочешь сказать, правильно, со знанием дела задать вопрос.

Индивидуальные возможности учитываются при такой деятельности в первую очередь. Если сильный ученик может задать вопрос всегда, то слабому это сделать трудно; следовательно, нужно всех поставить в одинаковые условия, всем дать “точку опоры” - и результат будет налицо.

Такая деятельность ученика на уроке учит анализу, учит управлять своими мыслительными процессами, учит творчеству. При этом все учащиеся подготавливаются к еще более сложной практической работе: проведению уроков-семинаров.

При организации домашней работы нужно учитывать посильность задания, согласовывать объем домашнего задания с другими учителями, исключая перегрузку, что особенно важно при здоровьесберегающих технологиях обучения.

Формы проверки домашнего задания разнообразны, но в любом случае и в этом виде работы должно быть заметно продвижение учащихся в развитии мыслительных, и интеллектуальных возможностей, должны быть учтены индивидуальные возможности каждого. Для тренировки вычислительного навыка можно проверять домашнее задание, собирая допущенные вычислительные ошибки “По следам выученных параграфов”, “По следам выполненных упражнений”. Такая работа проходит с последующей самопроверкой.

Очень полезна и взаимопроверка домашнего задания, когда учитель или заранее подготовленный ученик дает правильный вариант выполнения задания, а ученики исправляют , сами оценивают работу. Важно прослушать решение одной задачи с помощью разных способов ее решения. Самоутвердиться в такой работе может и слабый ученик, если учитель заранее предупреждает его о том, что он будет выступать на следующем уроке в роли консультанта. Учащийся постарается сделать работу безошибочно, естественно получив потом за нее хорошую оценку. Таким образом, создавая ситуацию успеха, учитель еще раз заботится о психологическом комфорте учащихся на уроке.

Эффективно проходит проверка домашнего задания, когда оно тесно связано с новым материалом урока, тогда класс несколько раз обращается к домашнему заданию и проверка его осуществляется рассредоточенно.

Индивидуальная учебная домашняя работа задается, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием рабочих тетрадей .

Задания к домашней работе могут включать и несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них. Свободный выбор задания не означает, что учитель не может посоветовать тем или иным ученикам начинать выполнение задания с более легкого, а потом переходить к более сложному.

Приложение 3

Учет индивидуальных возможностей в работе над ошибками

Для того чтобы индивидуальная работа с учащимися носила действенный, неформальный характер, нужна прежде всего предельно четкая картина истинных знаний учащихся, нужно ясное представление о пробелах в знаниях, нужен учет. Поэтому каждый ученик в любом классе имеет тетрадьПо следам моих ошибок” . Заполняет ее сам ученик после очередной самостоятельной, контрольной работы или тестирования.

Когда учитель после проведённой и проверенной им самим работы предлагает сделать работу над ошибками, то трудность как раз и состоит в том, что ученик не знает, на какое правило сделана ошибка, не знает, как к ней подступиться. Поэтому ученики не любят и не умеют делать работу над ошибками. Помочь им должен учитель.

Любая проверочная работа, проводимая в классе после изучения темы, содержит определенные трудности. Учитель их видит и у себя в работах помечает, где могут быть допущены ошибки и заранее предупреждает о внимательных и правильных рассуждениях, об изученных правилах и формулах.

Приложение 4

Индивидуальная работа при объяснении нового материала

Ускорение темпов развития общества, переход к гражданскому обществу с рыночной экономикой изменяет приоритеты не только в жизни, но и в образовании. Востребованными на рынке труда оказываются те, кто способен оперативно находить необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем,  кто умеет мобильно и конструктивно решать возникающие проблемы в различных сферах.

В этих  условиях традиционная система обучения уже не устраивает не только обучающихся, их родителей, но не устраивает и   учителей.  Выход из создавшегося противоречия заложен в новом подходе к образованию – компетентностному. Он  заключается в привитии и развитии у школьников набора ключевых компетенций, важнейшими из которых, считает  А. В. Хуторской, являются информационные компетенции. “При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире”.

