Творческое мышление в интерпретации музыкального образа на уроках фортепиано ДМШ

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (42,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Слайд 1

Цель урока: Активизировать самостоятельное творческое мышление в интерпретации музыкального образа через средства выразительности в разных видах искусства и создание своего музыкального образа.

Задачи:

- Поднять музыкальное мышление на качественно новую ступень-творческую;

- Активизировать познавательную деятельность и вызвать желание

- Экспериментировать;

- Пробудить творческую мысль и стимулировать потенциал созидания нового;

- Научить свободно оперировать музыкальным материалом и составлять свою интерпритаторскую гипотизу, опираясь на имеющиеся знания и опыт;

- Привить любовь, уважение, чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства;

- Разбудить и поддержать интерес к музыкальному искусству, игре на фортепиано;

Учитель: “Здравствуйте, уважаемые гости, учителя, ребята. Сегодня мой открытый урок посвящен теме: "Творческое мышление в интерпретации музыкального образа на уроках фортепиано ДМШ".

На уроке выступают две мои ученицы VI7 класса Базад Салма и Сущенко Настя.

Внимательно послушайте отрывок известной музыки великого русского композитора и ответьте на вопрос: Какой персонаж из русских народных сказок изображает эта музыка?”

<Слайд №2>

<Приложение№1>

Звучит музыка М.II. Мусоргского "Избушка на курьих ножках. Баба Яга”.

Ученицы: “Этот образ очень похож на Бабу Ягу”.

Учитель: “Почему Вы так решили?”

Ученицы: “Музыка яркая, громкая, пульсирующий ритм, резкие звуковые "кляксы" (диссонансы), звучит яростный марш, задействованы крайние регистры, повизгивание на высоких нотах, злобное бурчание в глубоких басах”.

Учитель: “Все это рисует злой образ Бабы Яги. Она то хромает, то летит в своей ступе”.

<Слайд №3>

Учитель: “Это музыка великого русского композитора ’М.П. Мусоргского "Избушка на курьих ножках. Баба Яга" из цикла "Картинки с выставки". В этой сюите 10 пьес, которые были написаны М.П. Мусоргским в 1874 году под впечатлением от выставки художника Виктора Гартмана.

У Гартмана был эскиз часов в виде избушки на курьих ножках. Мусоргский по-своему изобразил этот музыкальный образ, увидев на картине не только часы в виде избушки на курьих ножках, но и жительницу этого домика.

<Слайд №4>

Эта пьеса созвучна с картиной Виктора Михайловича Васнецова "Баба-Яга". Это очень мрачное, динамичное полотно, который точь-в-точь изображает образ "Бабы Яги" Мусоргского: свирепая, злая фурия, очень страшная. Баба Яга под мышкой держит испуганного мальчика, рядом летит выпучив глаза сова, внизу валяются черепа, кости. Перед нами очень жуткая картина. Баба Яга - повелительница леса, грубая, жесткая.

Художник использует цвета; красный (динамика), белый (невинный), лилово-розовый.

Вопрос: Какие Вы знаете еще полотна В.М. Васнецова?”

Ученицы: "Иван Царевич на сером волке", "Три богатыря", "Аленушка", "Снегурочка", "Спящая царевна". Учитель: “Каждая из Вас играет пьесу "Баба Яга". У Салмы это пьеса П.И. Чайковского, у Насти - А. Хевелева. Отсюда и возникла идея самого урока, который посвящен раскрытию единого образа. Интересно посмотреть, как, какими средствами музыкальной выразительности пользуются композиторы, сравнить их. Попробовать самим попытаться сочинить “свою” "Бабу Ягу". Давайте сыграем и проанализируем, как каждому из композиторов удается изобразить Бабу Ягу”.

<Слайд №5>

<Приложение №2>

Базад Салма исполняет пьесу П.И. Чайковского "Баба Яга".

Учитель: “Что ты можешь рассказать об этой пьесе?” Ученица: “Эта пьеса входит в цикл пьес П.И. Чайковского "Детский альбом", который написан в 1878 г. и посвящен племяннику Володе Давыдову. Детский альбом- это некий музыкальный дневник, который посвящен одному дню жизни ребенка и предназначен для домашнего музицирования. Баба Яга - единственная пьеса фантастического характера”.

<Слайд №6>

Учитель: “Какие средства музыкальной выразительности использует композитор, чтобы создать этот образ?”

