Соединения химических элементов

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: повторительно-обобщающий

Автор УМК: О.С. Габриелян химия, 8 класс

Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме “Соединения химических элементов”, подготовка к контрольной работе.

Задачи:

  • Образовательные: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания об основных классах веществ, продолжить формирование ключевых компетенций.
  • Развивающие: способствовать развитию умений и навыков: отвечать на вопросы в соответствии с их характером, сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, проводить эксперимент для получения новых знаний, осуществлять самоконтроль.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию чувства товарищества, умения работать в коллективе, активизации познавательной деятельности и интереса к урокам химии, соблюдения техники безопасности при работе с реактивами.

Оборудование: периодическая таблица, таблица “Растворимости”, тренажёры, пробирки, компьютерная презентация по теме урока, интерактивные компьютерные игры, информационные журналы для учащихся ан столах с необходимой информацией к данному уроку (Т/Б при работе с реактивами, требования к усвоению знаний по теме, памятки с ключевыми компетенциями, тренажёры, индивидуальные карты самоконтроля).

Реактивы: в склянках без надписей растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, р-р фенолфталеина, раствор лакмуса, представители основных классов соединений (вещества в склянках).

Методы:

  • по источникам познания: практические, словесно-наглядные;
  • по уровню активности познавательной деятельности: беседа, самостоятельная работа по группам, проблемное изложение, проблемно-исследовательский.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент. Целевая направленность (учитель ставит цели и задачи урока)

2. Этап подготовки учащихся к активному освоению знаний. (учитель актуализирует тематику данного урока по результатам проведённого мониторинга учебного процесса и значимости изучаемой темы для курса химии в целом. (приложение № 2).

Вопросы вводной беседы:

1. Какую тему изучаем?

2. Какие классы сложных соединений нам известны?

3. Повторение и обобщение по теме “Соединения химических элементов”

Обобщение знаний по теме состоит из четырёх блоков: оксиды, основания, кислоты, соли и осуществляется по плану в соответствии с требованиями к усвоению программного материала и ключевыми компетенциями по теме.(приложениe № 1, приложение № 3):

Ребята работают с тренажёрами: карточки с формулами соединений разных классов, компьютерная версия (интерактивная игра: “Найди соответствие”, “Распредели согласно классификации”), карточки-задания для индивидуальной работы, карточки с ключевыми компетенциями по каждому блоку (приложение № 3), карточки самоконтроля (приложение № 2).

ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЁРА

1) Из перечисленных формул соединений выбрать оксиды, основания, кислоты, соли.

Ребята поочерёдно выбирают формулы оксидов, оснований, кислот, солей, выполняя операции в соответствии с ключевыми компетенциями и требованиями к усвоению учебного материала по теме.

На демонстрационном столе и слайдах презентации демонстрируются представители классов веществ. Допускается знакомство с исследованиями учащихся по теме. Например “Всё ли мы знаем о поваренной соли” и др.

Т Р Е Н А Ж Ё Р по теме: “Соединения химических элементов”

P2O5 NаOH H2SO4 CH4
HCI CaO Fe (OH)2 H2SiO3
K3PO4 PH3 SO3 NaH
Mg3N2 Ca(OH)2 AI (OH)3 H3PO4
SO2 N2 Na2O NH3
AI2 (SO4)3 Na2CO3 HNO3 Zn (OH)2
CaCI2 Na2SO3 AI2O3 O2

2) Дать название каждому выбранному веществу и охарактеризовать его согласно классификации.

Учащиеся определяют степень окисления каждого химического элемента в выбранном соединении, дают название и характеризуют его согласно классификации с помощью карточек (приложение № 3).

Например:

  • P2O5 - ОКСИД ФОСФОРА (V), КИСЛОТНЫЙ ОКСИД;
  • H2SO4 – СЕРНАЯ КИСЛОТА, КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩАЯ, ДВУХОСНОВНАЯ, РАСТВОРИМАЯ.