Можно выделить следующие проблемы, стоящие перед  школьниками и учителями при изучении нового материала – это:

  • огромный поток информации из различных источников;
  • достаточно высокая скорость изучения предмета в школе;
  • невозможность и нежелание родителей оказать помощь в изучении тех или иных вопросов;
  • пропуски уроков и неспособность освоить материал  самостоятельно,

Отмеченные проблемы определили необходимость решения следующей педагогической (да и психологической) задачи: изменить способы и   методы  изучения нового материала.

Основным путем реализации этой задачи, во-первых, является “выращивание”, воспитание  у учащегося способности самостоятельно добывать  знания, в частности умение работать с информацией. Во-вторых, изменение принципа преподавания  “чем больше, тем лучше” на “запомни главное (существенное)”.

Выделяя значимость сформулированного нами принципа, приведем мнение М.М. Поташника: “Умение выделять главное не простая и не автоматически выполняемая процедура, доступная каждому без специальной подготовки, работы над собой. Умение выделять главное – это интегративный показатель ума, интеллекта любого человека (и учителя, и ученика). Умение выделять главное может быть освоено, только если человек свободно, грамотно, корректно умеет сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать, систематизировать и т.п., то есть владеть всеми другими мыслительными умениями”.

Индивидуальная работа с учащимися на главном этапе урока — на этапе, объяснения нового — это, пожалуй, самое сложное дело.

Когда говорится “новый материал”, то иногда забывается, что не весь “новый” действительно новый, забывается о том, что расположен этот материал в программе по математике.

Помимо общепринятых, традиционных приемов объяснения нового материала, эффективным в развитии индивидуальных возможностей учеников стало объяснение по заранее подготовленной на доске программе: 1) “Что надо знать” и 2) “Что надо делать”. В первой рубрике (“Теория”) записываются номера абзацев параграфа, во второй рубрике (“Практика”) даются номера упражнений, которые надо выполнить, чтобы закрепить теорию. При этом каждый ученик работает в привычном для себя темпе, и тот, кто быстрее выполнит задание, получает дополнительное задание, которое углубляет его знания. Этот вид работы идеально обеспечивает индивидуальный подход в обучении.

Приложение 5

Индивидуальная работа при закреплении изученного на уроке

Примерно на 20—30-й минуте урока начинается закрепление изученного материала. Первоначальное закрепление ведется от простого к сложному; задания, упражнения носят характер воспроизведения и тренировочного и творческого закрепления. Продумывая приемы закрепления, учитель должен точно знать, каковы возможности каждого ученика, как он воспринимает материал, какие пробелы в знаниях у него есть.

Поэтому ко многим темам даются упражнения для закрепления в качестве дифференцированного задания на дом. Важно позаботиться о многообразии домашних заданий, так как однообразие деятельности повлечет за собой односторонность развития личности. Сознательно использовать домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей.

Не надо считать само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задания. Мотивируйте задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.

Чаще  использовать дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося и их применения в интересах всего классного коллектива. Использовать индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей. Желательно давать домашние задание по группам :

I группа — это ученики, требующие повышенной нагрузки, II — меньшей

(как правило, к этой группе относим учащихся со слабо развитым вниманием); III — учащиеся, которые усваивают математику с трудом; IV — учащиеся со значительными пробелами в знаниях. Все деление очень условно, подходить к делению нужно крайне осторожно, каждый раз называя фамилии, а не номер группы.

На уроках закрепления изученного материала можно использовать новаторский вид домашней работы – составление домашней работы для соседа по парте. Например: “Составь для своего соседа по парте два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке”.

Учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности школьника: каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад. Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Поэтому домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого учащегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий, которые используются в воспитательных целях, а также для развития способностей одаренных детей. И тогда в процессе выполнения домашнего задания у школьников будет формироваться положительное отношение к учению. Важно использовать содержание домашнего задания в качестве проблемы на предстоящем уроке.