Ученица:

1. Характер Бабы Яги здесь беспокойней, тревожный;

2. Тональность ми-минор. П.И. Чайковский говорил, что музыкальная мысль напрямую зависит от гармонии и тональности;

3. Presto. Это создает иллюзию, что Баба Яга стремительно летит;

4. Сложный размер 6/8 - еще больше придает движению стремительность;

5. Острое staccato - придает зловещую таинственность, раскрывает злой, не добрый характер Бабы Яги;

6. Яркие аккорды на sf;

7. Много септаккордов, уменьшенных, диссонирующих созвучий;

8. Динамика Р в начале придает таинственность. За тем усиление динамики создает ощущение фантастического полета. Кажется, что Баба Яга пролетает совсем рядом. После репризы идет диминуэндо и заканчивается на PP.

Учитель: “Сравним образы Бабы Яги М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского”.

Ученица: “Баба Яга у П.И. Чайковского тоже злая, но не такая страшная, свирепая. Она скорее, как я уже сказала, беспокойная, тревожная, суетливая. В "Детском альбоме" пьеса "сказка". Можно решить, что это няня рассказывает сказку ребенку. И поэтому Баба Яга не должна быть здесь уж, совсем такой страшной”.

Учитель: “Мы с Салмой увлеклись детальным разбором пьесы и решили попробовать сочинить этот сказочный образ и написать пьесу "Однажды ночью". Вот что из этого получилось”.

<Слайд №7>

<Приложение№3>

Ученица исполняет свою пьесу "Однажды ночью".

Учитель: “Расскажи, как тебе удалось нарисовать “свой” образ Бабы Яги, какие средства музыкальной выразительности ты использовала?”

Ученица: “Свою пьесу я назвала "Однажды ночью". Действие происходит в избушке Бабы Яги в полночь.

1. Пьеса имеет трехпятичастную форму АВСВА.

Здесь три самостоятельные темы: А, B, С.

<Слайд №8>

А - Тема часов, которая говорит о том, что наступила полночь и чары Бабы Яги обретают свою силу. В конце пьесы так же звучит тема часов, но они уже рисуют, что наступило утро и колдовство Бабы Яги уже не действует.

<Слайд №9>

В - Тема самой Бабы Яги. Она злая, вредная, что-то колдует, ворожит, варит снадобье в своем чане.

<Слайд №10>

C - Тема колыбельной песни. Здесь Баба Яга задумалась и вспомнила, что и она была когда-то маленькой, хорошей девочкой, которой мама на ночь пела колыбельную песню.

Для пьесы мы выбрали:

1) Тональность соль-минор, в которой написаны русские народные песни, жанровые сценки. Тональность характерна для русского фольклора;

2) Размер 4/4, но тема Бабы Яги излагается триолями, что придает динамику действию;

3) Staccato - подчеркивает сказочность, таинственность, зловредный, характер Бабы Яги

4) Громкое звучание, много ff;

5) Использованы крайние регистры;

6) Использование хроматической гаммы, а также хроматической гаммы в ч. 4 рисует язвительную ухмылку на лице Бабы Яги;

7) Размашистые ходы по ч. 5, ч. 8 на ff придают ощущение необузданости, безнаказанности, свирепости характеру Бабы Яги;

8) Уменьшенные аккорды, секунды, септимы;

9) В середине пьесы звучит колыбельная в тональности доминанты. Мягкая тема, нежная, Р, красивые звучания аккордов;

Учитель: “Наверно Баба Яга не такая уж злая, если глубоко внутри она хранит этот светлый образ?”

Ученица: “Но по полутонам, октавами возвращается прежний облик Бабы Яги. Вновь звучит ее тема в соль-миноре;

10) Всю пьесу обрамляет монотонное тиканье часов staccatissimo, М.З.;

11) Бой часов - низкий регистр, ff на одной низкой ноте в контроктаве.

Учитель: Обратите внимание на доску с детскими рисунками. Здесь можно увидеть, как каждый по- своему видит образ Бабы Яги.

Разговор о рисунке Бабы Яги Базад Салмы.

А рядом мы видим Бабу Ягу, которую нарисовала Настя Сущенко.

Теперь в исполнении Насти прозвучит пьеса современного композитора А. Хевелева "Баба Яга".

<Слайд 11>

<Приложение №4>

<Слайд №12>

Учитель: “Какие средства музыкальной выразительности использует современный композитор?”