3) Для формул оксидов составить формулы соответствующих гидроксидов и для формул гидроксидов составить формулы соответствующих оксидов.

Учащиеся составляют формулы кислот для кислотных оксидов и формулы оснований для основных оксидов и наоборот.

Например: P2O5 - H3PO4; Ca(OH)2- CaO

Задания выполняются дифференциророванно с учётом подготовленности и личностных способностей учащихся. В ходе живого диалога учитель-ученик ответы корректируются, вносятся дополнения. Ученик – центральная фигура. Учитель же, создаёт условие успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формируя мотивы учения.

4) Предлагаются варианты компьютерной интерактивной игры “Найди соответствие”, “Распредели формулы веществ согласно классификации”. Можно использовать тестовые задания на бумажных носителях.

При выполнении заданий расширяются знаний учащихся о классификации веществ, физических свойствах веществ разных классов.

Например: при распределении формул оксидов на основные и кислотные в арсенале предложенных формул остаются в списке формулы амфотерных и несольобразующих оксидов. Ребята делают открытия о систематическом положении оксида водорода.

Экспериментальное задание

(Учитель ставит перед учащимися проблему).

Лаборант готовил растворы соляной кислоты и гидроксида натрия для предстоящих практических работ. Эти растворы находятся в двух склянках без надписей. Как нам исправить ошибку лаборанта.

Учащиеся проводят эксперимент по определению веществ в склянках с использованием индикаторов. Закрепляют знания о функциональных группах кислот и щелочей и качественных реакциях на функциональные группы.

Презентация творческих заданий по теме.

Учащиеся на протяжении нескольких уроков выполняли творческие задания по составлению дидактических игр, лучшие из них они презентуют одноклассникам в качестве закрепления учебного материала.

Например: игра “Третий лишний”

Даны формулы веществ: H2SO4, HCI, H2SiO3.

Варианты ответов:

а) HCI, т.к. она одноосновная и бескислородная. б) H2SiO3, т.к. она нерастворимая.

7) Демонстрация заданий ЕГЭ и ОГЭ – по теме как пример тестовых заданий.

4. Задание на дом. Подготовка к контрольной работе. Повторить параграфы № 17-24, упражнения к ним. Творческие задания по желанию. Опережающее задание: вариант ЕГЭ, задание части А. Кислотным и основным оксидом являются соответственно: 1) SO2 и CaO; 2) CO2 и AI2O3; 3) Na2O и Mg O; 4) ZnO и SO3.

5. Подведение итогов урока

При изучении материала учитель совместно с учащимися вел мониторинг успеваемости, по результатам которого были определены учителя-дублёры (учащиеся которые отлично усвоили материал). Учителя- дублёры вели учёт ответов учащихся на уроке и в конце при подведении итогов, анализируют ответы одноклассников, опираясь на требования к уровню подготовки учащихся по теме. Итоговая оценка складывалась из самооценки отвечающего, оценки учителя-дублёра, который мотивировал свою оценку на основании требований стандартов и класса в целом. В ходе урока ведётся мониторинг и заполняется аттестационный лист ведущим учителем-дублёром (экспертом), в котором фиксируются результаты по каждому участнику учебного процесса в аттестационном листке.

РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА

Приняли активное участие 18 человек, что составляет 64 % обучающихся

На “5” На “4” На “3” На “2” Уровень Качество Средний балл
12 4 2 - 100 % 88,8 % 4, 5 %

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Тема: “Соединения химических элементов”

ФИ ученика ФИ учителя-дублёра Самооценка ученика Оценка учителя-дублёра ИТОГ
         

Организация ученического самоуправления помогает отстающим и “продвинутым” учащимся совершенствовать компетенции. Оценки в конце урока выставляются всем учащимся, учителям-дублёрам и экспертам. По результатам урока проводится сравнительный анализ, который позволит расширить мониторинг учебного процесса и оценить эффективность повторительно-обобщающего урока (приложение №5).

Приложение 6.