Святой Сергий - строитель русской духовной культуры

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (140 МБ)


Цель: сформировать представление о Сергии Радонежском, как строителе русской духовной культуры.

Задачи:

  • показать высоконравственный образ русского Святого Сергия;
  • развитие чувства ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как бескорыстие, великодушие, патриотизм, ответственность, трудолюбие и милосердие.

1. Организационный момент.

(слайд1)

Указом президента России 2014 год объявлен ГОДОМ КУЛЬТУРЫ. Знаменательно, что в этом же году отмечается 700-летие Строителя русской духовной культуры Преподобного Сергия Радонежского.

2. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона) (слайд2)

Ученик:

Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И преподобный Сергий в ней.

Учитель: (слайд3)

“Жизнь бесталанна без героя”, – так гласит древняя мудрость. Во все времена, а особенно в дни падения нравственности и веры, озлобления и грубости, людям очень важно иметь в сердцах память о народных героях, основными достоинствами которых всегда являлись милосердие и любовь к людям.

Таким героем и вождем, Учителем был и остается Сергий Радонежский – благодатный воспитатель русского народного духа, который стал для многих поколений вечным спутником и путеводителем, “светильником” – человеком, который сумел подчинить свою жизнь евангельским заповедям любви.

Присмотримся же к жизни Великого Святителя, который поднял свой крест за Россию, за создание русского государства, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

3. Знакомство с житием: "Сказание о детстве преподобного Сергия". (аудиозапись со сменой слайдов 4-10)

Во время тяжких испытаний
(Под игом Русь тогда была)
Вблизи Ростова, по преданью,
Мария сына родила.
Дитя все с нетерпеньем ждали,
Как утешенье средь скорбей.
И вот младенцу имя дали
“Сын радости ” - Варфоломей.
В семье боярина Кирилла,
Благочестивого отца,
Три сына, как известно, было,
Но средний умилял сердца.

Он был украшен воздержаньем,
Постился строго с ранних лет.
В молитве и благодеяньях
Проходит дней его расцвет.
Любил он бедную одежду,
Трудился для семейных нужд.
Был кроток, тих, во всем прилежен
И развлечений детских чужд.
Одно в нем близких огорчало:
Давалась грамота с трудом,
Но это тоже означало
Особый промысел о нем.
Он старца дивного встречает,
Ему решается сказать
Что более всего желает
Науку книжную понять.
И черноризец, помолившись,
Просфору отроку подал,
А тот, вкусив ее, не сбившись,
Псалтирь с усердьем прочитал.
С тех пор успешно он учился,
Тем радуя отца и мать
И больше прежнего молился,
Мечтая сам монахом стать.

Вопросы по содержанию:

- Какое имя дали мальчику при рождении?

- Как проходило его детство?

- Кем он мечтал стать?

Учитель: (слайд 11)

В “Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия” (составленного на основании жития пр. Сергия, написанного учеником Епифанием в XV в.) сказано, что – незадолго до его рождения мать пошла в Церковь и младенец в ее чреве так громко три раза вскрикнул, что все услышали. Из сего уразумели все, что произойдет на свет великий светильник миру и служитель Пресвятой Троицы.

С первых дней своей жизни он показал себя великим постником: не питался молоком матери по средам и пятницам и в те дни, когда мать употребляла в пищу мясо; мать вовсе отказалась от мясной пищи. Рано почувствовал любовь к Молитве.

Встреча с дивным старцем пробудила в отроке спящие духовные силы и открыла истинное его предназначение. (аудиозапись) (слайд12)

Как отраженье жизни новой
В небесном отблеске зари,
Всегда защитой и опорой
Служили нам монастыри.

Лишь только брата два женились,
В один из тех монастырей
Отец и мать переселились
И с ними их Варфоломей.
Своих родителей седины
Сын возмужавший уважал.
До самой праведной кончины
Во всём их старость утешал.
Почтил умерших поминаньем
И милостыню раздавал,
Благоговейно, со слезами
Он сорок дней Псалтирь читал.

После смерти родителей, 23-летний Варфоломей из Радонежа смог осуществить свое заветное желание-стремление к отшельничеству, к суровому подвигу.

(слайд13)

Сказанье дальше продолжая, (аудиозапись)
Спешим подвижнику вослед.
Стефана-брата убеждает
Он навсегда оставить свет. (слайд 14 - мультфильм)

Знать, так Господь благословил. (аудиозапись, слайд15)
В безлюдной чаще остаётся
Блаженный юноша один.
Как прежде, молодой отшельник,
Ища спасения души,
В нужде, невзгодах, искушеньях
Упорно трудится в глуши.
Какое вскоре утешенье!
За то, что праведно он жил.
Достиг в монахи постриженья
И Сергий имя получил.