Приложение 6

Индивидуальная работа при выполнении самостоятельной работы

Для овладения знаниями самостоятельное осмысление полученной информации имеет исключительно большое значение. Без самостоятельной работы знания учащихся неглубоки и непрочны.

Важные компоненты при организации самостоятельной работы:

  • в постановке самостоятельной работы как по содержанию, так и по организационно-педагогическим формам у учителя должна сложиться определенная система. Если она отсутствует, у учащихся не формируется умений и навыков мыслить самому, поэтому не складывается определенных навыков учебного труда: организованности и рациональности в действиях, умения пользоваться записями в тетради, сведениями из учебника, справочной литературой и т.п.
  • учитель должен иметь представление об уровне подготовки школьников, чтобы самостоятельная работа была посильна для большинства учащихся класса;
  • учитель должен проверить каждую работу, чтобы у учащихся было стремление выполнить работу правильно, рационально и быстро;
  • учитель должен в самостоятельную работу включать не только задачный материал, предназначенный для закрепления и требующий лишь репродуктивной деятельности учащихся, по содержанию самостоятельная работа должна приобретать практическую направленность, предполагать постановку или разрешение проблемы, обнаружение закономерностей, самостоятельное “открытие” нового всегда вызывает положительные эмоции, а эмоционально воспринятые знания запоминаются лучше и прочнее.

Существенную роль играют организационные формы самостоятельной работы. Так положительное влияние на успешность выполнения самостоятельной работы оказывают такие формы когда каждые двое одинаковых по уровню знаний учащихся выполняют одну и ту же работу, имея возможность обсуждать ход решения, спорить и контролировать друг друга. Более эффективной и даст положительные результаты самостоятельная работа, выполненная слабыми учащимися под руководством сильных школьников, которые выступают в роли учителей, помогают, разъясняют и “требуют” от своих “учеников” правильного и осознанного выполнения заданий самостоятельной работы, устных обоснований каждого шага решения. Такая организация работы на уроке позволяет довести знания до усвоения их каждым учащимся, предупреждает возникновение пробелов в знаниях, способствует развитию математической речи учащихся. Успех самостоятельной работы во многом определяется подготовительной работой к ней. Она заключается в том, чтобы сделать затруднения учащихся преодолимыми. Для этого необходимо знать их пробелы в знаниях, а также типичные ошибки учеников в том или ином материале с тем, чтобы своевременно предупредить эти ошибки.

Важно вселять уверенность в том, что дети способны решать вопросы самостоятельно, и развивать желание к самостоятельному добыванию знаний.

По итогам изучения организации индивидуальной работы на уроках математики в сельской школе в условиях здоровьесбережения можно сделать следующие выводы: опорой для построения работы с каждым ребенком послужили индивидуальная и диагностическая карты учащихся, в которых отразились личностные качества и умения учеников по математике, их продвижение от незнания к знанию. Наличие таких карт у учителя дают возможность для правильного распределения работы в парах при взаимоопросе и взаимопроверке, для правильного определения содержания и объема дифференцированной домашней работы, предваряющей индивидуальной работы.

Разные этапы урока (начало, проверка домашнего задания, новый материал, закрепление, задавание уроков на дом), естественно, дают разные возможности для индивидуальной работы с учащимися.

