Урок окружающего мира "Охрана природы. Природа в опасности". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Урок объяснения нового материала

  • Используется сюжет “Охрана и восстановление зубров”
  • Диск “Экология. Охрана животных и растений”
  • Видеосюжет используется на этапе объяснения нового материала
  • Используются сюжет “Береги животных”
  • Диск ““Правила поведения в природе, или Пять лесных заповедей”
  • Видеосюжет используется на этапе объяснения нового материала

Цель: познакомить учащихся с влиянием человека на природу

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу, с растениями и животными Красной книги, учить правильному поведению в природе.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, память, воображение, речь
  • Воспитательные: воспитывать любовь к природе, своей Родине, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды;
  • приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; объяснять, что такое ответственное отношение к природе.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять целевые установки урока;
  • овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УДД:

  • сравнивать (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу;
  • использовать дополнительную литературу,
  • Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием.

Коммуникативные УУД:

  • взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;
  • формулировать выводы из изученного материала;
  • осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные УДД: осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

Оборудование:

У учителя:

  • Rарточки для индивидуальных заданий, рисунки, фотографии цветов, DVD – диски СГУ ТВ: “Экология. Правила поведения в природе, или
  • Пять лесных заповедей” ( сюжет “Береги растения”, “Береги Животных” ), “Экология. Охрана природы”

У учащихся: Окружающий мир, 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.; рабочая тетрадь к учебнику на печатной основе, цветные карандаши.

Используемая литература:

  • Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” к УМК А. А. Плешакова (“Школа России”)
  • В помощь школьному учителю. Москва “ВАКО” 2014.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел и смолк  звонок,
Всех собрал он на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись.
Тихо сели за свой стол.

Начинаем урок окружающего мира.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Индивидуальные задания

(карточки с заданиями 3 чел.)

а) Приведи примеры экологических связей:

Живое - неживое, природа – человек.

б) Приведи примеры экологических связей:

Неживое - живое, растение – животное.

в) Подчеркните, что составляет окружающую среду лося.

Почва, река, берёза, пальма, мартышка, синица, черника, шиповник, заяц

Фронтальный опрос

- Что такое окружающая среда? (Ответы детей)

- Что изучает наука экология? (Ответы детей)

- Какие книги по экологии вы нашли? (ответы детей)

3. Самоопределение к деятельности

- Сегодня на уроке мы будем говорить об охране природы.

4. Работа по теме урока

Беседа. Природа в опасности!

- С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Все это нужно человеку. Но для этого приходится уничтожать леса.

Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом остается все меньше лесов.

Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека.

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.

Природа находится в опасности. Она просит нас о помощи.

- Почему проблема охраны природы стала такой важной и необходимой?

- Если умрет природа, что будет на Земле?

- Прочитайте в учебнике на с. 29 текст “О маленьких ранах…”

- Что такое маленькая рана у природы?

- Приведите примеры таких маленьких ран, которые мы наносим природе.

- Теперь прочитаем текст на с. 29 “О ранах больших”

- Что такое большая рана?

- Приведите примеры больших ран природы.

- Почему загрязняются реки и воздух, исчезают растения и животные?

- Конечно, это связано с деятельностью человека.

- Сейчас, я расскажу вам одну историю.

Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок для своих мам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, но учительница рассердилась:

- Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и…

- Но почему? – чуть не плачут ребята. – Они же такие красивые.

(На доске фотографии цветов: ландыши, колокольчики, ночная фиалка, желтые купальницы)

- Почему учительница рассердилась? (Ответы детей)

- Красота губит цветы. Кто не увидит – всякий сорвёт. Оттого цветов этих стало так мало, что почти каждый пришлось взять под защиту. И правильно, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.

- О какой ране природы – большой или маленькой – я вам рассказала?

- Почему нельзя рвать полевые цветы?

- Что можно сделать, чтобы у вас в доме были полевые цветы?

- Вырастить в саду, нарисовать рисунок, сфотографировать и т.д.

- Прочитайте в учебнике на с. 30-31 о животных, которые исчезли навсегда.

- Как называются эти исчезнувшие животные?

- Назовите еще каких-либо исчезнувших животных.

- По чьей вине исчезают растения и животные?

