Славна богатырями земля русская. 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока:

  • дать представление о взаимосвязи музыки с живописью, литературой, историей на примере “ Богатырской темы”;
  • познакомить с жанром былина ;
  • воспитывать патриотизм и прививать любовь и уважение к искусству, к Родине на примере героя былины “Садко” и кубаира “Урал – батыр”.

Средства обучения:

  • презентация по теме урока;
  • Фрагменты музыкальных произведений М.П.Мусоргского“Богатырские ворота”, А.П. Бородин а“Богатырская симфония”, былина об Илье Муромце в исполнении Ф.Шаляпина, “Песня Садко” из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Садко”, былина об Илье Муромце, кубаир “Урал - батыр”.

Виды деятельности:

  • сообщения учеников;
  • слушание музыки;
  • вокально-хоровая работа.

Ход урока

Сегодня нам предстоит увлекательное и интересное путешествие в мир прекрасного. Мы познакомимся с жанром былина. Представьте себе, что мы сейчас с вами пассажиры необычайного поезда, на котором и отправимся в путь.

(Видео на интерактивной доске) таблица

Обратите внимание на доску. Там изображены станции, мимо которых нам придется проехать. На этих станциях мы будем делать остановки.

Станция “История” Станция “Литература” Станция “Живопись” Станция

“Музыка”

Восточнославянская эпоха, период возникновения былин. Былины – героические песни о великих деяниях необыкновенных людей. “Я всегда только и жил Русью” (В. М. Васнецов). Напевность, мелодичность, ритм.

Представьте себе, что ваши тетради - путеводные листы, где вы будете делать заметки на каждой станции.

Итак, в путь. ( Звучит музыка М. П. Мусоргского).

Станция “ История”.

Едва ли найдется такой жанр в фольклоре, о котором было бы написано статей и книг больше, чем о былинах. Это объясняется, прежде всего, художественными особенностями эпоса.

Сообщение ученика:

Былины – русские народные песни – сказания складывавшиеся в 9–13 вв. Они повествуют о событиях, связанных со становлением и развитием Древнерусского государства, борьбе с внешними врагами ( печенегами, половцами, монголами, татарами), соперничестве христианства с язычеством. Характерная черта былин – переплетение реалий с вымыслом сказителей, смешение событий и действующих лиц. Былины отражали нравственные и социальные идеалы народа. Они пронизаны идеей единства, независимости и могущества Руси.

Учитель:

Один из главных и самый любимый народом богатырь – Илья Муромец. Первое упоминание о великом воине Илье, которое можно считать историческим свидетельством, сделано литовским воеводой Кмитой Чернобыльским в 1574 г. А 20 –ю годами позже в 1594 г. Киев посетил немецкий путешественник Эрих Лясота, он осмотрел все достопримечательности города и описал их в своем дневнике.

(Видео №1). Вид Киево-Печерской лавры

Он упомянул о том, что при осмотре Киево – Печерской лавры ему показали в одной из пещер гробницу знаменитого героя и богатыря Ильи Муровлянина.

Из свидетельства монаха Афанасия Кальфанийского. Жил Илья во времена Владимира Мономаха и преставился около 1188 г. Воинская слава Ильи гремела по всей Европе, о нем упоминается даже в германских исторических поэмах и норвежских сагах. На старости лет, израненный он принял постриг и стал монахом. Но прежде у него была семья и после него остались сыновья, от которых пошел род киевских дворян Чеботковых.

(Видео №2) гробница, икона, запись экспертов

То, что Илья умер старцем, утверждают эксперты, которые проводили исследования мощей монаха – богатыря. Именно они высказали предположение, что в момент смерти ему было около 50 лет. В 1643 году официально канонизирован. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем, 1998 году на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

2. Станция “Литература”.

Сообщение ученика:

У многих народов сохранились эпические произведения, которые тесно связаны с мифологией.

Былины относятся к русскому народному эпосу. Создателями былин является народ. Их исполняли народные сказители по памяти, как слышали от своих предков. На Севере и в Сибири Былины исполнялись соло – одним человеком; в южных районах России былины пелись хором. Слово былина происходит от слова быль. На Севере былины назывались старинами, старинками.

Учитель:

На самом деле о чем рассказывают былины, правда?

