Занятие в семейном детском саду по теме "Ржаной хлеб"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • закрепить знания о разнообразии злаков, получении муки;
  • дать детям представление о разнообразии теста;
  • познакомить с особенностями ржаного теста;
  • развивать наблюдательность, стремление к исследовательской деятельности;
  • развивать тактильное восприятие;
  • развивать мелкую моторику и координацию;
  • учить детей общаться, правильно задавать вопросы;
  • воспитывать бережное отношение к труду;
  • воспитывать уважение к хлебу;
  • воспитывать умение участвовать в совместном труде, учить уступать и помогать друг другу.

Материалы: пшеничное тесто из муки высшего сорта, кусочки хлеба, лупа, весы, ржаная закваска, сито, зерно ржи, соль, тмин, кориандр, кунжут, формы для выпечки, ложки, стаканы с водой, фартуки, косынки.

Словарь: пекарня, пекарь, закваска, пряности, тмин, кунжут, кориандр.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, помните, к нам в гости приходил Петушок из сказки "Круть и Верть"?

Дети: Помним! Нам очень понравилось. Мы его ещё в гости звали.

В: Сегодня он опять к нам зайдёт.

Раздаётся стук в дверь.

В: А вот и он.

Входит Петушок.

П: Здравствуйте, дети! Я очень рад снова вас видеть.

Д: Здравствуй, Петушок!

П: Помните, что мы делали в прошлый раз?

Дети повторяют полученные знания о зерне, разнообразии злаков, получении муки.

П: Молодцы! Так приятно, что вы всё помните. Сегодня я расскажу вам о том, как мука превращается в тесто.

Посмотрите на эту картинку. Что вы видите?

Д: Люди пекут хлеб.

П: Эти люди называются пекари, а место называется пекарня. Посмотрите, как одеты пекари?

Д: Они в халатах и шапочках.

П: И мы оденемся и отправимся в пекарню.

Дети надевают фартуки и косынки.

В: Теперь мы с вами домашние пекари. И отправимся мы в домашнюю пекарню. 

Возьмите по кусочку хлеба, лупу и рассмотрите хлеб, а я вам прочитаю стихотворение.

Воспитатель читает (автор Н. Детская):

Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке… Тоже – ямочки.
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
- Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там,  внутри,
Пузыри-богатыри!

П: Откуда же в хлебе дырочки?

Дети отвечают.

П: Давайте аккуратно разрежем кусок пшеничного теста. Что вы видите?

Д: Там тоже пузырьки.

П: Эти пузырьки делают дрожжи, которые мы покупаем в магазине и кладём в тесто. А вот ржаное тесто нужно делать на закваске, которую я сам сделал из муки и воды. Давайте её рассмотрим? Как она пахнет?

Д: Она похожа на жидкое тесто. Она с пузырьками. Она пахнет чем-то кислым,  квасом, яблоками.

П: Вот она-то нам и поможет сделать в ржаном тесте пузырьки.

Воспитатель раздаёт миски с закваской.

П: Как вы думаете, что нам понадобится для хлебного теста кроме закваски?

Дети дают свои варианты ответов.

П: Давайте добавим воды и хорошенько размешаем.

Дети работают.

В: А теперь давайте вспомним, что нам рассказывал Петушок о том, как получается мука.

Физминутка.

Дети повторяют движения по тексту.

Возьму чудо-меленку,
Положу туда зернышки.
Мели, мели, мельница,
Жерновочки вертятся!
Мели, мели - засыпай,
И в мешочки набивай.
Покручу, поверчу,
Покручу, поверчу,
Да муку получу.

П: Теперь намелем зёрна ржи. Вы помните, почему полезно цельное зерно? Как называется мука из цельного зерна?

Ответы детей.

П: Теперь добавим муки и соли. Хорошенько перемешайте.

Дети работают.

П: Легкая это работа?

Д: Нет, очень трудно размешивать, остаются комочки.

П: Как вы думаете, почему люди говорили: "Пот на спине, хлеб на столе"?

Ответы детей.

В: Теперь, когда наше тесто готово, давайте сравним его с пшеничным.

Д: Оно разного цвета. Из пшеничного можно лепить. Ржаное тесто липкое. Из него нельзя лепить.

П: Молодцы! Вы очень наблюдательны. Ржаное тесто вязкое. Поэтому в форму мы его будем раскладывать ложкой.

Дети получают ложки и перекладывают тесто в формы для выпечки.

В: Петушок, посмотри, что у нас получилось.

П: Очень хорошо. Только посмотрите, красивый ли у нас получился верх?

Д: Некрасивый.

П: Чтобы получилась гладкая шапочка, нужно её разгладить ложкой.

Дети пытаются выполнить задание.

Д: У нас не получается, потому что тесто прилипает к ложке.

П: Я вам открою маленький секрет: чтобы тесто не прилипало, надо ложку опускать в стакан с водой и разглаживать тесто.

Дети получают по стакану с водой и выполняют задание.

Д: Теперь у нас красиво!

П: Да, у вас получились ровные красивые шапочки. Если вы хотите ещё украсить свой хлеб, можно посыпать его пряностями. Кто знает, что это такое?

Ответы детей.

В: Пряности -- это растения с сильным запахом. Обычно в ржаной хлеб добавляют тмин и кориандр. Давайте рассмотрим их и сравним.

Дети сравнивают тмин и кориандр по форме, цвету и запаху.

П: Можно добавить и кунжут. Рассмотрите его.

Дети рассматривают и сравнивают, выбирают пряности для своего хлеба и посыпают ими свою заготовку.

Теперь наши заготовки готовы и хотят постоять в тепле. Закваска будет работать, и в тесте появятся...

Д: Пузырьки!

П: Правильно. А мы пока уберём рабочее место и помоем руки.

Дети выполняют задание.

П: Когда тесто поднимется, мы поставим его в духовку. Когда вы достанете готовый хлеб, и он немного остынет, погладьте его руками, почувствуйте его запах. Это -- ваш первый хлебушек.

В: Недаром русский народ говорит: "Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь". Во время блокады Ленинграда выдавали кусочек хлеба весом 125 гр. Мы сейчас с вами взвесим хлеб, который давали на целый день.

Воспитатель взвешивает кусок хлеба.

В: А когда стала кончаться мука, в хлеб добавляли овёс, ячмень, кукурузу, картофель. Вскоре продукты закончились. Как вы думаете, что придумали пекари?

Дети дают свои варианты ответов.

В: В тесто стали добавлять обработанную древесину. Муку делали из коры берёзовых веток, из сосны, добавляли семена трав. К хлебу относились очень бережно, ни крошечки не теряли.

Итоги занятия.

П: Ребята, мне уже пора. Скажите, понравилось вам сегодня работать? Давайте вспомним, что мы сегодня узнали.

Дети повторяют понятия: пекарня, пекарь, закваска, пряности, тмин, кунжут, кориандр.

П: Молодцы! Когда мы встретимся снова, я с удовольствием послушаю о вашем первом хлебушке. Теперь вы знаете, какой это нелёгкий труд и будете бережно относиться к своему и чужому хлебу.