- Расскажите, какие меры принимает человек, чтобы спасти природу.

- Прочитаем об этих мерах в учебнике на с. 31-32.

- Куда заносятся сведения о редких растениях и животных?

- Как называются охраняемые территории?

- Верно, заповедники и национальные парки.

- Что такое заповедник?

- Участок земли, вся территория которого находится под строгой охраной.

- Что охраняется в заповеднике?

- Растения, животные, почва, минеральные источники, горные породы.

- Что такое национальный парк?

- Участок земли, который находится под охраной. Но на территории национального парка есть места, предназначенные для отдыха и экскурсий.

- Существуют еще охраняемые территории, которые называются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение только определенного времени (5-10 лет)

Запись на доске: заповедники, национальные парки, заказники.

- Что вы знаете о Красной книге?

- Полностью она называется так: “Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений: Красная книга России”.

Ее обложка красного цвета, и выбран он неслучайно. Ведь красный цвет – светофор тому пример – сигнал тревоги, опасности. Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте будем охранять животных,

оберегать их, а если и надо, то и помогать.

Стали, к примеру, большой редкостью носороги, гориллы, орангутанги, крокодилы, тигры, леопарды… Их внесли в Красную книгу и взяли под охрану.

В Красную книгу России попали снежный барс и фламинго, дикий осел, или кулан, и беркут, джейран и белый журавль, или стерх, бухарский олень, лебеди и многие-многие другие звери и птицы.

В 1966 г. Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные: черные, красные, белые, серые, желтые, зелёные.

На черных страницах рассказывается о животных и растениях, которые исчезли, на красных страницах содержится информация об исчезающих животных и растениях, на желтых – о животных и растениях, численность которых сокращается, на белых – о редких видах растений и животных, на серых – о мало изученных животных и растениях, на зелёных – о животных и растениях, которые удалось спасти.

Их спасают и обязательно спасут, как уже спасли дикого быка – зубра.

(Сюжет из фильма “Охрана и восстановление зубров”)

- Когда исчез дикий зубр?

- По чьей вине это произошло?

- Сколько зубров осталось и где?

- Как восстанавливали численность зубров? Расскажите.

Удалось спасти от верной гибели и бобра. К началу 20 века беднягу бобра из-за его ценного меха почти совсем истребили. Чудом уцелело всего несколько сотен зверьков. Но благодаря заботам человека сейчас их много тысяч.

Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окружающую нас природу – реки, озёра, леса. Заботимся о чистоте воды – ведь нам её пить. Думаем о чистоте воздуха – ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается.

Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно, а чего нельзя. Издали наблюдать за птичьими гнёздами – можно. А вот трогать и даже близко подходить к ним – нельзя! Наблюдать за муравейником – можно! А разрушать его - нельзя! От муравьёв для леса большая польза: они уничтожают личинок насекомых, которые вредят деревьям. Мастерить кормушки для животных – можно. А делать рогатки и всякие ловушки – нельзя!

- Посмотрите видеосюжет “Береги животных”

- Почему нельзя уносить из леса птенцов и детёнышей диких животных?

- Почему дикие животные и птицы не приспособлены жить рядом с человеком?

- Почему шансов вернуться в природу у таких животных очень мало?

- Почему нельзя ловить лягушек, ящериц и других мелких животных?

- Что произойдет, если разрушить муравейник?

- Почему нельзя ловить бабочек? Какой вред мы им наносим?

5. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради.

№1 (с.10)

- Прочитайте задание.

- Какое влияние на природу может оказывать человек?

- Приведите свои примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

№2 (с.11)

- Прочитайте задание. Выполните его.

- Напишите, как еще называются охраняемые территории.

№4 (с. 12)

- Прочитайте задание. Разгадайте кроссворд.

6. Рефлексия

Работа в парах.

- Прочитайте первое задание в учебнике на с. 32. Выполните его.

- Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины – словом, превратить Землю в один огромный заповедник?

7. Подведение итогов урока.

- Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?

8. Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 29-34

Индивидуальные задания:

  • рабочая тетрадь: №3 (с. 11)
  • приготовить сообщения о растениях и животных своего края, занесённых в Красную книгу.

Групповое задание:

  • Рабочая тетрадь №1-2 (с.13)