Методический инструментарий по формированию метапредметных образовательных результатов у учащихся школы первой ступени: одновозрастная межпредметная проектная задача для 1-го класса

Разделы: Начальная школа


1. Паспорт проектной задачи

Название проектной задачи Карлсон просит о помощи
Тип проектной задачи Межпредметная (русский язык, математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача
Место проектной задачи в образовательном процессе Проводится в конце учебного года в 1 классе,

оптимальное время – 2 урока (35 мин. х 2)

Дидактические цели 1.Комплексное использование освоенных математических, языковых и естественнонаучных знаний и умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

2. Апробация умения пользоваться моделями, схемами и таблицами для поиска оптимального решения задачи.

3. Обучение умению верно восстанавливать недостающую в таблице информацию, составлять схему движения героев с учетом заданного направления движения.

4.Апробация способов сотрудничества в микрогруппах при решении ряда практических задач: распределение обязанностей, выполнение персональных заданий, коллективное обсуждение результатов, взаимоконтроль.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача Предметные

Знание качественных характеристик звуков русского языка.

Умение анализировать слого-звуковую модель на предмет ее корректности.

Умение применять различные освоенные орфографические знания в обозначенных ошибкоопасных местах.

Умение выполнять сложение чисел в концентре “Сотня”.

Умение применить знания порядкового счета для расположения объектов в пространстве при заданном направлении движения.

Метапредметные

1. Умение анализировать данную информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания.

2. Умение читать модели, схемы, таблицы для решения поставленных задач.

3. Умение самостоятельно создавать знаково-символическую модель в соответствии с заданными условиями.

4. Умение критически относиться к информации и видеть ошибки.

5. Владение комбинаторными умениями.

6.Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

7. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

8.Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

9. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать.

Планируемый педагогический результат Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

Умение создать конечный продукт – разработать оптимальный план помощи Карлсону, подготовить к нему возможные таблицы, схемы, модели и обосновать привлекательность своего проекта.

Продуктивное взаимодействие в ходе коллективно-распределительной деятельности в группе, степень участия каждого члена группы в разрешении проектной задачи.

Критерии оценивания Правильность выполнения предметных заданий.

Составлен оптимальный план помощи Карлсону (т.к. данная проектная задача предполагает несколько правильных решений крайне важным становится привлекательность разработанного проекта с точки зрения массы продуктов их питательности а также отсутствия противоречий в предлагаемых решениях).

Продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при “сборке” конечного продукта.

2. Замысел проектной задачи

Проектная задача состоит из шести заданий, выполнять задания возможно в любой последовательности. В соответствии со стратегией решения заданий внутри каждой группы возможно выделение более мелких подгрупп при условии последующего коллективного обсуждения полученных результатов в группе.

Задание №1 предполагает определение имени героя проектной задачи. Ученики должны сравнить слого-звуковые модели с данными словами и определить ту, в которой отсутствуют ошибки в характеристике звуков. В этом задании ученики должны будут продемонстрировать знание качественных характеристик звуков и умение обнаружить ошибки в составленных моделях, соотнеся их с записанными словами.

Результат – определен герой, от чьего имени будут предлагаться задания в проектной задаче.

Задание №2 ставит задачу прочесть письмо-обращение героя о помощи. Для того чтобы письмо можно было осмыслить необходимо орфографически верно восстанавливать пропуски букв в словах.

Результат выполнения этого задания – принята задача последующей работы – поиск пути помощи герою.

В заданиях №3 и №6 ученики должны будут продемонстрировать умения производить операции сложения и сравнения чисел в концентре “Сотня”, кроме предметных умений ученики должны использовать свои навыки работы с таблицами. Ребята должны определить какие блюда составят их меню, аргументировать свой выбор в случае завтрака или ужина с точки зрения усвоения продуктов.

Результат выполнения задания №3 и задания №6 составленные группой меню соответствуют нормам по массе и по содержанию.

Задание №4 потребует применения учениками знаний порядкового счета для расположения объектов в пространстве при заданном направлении движения, при этом детям предлагается использовать условные символы для обозначения героев, т.е. составить условную модель.

Результат выполнения задания №4 составлена схема, которая учитывает порядок следования героев и заданное направление их движения.

В задании №5 ученики опять должны будут применить умение производить сложение и сравнение чисел в пределах концентра “Сотня”, продемонстрировать навык работы со схемой. Отвлекающим условием будет маршрут, по пути следования которого нет продуктового магазина. Здесь важным является то, насколько ученики смогут критически подойти к этой информации и не принимать ее во внимание. Задание №5 предлагает вариативное решение, оптимальным станет выбор наиболее короткого маршрута.

На выполнение проектной задачи учащимся отводится в среднем 2 урока.

Итоговым продуктом является составленное заболевшему Карлсону меню для завтрака (ужина) и полдника с точным указанием блюд и их количества.

Группа может предложить в качестве презентационного варианта таблицу или рисунок меню Основные требования освещение всех пунктов проектной задачи, наглядность, красочность оформления, аргументированность решений.

После этого происходит защита проектов, дети сами должны определить оптимальное меню из всех предложенных.

3. Содержание проектной задачи

Вам пришло письмо от одного из литературных героев. Он просит вас о помощи.

Задание 1. Чтобы узнать, кто из героев просит о помощи, найдите правильно составленную слого-звуковую модель имени нашего героя.