Взаимоопрос учащихся дает возможность самореализоваться, прививает учащимся навыки сотрудничества со сверстниками. Знания при взаимоопросе усваиваются прочнее, потому что увеличивается ответственность учащегося, выступающего в роли консультанта. Немаловажную роль при данном приеме работы играет и то, что учащийся отвечает учащемуся, а не учителю, то есть снимается психологический барьер, существующий при ответе особенно слобоуспевающего ученика учителю. К исследовательской деятельности при взаимоопросе побуждает учащихся стремление задать вопрос, требующий вдумчивости. Слабый же ученик при построении вопроса пользуется учебником. А если всех поставить в одинаковые условия, всем дать “точку опоры”(учебник) - и результат будет налицо. Такая деятельность ученика на уроке учит анализу, учит управлять своими мыслительными процессами, учит творчеству. При этом все учащиеся подготавливаются к еще более сложной практической работе: проведению уроков-семинаров. Очень полезна и взаимопроверка домашнего задания, когда учитель или заранее подготовленный ученик дает правильный вариант выполнения задания, а ученики исправляют неверные ответы, сами оценивают работу. Самоутвердиться в такой работе может и слабый ученик, если учитель заранее предупреждает его о том, что он будет выступать на следующем уроке в роли консультанта. Учащийся постарается сделать работу безошибочно, естественно получив потом за нее хорошую оценку. Таким образом, создавая ситуацию успеха, учитель еще раз заботится о психологическом комфорте учащихся на уроке.

Индивидуальная учебная домашняя работа задается для проверки уровня усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа выполняется на карточках или в рабочих тетрадях.

Для учета пробелов в знаниях учащегося, для выработки прочных умений и навыков удобна и эффективна в применении индивидуальная работа “По следам моих ошибок”.

Эффективно в развитии индивидуальных возможностей учеников объяснение новой темы по заранее подготовленной на доске программе: 1) “Что надо знать” и 2) “Что надо делать”. В теории записываются номера абзацев параграфа, в практике - номера упражнений, которые надо выполнить, чтобы закрепить теорию. При этом каждый ученик работает в привычном для себя темпе, и тот, кто быстрее выполнит задание, получает дополнительное задание, которое углубляет его знания. Этот вид работы идеально обеспечивает индивидуальный подход в обучении.

На уроках повторения эффективно использовать предваряющие индивидуальные задания, т. е. задания, которые требуют специальной подготовки. Получивший такое задание точно знает, что его-то обязательно вызовут, что ему на уроке будет дано слово. Выступив однажды, почувствовав поддержку учителя, ученик обретает силу, уверенность в себе. Предварительная индивидуальная работа учащихся с текстом снижает риск появления и запоминания ошибочного написания, формирует навык самоконтроля.

И, конечно, при индивидуальной работе на уроках математики учитель не может не беспокоиться о здоровье учащихся, следовательно стиль общения на уроках должен быть только демократическим, позволяющим ученику рассчитывать на всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

Современный урок нельзя считать эффективным, если не учтена в нем степень участия каждого ученика.

Список литературы

  1. Алексеева О.В., Литвинова Е.А. Домашняя работа как одна из форм занятий с учащимися по предмету // Начальная школа: плюс-минус. – 2003. -№5.
  2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Учительская газета.-1996. - №15-22.
  3. Баранников А.В. Организация самообразования школьников: новый этап осмысления // Стандарты и мониторинг. – 1999. - №4.
  4. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – Москва – Воронеж, 1997.
  5. Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. – Красноярск, 1998.
  6. Дьяченко В.К. Современная дидактика. – Новокузнецк: Издательство ИПК, 1996.
  7. Журнал “Народное образование”. – 1997. - № 7; 1998. - № 9-10;
  8. Индивидуализированный образовательный процесс в школе // Журнал “Завуч”. – 2002. - №5.
  9. Кушнир А.М. Азбука чтения // Школьные технологии. – 1996. - № 1-2.
  10. Никонов В. В соответствии с возрастом, склонностями, способностями // Директор школы. – 1996. - №1.
  11. Носова И.В. Особенности работы в малых группах // Начальная школа: плюс-минус. – 2004. -№6.
  12. Орехова Т.Ф. Валеологический подход к организации урока в современной школе // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. -№9.
  13. Поташник М.М. Управление развитием школы. – М.: Новая школа, 2003.
  14. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М., 1998.

Презентация