Тема урока «Формы культуры»

Разделы: История и обществознание


Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Цели по содержанию:

  • Образовательная – способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее формы, раскрыть причины появления массовой культуры и особенности молодежной субкультуры.
  • Развивающая – продолжить формировать навыки работы с текстом, умение аргументировать свой ответ, продолжать развивать устную речь, делать выводы, приводить примеры. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
  • Воспитательная – средствами урока способствовать воспитанию приверженности к гуманистическим и духовным ценностям, толерантности.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Средства обучения:

Ход урока

I. Актуализация. Фронтальная работа с классом.

Презентация.

Слайд 1.

1. В каких значениях употребляется слово “культура”?

2. Чем различается материальная и духовная культура?

3. Что такое культурное наследие?

4. Определите культурное наследие г. Кирова

5. Что такое культурная норма? Какие культурные нормы вы знаете?

II. Проверка домашнего задания. Рабочий лист 1.

III. Целеполагание и мотивация.

Вспомните, как-то в 5 классе девочки исполняли песню? Помните, какую? А почему именно эту? Миша тоже исполнил нам песню, но в совершенном другом стиле.

А сейчас вы слушаете эти песни? Почему нет?

Кто-то из вас слушал оперу в живом исполнении? Почему нет?

Почему-то вкусы на песни меняются, а классическая музыка вечна, почему-то многие школьники не любят оперу - мы и выясним на уроке, познакомившись с формами культуры.

Объявляется тема урока. Слайд 2.

IV. Изучение нового материала.

1. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три ее формы – элитарную, народную, массовую.

Слайд 3.

Самостоятельная работа – заполнение таблицы. Учебник, параграф 19. стр.144-145; 149

Формы культуры

  Элитарная Народная Массовая
Кто создает? Профессионалы Анонимные творцы, не имеют профессиональной подготовки Профессионалы,

авторская

Потребители Высокообразованные люди Различные слои населения Все слои населения
Опознавательные признаки (3-4) Живопись, скульптура, литература, музыка Эпос, былины, сказки, обычаи Эстрада, цирк, кино. Телевидение, реклама
      Время появления:

Задание: продумать конкретные примеры каждой из форм культуры.

1. Проверка таблицы, самооценивание (заполненная таблица на слайде).

2. “По цепочке” назвать свои примеры.

Слайд 4.

В чем причины зарождения и распространения массовой культуры, к каким последствиям привело ее распространение? Рассказ ученика.

V. Первичное закрепление

Слайд 5.

Работа с таблицей “Музыкальные предпочтения бабушек, родителей и учеников”

(опережающее задание)

1. Почему образцы массовой культуры быстро выходят из моды?

Примерный ответ. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое событие, быстро его отражает, поэтому быстро теряют актуальность, устаревают. С произведениями элитарной и народной культуры этого не происходит

2. С произведениями элитарной и народной культуры этого не происходит. Почему? Примерный ответ. Отражает вечные ценности, пригодна народная культура для любых случаев жизни.

3. Почему у вас нет большого желания послушать оперу? гуляя на улице в исторической части города, определить стили архитектурных ансамблей?

Примерный ответ. Трудна для понимания, требуется специальная подготовка. Опережает уровень восприятия среднеобразованного человека на многие годы.

VI. Изучение нового материала.

2. Вводится определение доминирующей культуры и субкультуры.

Слайд 6.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Но общество неоднородно, оно распадается на множество групп: национальных, демографических, социальных, профессиональных. У каждой группы формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения.

Отличаются ли ваши система ценностей, язык, времяпровождение от языка, системы ценностей, основных увлечений ваших родителей? как вы думаете, почему?

Действительно, у молодежи, свой, особый культурный мир. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группы.

Существует несколько видов субкультуры: молодежная, национальных меньшинств, профессиональная... Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, одеждой, обычаями.

Мы более подробно рассмотрим, конечно, молодежную субкультуру. Это явление сравнительно новое – в качестве самостоятельной культуры, оно появилось в середине прошлого века в Западных странах.

Слайд 7.

Рабочий лист 2. Задание 1.

Слайд 8. Вводится понятие контркультура. Просмотр видеофрагмента.

Почему субкультура хиппи является контркультурой?

VII. Первичное закрепление

Слайд 8. Рабочий лист 2. Задание 2

Вопрос учителя: контактируют ли между собой различные формы культуры? Каким образом? Приведите примеры.

VIII. Рефлексия. Слайд 9-11

Определить формы культуры по фотографиям.

Слайд 12.

IX. Домашнее задание. Параграф 19 изучить, устно ответить на вопросы параграфа, выполнить задания практикума.