Перспективы и особенности развития малого бизнеса в России как фактор экономического роста. Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права

Разделы: История и обществознание


Тип урока: комбинированный (комплексного применения знаний и умений; обобщения и систематизации знаний)

Групповая работа. Тема работы в малых группах: В России создаются условия для развития малого и среднего бизнеса. Анализ документов по итогам работы международных экономических форумов.

Предварительная работа: определялась тема для изучения, интересная и актуальная для старшеклассников.

  • Ставилась общая цель: выяснить, какие перспективы развития существуют в малом бизнесе; какие условия для развития малого бизнеса существуют в нашем регионе (городе)
  • Определение заданий и публичная защита
  • На доске в виде тезисов выстраивается ДОМ – НАПРАВЛЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ОСОБЕННОСТИ развития малого бизнеса как фактор экономического роста страны
  • Для слаженной и продуктивной работы над заданием распределяются роли в группе: организатор работы, протоколист, докладчик, оформитель
  • Методика: “градусник” - в отдельную группу вошли учащиеся, которые считают, что в России не созданы условия для развития малого бизнеса; “подводим итоги”, “общая награда”
  • Экскурсия в бизнес – инкубатор го Краснотурьинск. Проблемы, особенности и перспективы развития малого бизнеса в нашем городе. Есть ли будущее у молодежи…

Количество групп и задания:

  • 1 группа - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
  • 2 группа - Саммит "Группа Двадцати" (G20)
  • 3 группа - Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ)
  • 4 группа - Гайдаровский форум. “Русский ДАВОС”
  • 5 группа - Программа государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации

Данная форма работы позволяет в течение 2-х уроков проанализировать большое количество документов, обобщить, выявить общие тенденции развития, вовлечь в работу всех учеников в классе, лично заинтересовать каждого.

Развивались следующие интеллектуальные и коммуникативные навыки:

  • Более глубокие знания по вопросу развития малого предпринимательства, развития России в условиях мирового экономического пространства
  • Умение анализировать, обобщать материал, выявлять причинно- следственные связи
  • Умения слушать друг друга, доверять, задавать вопросы друг другу
  • Умения пользоваться “обратной связью”, разрешать споры, приходить к согласию
  • Умение работать в команде

Предварительное задание: ознакомиться с историей появления развития заданного экономического форума. Все материалы заранее готовятся учителем в отдельные папки, т.к. все документы за 2013 г

Расстановка мебели менялась, каждая группа имела своё рабочее место с табличкой на столе и названием задания

Ход урока

I. Организационный.

Ставится проблемный вопрос: “В июне 2013 г. на экономическом форуме в С-Петербурге провели анкетирование среди участников по вопросу создания условий для развития малого и среднего бизнеса, результат данного анкетирования удивил не только меня, оказывается Россия занимает 1 место”.

Наша задача, выяснить, действительно ли такие условия создаются, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России? У нас работает группа учащихся – провокаторов, которые не верят в то, что в России создаются условия для развития малого бизнеса.

II. Группы приступили к работе:

  • Изучение материала, обсуждение (по записям протоколиста), оформление и подготовка к докладу – в течение 40 мин.
  • Представление результатов работы (докладчик) и обобщение оформленного материала в виде кирпичей для ДОМА на доске
  • Общие выводы по работе групп (анализ) проводится учениками в классе, затем анализирует работу учитель
  • Используя методику “Подводим итоги”, ребята кратко записывают в рабочих тетрадях ответы на 2 вопроса: чему я научился сегодня (что нового узнал?); какие вопросы у меня остались?
  • Учащиеся объединяются в 3 группы по принципу “жребия” (цветовые карточки) – коллегиально выбирают самые интересные вопросы, которые зачитываются классу. Если времени нет, то вопросы идут как домашнее задание
  • Учитель отмечает активность и слаженность работы групп, метод “Общая награда”
  • Учитывая результаты экскурсии, работа над проблемным вопросом продолжается на следующем уроке

III. Выводы: малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность.

Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью.

Как ведущий сектор рыночной экономики предприятия малого бизнеса определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, благодаря чему абсолютное большинство развитых стран всемерно поощряют деятельность малого бизнеса.

В России в последнее время проводится много программ по поддержке и развитию малого сектора экономики. В настоящее время существуют различные формы финансирования поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятия, информационное обеспечение, подготовкам кадров.

Для поддержки малого бизнеса создана разветвленная инфраструктура, включающая: банки, страховые, лизинговые, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, аудиторские фирмы, бизнес – инкубаторы и учебные центры.

Предприятия малого бизнеса пользуются поддержкой во всех развитых странах. Данный факт подтверждает, что малый бизнес как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малый бизнес является источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

IV. Подводим итоги.

  • Цель достигнута. Ребята изучили условия развития, особенности малого бизнеса. Данная тема имеет профориентационное значение, т.к. для ребят важно знать какие перспективы существуют на рынке профессий и рабочей силы.
  • Изучить, за ограниченной учебное время, большое количество документов по проблеме, позволяет организация групповой работы в малых группах. Но уроки с использованием такой формы работы часто проводить не следует. И темы необходимо подбирать, содержащие проблемный вопрос, обсуждение которого может вызвать дискуссию.
  • Как себя вели дети: при условии четко организованной работы и ограниченности во времени, активность высокая, организаторы в группах работали четко. В старших классах проводить уроки с использованием групповой формы организации проще и достаточно эффективно
  • После уроков для учащихся организуется экскурсия в бизнес- инкубатор го Краснотурьинск
  • На следующем уроке - творческая работа по проблемному вопросу (метод “Общая награда”)