То, что произошло с героем написано в письме. Однако когда герой писал нам свое письмо, подул ветер и опрокинул на письмо стакан с водой. Часть букв оказалась размытой. Восстановите весь текст письма и узнайте, что случилось.

Задание 2. Дорогие р....бята, недавно у меня был День рождения. В гости я пригласил .....уратино, .....инни-Пуха, и .....езнайку. Мы реш...ли пойти в парк на аттракционы. По пути мы купили по 2 мороженых и столько же – на обратной д...роге домой. Дома мы съели по 4 пирожных, по 3 шокола...ки и по баноч...е варенья. Утром у меня разболелся ж...вотик и горлышко. Пришлось вызвать врач.... Доктор ....йболит выписал лекарство и сказал, чтобы я употреблял в пищ... полезные продукты. А какие продукты полезные я не знаю, но очень хоч... выздороветь. Подскаж...те мне, пожалуйста, какими продуктами полезно питаться.

Чебурашка советует употреблять в пищу овощи и фрукты. Именно овощи и фрукты богаты витаминами*.

Витамины – это вещества, которые поступают с пищей. Они необходимы для нашего роста, жизнеспособности и общего самочувствия.

Мышонок Пик рекомендует крупы*, потому что каши помогают работе желудка, они богаты

углеводами*.

Крупа – пищевой продукт, состоит из цельных или дроблёных зёрен различных растительных культур.

Углеводы – основа растительных продуктов, главный источник энергии в организме человека.

Кот в сапогах предлагает включать в меню молоко, творог, яйца, мясо, потому что белки необходимы для пищеварения, они обеспечивают защиту организма.

Доктор Айболит составил таблицу примерного количества пищи для одного приема в течение всего дня так, чтобы наш герой не переедал.

Примерное количество пищи для одного приема
Завтрак Обед Полдник Ужин
основное блюдо – 30г салат – 10г напиток – 20мл основное блюдо – 30г
напиток – 20мл первое блюдо – 30г булка – 20г напиток – 20мл
хлеб с маслом – 15г мясо – 10г или фрукты – 30г хлеб с маслом – 15г
гарнир – 15 г
напиток – 20мл

Задание 3. Составьте меню для завтрака или для ужина нашему герою, чтобы завтрак или ужин были полезны для организма, используйте информацию таблиц “Примерное количество пищи для одного приема” и “Масса некоторых блюд”.

Масса некоторых блюд
Основное блюдо Количество
(граммы)
Напиток Количество
(миллилитры)
Общее количество пищи для одного приема
Каша гречневая с маслом 30г Настой шиповника 20мл  
Пудинг творожный 30г Молоко кипяченое 20мл  
Каша рисовая молочная 45г Чай 50мл  
Каша овсяная с маслом 30г Сок яблочно-виноградный 20мл  
Омлет 30г Кефир 15мл  
Каша манная молочная 50г Персиковый нектар 20мл  
Вермишель в молоке 25г Ряженка 25мл  
Пюре картофельное 30г Какао 40мл  

Условимся, что Буратино обозначим , Вини-Пуха – , а Незнайку – .

Друзья в воскресенье отправилась проведать нашего героя. Буратино идёт третьим, Незнайка движется перед ним.

Задание 4. Изобрази схему передвижения всех друзей, обрати внимание на направление движения.

Перед тем, как наведаться в гости, решено зайти в магазин, купить вкусные и полезные гостинцы.

Задание 5. Каким маршрутом нужно воспользоваться друзьям? Отыщи наиболее короткий маршрут.

С собой друзья хотят взять гостинцы для полдника. В магазине они обратили внимание на разные фрукты.

Задание 6. Помоги выбрать друзьям фрукты, учти рекомендацию Доктора Айболита: “Не переедать”. Воспользуйся таблицей “Примерное количество пищи для одного приема” и “Витаминный состав и масса некоторых фруктов”.

Витаминный состав и масса некоторых фруктов
Фрукт Количество
(граммы)
Витамины Общее количество фруктов для полдника
Абрикос А, В, С, Е  
Слива 10г А, Е, В2, РР  
Банан 30г А, Е, В, РР  
Груша 15г А, Е, В, С  
Гранат 55г C, B6, B12  
Персик 20г С, РР, Е, В, КК  

Итоговое задание. Заполните таблицу.

Вопрос Ответ
Кто из героев просит о помощи?  
Для какого приема пищи вы составляли меню?  
Какое количество пищи рекомендует принимать Доктор Айболит в это время?  
Перечислите продукты, которые вы включили в меню?  
 
 
Вы учли рекомендацию Доктора Айболита: “Не переедать”? Соответствует ваше меню допустимому количеству пищи?  
Какой маршрут до дома нашего героя, по вашим подсчетам, оказался наиболее рациональным? Докажите, приведите расчеты.  
 
 
 
Какие фрукты купили в магазине друзья?  
Оцените составленное вами меню с учетом купленных фруктов с точки зрения питательности и разнообразия.  
Определите цель проектной задачи “Карлсон просит о помощи  

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, на сколько интересной показалась тебе проектная задача “Карлсон просит о помощи

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Хотел бы ты работать ещё раз в этой же группе? (Обведи.)

Да Нет Почему? _____________________________________________

Использованная литература

  1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

17.12.2014