Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС. Экскурсия в храм «Человек – существо духовное»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Слайд №1.

Слайд №2. “Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина”. В.А.Сухомлинский.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Крылатая фраза “Все начинается с детства” - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых.

Слайд №3. Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание личности ребенка, основанного на традициях русского Православия.

Задачи:

  • приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
  • формирование любви к Родине и русскому народу,
  • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
  • создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

В ДОУ собран теоретический и практический материал:

  • православные праздники в детском саду;
  • литература для детей (“детская Библия”, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
  • литература для родителей и педагогов;
  • игры по духовно-нравственному воспитанию;
  • демонстрационный материал для проведения занятий;
  • продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;
  • консультативный и информационный материал для родителей;
  • иконы.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

Слайд №4. Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

  • чтение народных и авторских сказок, сказки о материнской любви;
  • серия занятий под названием “Дорогою добра”, по воспитанию нравственных ценностей.
  • знакомство с календарными православными и народными праздниками (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)
  • тематические выставки детского творчества.
  • экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
  • экскурсии на природу (красота Божьего мира);
  • слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
  • театрализованные представления на нравственные темы.

Слайд №5. Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью, его назначением, является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм Трёх Святителей, современным символом города Советска.

Слайд №6.

Ход экскурсии

Мы подходим к ограде храма. Прежде чем вступить на его территорию, православные следуют обычаю – крестятся и молятся. Войдем на территорию храма и осмотрим ее.

Как вести себя в Храме.

Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.

Заходить в церковь нужно спокойно, без спешки. Обязательно выньте руки из карманов и в течение всего времени, которое вы будете находиться в церкви, не суйте их туда. Вести громкий разговор и смеяться, играть и бегать в храме нельзя. Все, кто входит в православный храм, соблюдают правило: мужчины и мальчики снимают головной убор, женщины и девочки покрывают голову платком.

Памятка мальчику: Памятка девочке:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.

Эта традиция означает выражение смирения, преклонения перед Богом и Его святынями.

Слайд №7. 5 мая 2000 года положено начало строительства Храма.

Слайд №8. К праздничной дате 200-летия заключения Тильзитского мира полностью закончены строительные работы. Храм построен на добровольные пожертвования прихожан и жителей Советска, которые хотят видеть свой город красивым, мирным и благополучным.

Богослужение возглавил и провел митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Издавна храмы строили в самых красивых, открытых местах, часто на возвышенности, чтобы они были видны издалека, и сияние куполов освещало дорогу к храму.

Храм – это дом Божий, место, где особенно пребывает Бог. В храм приходят люди, чтобы вместе помолиться, попросить у Бога здоровья, любви друг к другу, мира на планете.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от других зданий.

Конечно, украшение любого храма – это купола. Характерная плавная форма купола напоминает горящую свечу – это символ непрестанного молитвенного обращения к Богу.

Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.

Слайд №9. Сейчас мы входим в православный храм, он разделяется на три части: притвор, среднюю часть, алтарь. Входя в храм, христиане останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Мы оказались в притворе, здесь расположены свечные и иконные лавочки.

Слайд №10. Самая большая часть храма – место для прихожан, собравшихся на церковную службу. Немного постоим и послушаем – в храме тишина. В храме говорят тихо, ведут себя скромно и вежливо.

Слайд №11. На всех стенах висят иконы. Перед ними горят лампадки и свечи.

Слово икона – греческое и по-русски означает “образ”, “изображение”. Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых. Люди молятся перед иконами. Молитва обращена не к доске и не к рисунку. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.

Слайд №12. В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма.

Слайд №13. Наш взгляд останавливается на иконостасе. Иконостас – одна из важнейших принадлежностей православного храма. Иконостас отделяет среднюю часть храма от священного пространства алтаря.

Слайд №14. В иконостасе находятся три двери, ведущие в алтарь. В середине Царские врата. Через них проходить имеют право только священнослужители. Через две другие двери, северную и южную в алтарь входят помощники священнослужителя. Справа от Царских врат расположена икона Спасителя. Слева икона – Богоматери.

Самая главная часть храма Алтарь (от латинского – “возвышенное место”). Это самая священная часть храма. Алтарь находится в передней части храма и алтарем храм всегда обращен на восток. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм – землю. Поэтому алтарь находится по отношению ко всему остальному пространству храма на некотором возвышении. Алтарь и все, что в нем – величайшая святыня, поэтому в него может входить только священник и те, кому священник разрешит. К священнику принято обращаться со словами “батюшка” без имени, или “отец” с добавлением его имени: например, отец Георгий, отец Иоанн.

Слайд №15. Священники совершают Богослужения в храмах. Священник носит на груди крест. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу.

Слайд №16. В храме всегда есть Распятие Господне, на нем изображен Иисус Христос в момент Его Крестных страданий. Рядом с Распятием расположена квадратная тумбочка для свечей, называемая канун. Сюда ставят свечи за упокой душ умерших людей. Поминают своих умерших родственников, молятся о них.

Свечи – их ставят к иконам и просят у Бога и Святых помощи в добрых делах, здоровья для своих близких и всех людей, мира на земле. Если вы хотите, то можете тоже поставить свечи (желающие ставят свечи к иконам).

Слайд №17. С благословения попросим включить центральное паникадило – то есть гигантский светильник, раньше вместо электрических лампочек (их просто не было) использовали восковые свечи.

Слайд №18. С противоположной стороны алтаря наверху находятся хоры, или, как теперь говорят, клирос. Поднимемся на хоры, постоим на местах певчих и осмотрим с этой высоты при свете паникадила все, что мы только что увидели в храме.

Слайд №19. А сейчас мы пройдём в православную библиотеку и в воскресную школу, где нас встретят преподаватели воскресной школы и ответят на ваши вопросы. В доступной и занимательной для детей форме они говорили о жизни, о вере, о добре, которое нужно приносить в этот мир. И откуда они только черпали свои поучительные истории? Кажется, сокровищница их мудрости не имеет дна.

Слайд №20.

В храме

Марьяна Муравлева

  Если есть детишки в храме - 
  Это хорошо.
  Вот и ты за ручку с мамой  
  Нынче в храм пришел.

  Только храм - особый дом,
  Здесь Господь живет.
  Оттого так чинно в нем
  Весь стоит народ.

  Поклонись, перекрестись - 
  Всюду образа - 
  И тихонько помолись,
  Здесь шуметь нельзя.

  Может быть, еще понять
  Ты не смог всего,
  Но коснулась благодать
  Сердца твоего.

Слайд №21. Перед тем как покинуть храм прихожане вновь трижды крестятся и делают поклон. Прощаются. И мы с вами попрощаемся поклоном.

Слайд №22.

Молитва

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

Источник: http://www.pravmir.ru/otchenash/#ixzz30B5LPXLH

Слайд №23.

Загадки

  •  Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается - музыка получается (колокол).
  •  Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица (Ангел).
  •  Жил, Богу угодил, к Богу ушел, к людям пришел (святой).
  •  На горе стоит свеча, в ней молитва горяча (церковь).
  •  Что выше колокольни? (крест).
  •  Дверей много, а входят не все (алтарь).
  •  На руках Младенец чистый,
    Взгляд Его такой лучистый,
    Солнце за главой сияет,
    Нас Он всех благословляет. (Иисус Христос).
  •  Золотое поле, желтые колосья,
    Огонек гуляет, колоски сжигает. (Подсвечник)

Список использованной литературы.

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
  2. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - С-Пт., 2005
  3. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
  4. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
  5. Священник Сергей Коротких Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. М.:, 2003. – 153 с., ил.
  6. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010
  7. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? - М., 2010