Ученица: “Это очень интересная и яркая пьеса. Здесь А. Хевелев использует похожии, если сравнивать с пьесой П.И. Чайковского "Баба Яга", средства музыкальной выразительности.

1. Характер Бабы Яги здесь настырный, вредный, но тоже не такой свирепый как у М.П. Мусоргского;

2. Тональность, как и у П.И. Чайковского ми-минор, что говорит о том, что такая тональность выбрана не случайно;

3. 3-х частная форма АВА;

4. Звучит очень громко;

5. Задействован нижний регистр, однообразный аккомпанемент;

6. Острое staccato;

7. Диссонирующие аккорды: септаккорды, уменьшенный;

8. Очень интересный ритм. Хоть размер 4/4, но ноты группируются 3+3+2.

Это придает звучанию неровность и хромату;

9. Яркие sf;

10. Постоянное ощущение движения полета.

Учитель: “Мы с Настей то же решили попробовать “свой” образ Бабы Яги. Пьеса называется "В гостях у сказки"”.

<Слайд №13>

<Приложение №5>

Ученица исполняет свою пьесу.

Учитель: “Расскажи о своей пьесе.как тебе удалось воплотить этот образ "Бабы Яги"”.

<Слайд №14>

Ученица: “Свою пьесу я назвала "В гостях у сказки". Пьеса имеет 3-х частную форму АВА. Здесь 2 темы:

А - это как бы вступление к самой сказке и заключение. Музыка напоминает мне кадры из к/ф "Морозко", где Баба Яга играет одну из центральных ролей;

<Слайд №15>

В - образ самой Бабы Яги - страшный, злой, очень Динамичный.

1. Звучит в тональности ре-минор. Тональность, которая так же очень характерна для русского фольклора, "простая, незатейливая";

2. Мы постарались использовать такой же интересный ритм, как и у А. Хевелева 3+3+2. Как будто бы образ хромает;

3. В очень низком регистре долгое время звучит один и тот же монотонный аккомпанемент. Очень острое staccato. Это создает ощущение напряжённости, неуютности, подчеркивает злой характер героини;

4. Много диссонирующих интервалов, созвучий, Д7, УМ7;

5. Резкие sf;

Учитель: “Однажды на уроке у Насти никак не получался образ Бабы Яги, никак не могли найти нужное stассаtо, и я решила помочь своей ученице и села за 2-ой инструмент. Так у нас получился ансамбль”.

Учитель и ученица исполняют вместе.

<Приложение №6>

Учитель: “По- моему образ Бабы Яги у нас получился.

Давайте подведем итоги и сделаем выводы. Сегодня мы еще раз убедились, какое огромное значение имеют средства музыкальной выразительности для достижения музыкального образа. Назовите их...”

Ученицы:

1. Тональность

2. Форма

3. Гармония, аккорды

4. Ритм

5. Динамика

6. Регистры

7. Штрихи

8. Педаль

9. Построение самой мелодии

Учитель: “Сегодняшний наш урок был посвящен раскрытию образа "Бабы Яги". Это сказочный и фантастический персонаж, привлекает к себе внимание и в настоящее время читателей, поэтом, художников, мультипликаторов, режиссеров, конечно композиторов, музыкантов. Кстати, я нашла очень интересную информацию о том, что родиной Бабы Яги является село Кукобой Ярославской области, Первомайского района, а днем рождения принято считать 13 января.

Как Вы думаете, всегда ли Баба Яга в произведениях искусства будь то музыка или кинофильм, сказка или художественное полотно всегда злая и свирепая?

Найти ответ на этот вопрос я задаю Вам на дом. Для подсказки скажу, вспомните фильмы, мультфильмы, сказки и т.д.

<Слайд №16>

А сейчас послушайте аудиозапись симфонической музыки, миниатюры, которая тоже называется "Баба Яга". Послушайте, как передает этот образ композитор Лядов А.К., какие использует для этого средства музыкальной выразительности?”

<Слайд №17>

<Приложение №7>

Ученицы: “Композитор рисует скорее местность, где обитает Баба Яга - дремучий лес. Слышен хруст веток, деревьев, листьев, скрипы, свист Бабы Яги”. Тему Бабы Яги исполняет фагот. Композитор рисует фантастический полет Яги над лесом и ее исчезновение.

Вы-молодцы, проделали большую и интересную работу. Оценка за урок 5.

<Слайд №18>.

16.12.2014