В былинах много исторически достоверных примет. Например старинное вооружение воинов – меч ,щит, копье, шлем, кольчуга. В былинах воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Былины настолько достоверны в деталях реальной жизни, что по описаниям былин ученые восстанавливают старинный облик зданий, судят о том как жили наши предки. Однако нельзя думать, что в былинах все изображено так, как было в действительности. Былины – это не летопись, в которую заносились с хронологической точностью даты выдающихся событий. Былина – произведение искусства, поэтому для них характерен вымысел.

Итак, былины – это, прежде всего, героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитниках русской земли. Нет ни одной героической былины, где богатырь – воин не победил врага. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Старший – Илья Муромец.

Разбор домашнего задания. Былина “Илья Муромец и Соловей – Разбойник”

(Видео № 4) текст былины

Былина возникла в 3 – й Владимиро-Суздальский период создания былин. В ней изображен мир Киевской Руси. Именно в Киев едут богатыри на службу к стольному князю Владимиру. Эти былины называются Киевскими. Есть былины - Новгородские. Они создавались в период расцвета Великого Новгорода. Героями являются Василий Буслаев и Садко. Давайте вспомним в основу какого произведения легла былина “Садко”? (Опера Н. А. Римского-Корсакова “Садко”).

(Видео № 5) Песня Садко “Ой ты, темная дубравушка” из оперы “Садко”

Кто такой Садко? Гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре и покровительству Водяного. Садко попадает в подводное царство, по требованию морского царя играет ему на гуслях. Царь хочет, чтобы Садко остался у него и предлагает ему в жены дочь царевну Волхову, но любовь сильнее и Волхова помогает ему вернуться домой.

Звучит музыка М. П. Мусоргского.

3. Станция “Живопись”.

На интерактивной доске портрет В.М. Васнецова.

(Видео № 6) Васнецов “Богатыри”

Будущий художник Васнецов в детстве впервые услышал и навсегда полюбил народные сказки, предания о героических подвигах богатырей. Былинные события оживали в воображении, а когда мальчик вырос, мечты воплотились в картины. Лучшей картиной на былинный сюжет по праву считается “ Богатыри”. (Разбор картины: композиция, пейзаж, снаряжение, настроение).

Так же образы богатырей мы можем встретить в таком виде изобразительного искусства, как палехская роспись. Главные сюжеты палехской росписи - русские сказки и былины.

(Видео №7) картина Васнецова “ Илья Муромец”

Звучит музыка М. П. Мусоргского

4. Станция “ Музыка”.

Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому иногда ошибочно считаем их литературными произведениями. Но это не так. Они создавались народом не для чтения. А для пения. В культуре Древней Руси древние слагатели былин назывались баяны, певцы – дружинники. Любители народного творчества оставили много воспоминаний о том, как исполнялись былины. (Воспоминание этногрофа В. Н . Харузиной об исполнении былин их знатоком Никифором Прохоровым ).

Слушание и разбор былины об Илье Муромце в исполнении Ф. Шаляпина.

(Характер движения мелодии, склад текста, темп,музыкальные интонации)

Разучивание и исполнение былины. (Вокально-хоровая работа.

Слушание и разбор “Богатырской симфонии” А. Бородина.

Национальный характер эпоса наблюдается в его национальных названиях: у русских – былина, у украинцев – дума, у якутов – олонхо. А у башкирского народа это кубаиры. Башкирский эпос в прошлом исполнялся под аккомпанемент домбры. Сейчас прозвучит кубаир в исполнении участницы республиканского конкурса юных сказителей эпоса “Урал –Батыр”.

(Видео № 10) кубаир “ Урал – Батыр”

Давайте сравним с русской былиной

1. Речитативное исполнение, медленный темп, напевность интонации подчиняется слову.

2. О героях.

Вывод:

1. Былины возникли в восточно – славянскую эпоху, в 9–13 веках. Бывают Киевскими и Новгородскими.

2. Былины – это героические песни, главные герои былин – богатыри.

3. Герои былин становились героями картин, их образы использовали композиторы в своих произведениях.

4. Характерно для исполнения былин напевность, мелодичность, музыкальная интонация подчиняется слову.

5. В разных видах искусства мы встречаемся с былиной.

Наше путешествие подошло к концу.

Подведение итогов урока.

Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание: прочитать былину по выбору.