Сначала к нему приходили только звери. Пришел и отощавший от голода медведь, с которым Сергий поделился краюшкой хлеба и подружился. (слайд16)

Ученик:

Ему с тобою было хорошо!
Тянулся он звериною душою
К тому, что именуют добротою,
К тому, что светом духа мы зовем.
Он слов не знал. Но сердце зверя знало -
Кто друг ему и кто его поймет,
Краюшку хлеба с лаской принесет
И в облике мохнатом узрит брата.

Всё тайное бывает явным. (аудиозапись со сменой слайдов 17-20)
Слух о подвижнике – в миру.
Поговорить о самом главном
Приходят странники к нему.
И вскоре за молвою следом
Услышал Радонежский лес
Звон топоров, людей беседы,
Увидел множество чудес.
И вот уже общиной дружной

С ним многие в трудах.
Теперь об их печётся нуждах
Великий труженик-монах.
Заботится об их жилищах,
Им воду носит, хлеб печёт,
Дрова готовит, варит пищу.
Так жизнь теперь его течёт.
Желал безмолвствовать в пустыне,
Но воля Божия сильней!
Он служит людям и поныне – 
Наставник братии своей.

Учитель: (слайд21)

Образцом во всем для вновь прибывших был сам Преподобный: он сам рубил кельи, таскал бревна, колол дрова, носил воду, молол ручными жерновами, варил квас, делал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на всех, по выражению Епифания – автора “Жития”, “как раб купленный”. Летом и зимой он ходил в одной и той же одежде – ветхой и покрытой заплатами и, несмотря на скудную пищу, был очень крепким – “имел силу против двух человек”.

Труд в его Учении вообще играл огромную роль; он требовал, чтобы все жили от своего труда и запрещал своим ученикам ходить из обители по деревням и просить подаяния. Сам он подавал пример такого трудолюбия и требовал от них такой же суровой жизни, какую вел сам.

При этом он всячески поощрял развитие духовно-просветительских искусств, таких как иконопись и списывание книг, расцвечение их узорами и заставками в красках и золотом. Сергий следил за внешней дисциплиной монахов: было установлено, что у себя в келии инок проводит время или за молитвой, или за размышлениями о своих грехах, или за чтением святых книг, переписыванием их, иконописью, – но никак не в разговорах.

Однажды Сергий три дня оставался без пищи, а на четвертый пришел к одному из своих учеников, у которого, как он знал, был запас хлеба и сказал ему: “слышал я, что ты хочешь построить сени к твоей келии, построю я тебе их, чтобы руки мои не были праздны. Работа эта не дорого обойдется тебе, мне вот хочется гнилого хлеба, а он у тебя есть, больше же сего от тебя не потребую”.

Когда Даниил – его ученик – сразу вынес ему решето с кусками гнилого хлеба, которого не мог есть, Преподобный Сергий отказался взять, пока не закончил работу – поздним вечером.

Некоторые ученики изумлялись долготерпению своего наставника, который не захотел даже такую пищу принять без труда.

Подобный пример лучше всего укреплял неокрепших еще в подвиге самоотвержения.

Он знал важность и необходимость труда, и поэтому непрестанный труд ставился им как условие и средство духовного достижения.

Труд был возведен им в священное понятие, неотделимое от духовного самоусовершенствования.

Его работа в обители “как раба купленного” показывает не только священное, воспитательное значение труда, но и пример великого сотрудничества.

Мудрый Сергий – строитель понимал, что без сотрудничества не только ничего нельзя построить, но ничто и жить не может, и потому своим личным примером хотел запечатлеть в сознании учеников и приходящих к нему великое значение сотрудничества, как в большом, так и в малом. Им был введен порядок, при котором каждый трудился не для себя только, но, прежде всего, для общей пользы.

Так было заложено Преподобным начало понимания сотрудничества.

При нём обитель укреплялась (аудиозапись со сменой слайдов 22-23)
Во всех делах её благих.
И много там чудес случалось.
Вот только несколько из них.
Во искушенье все припасы
Закончились в монастыре.
Монахов жалобные гласы!
Ведь нет ни крохи на дворе.
И многие тогда взроптали:
“Уж мочи нету так терпеть!”
Но тут в ворота постучали.
Стоит обоз. В телегах – снедь.
Так трое суток продолжалось,
Что неизвестный доброхот,
К насельникам имея жалость,
Привёз провизии на год.
Всё по молитвам совершилось.
Напрасно незачем роптать!
И с той поры установилось:
Во всём на Бога уповать.

Однажды батюшке в обитель
Больного сына на руках
Принёс благочестивый житель,
Но мальчик умер на глазах.
Тогда отец, убитый горем,
Уходит. Гробик мастерит.
Но, возвратившись, видит вскоре:
Малютка жив и в келье спит.
Он бросился к ногам святого,
Но тот его остановил.
Мол, нет тут чуда никакого!
Так думать даже запретил.
Не для людского прославленья
Творил молитвы он свои,
А ради веры укрепленья,
Во имя жертвенной любви.

Ученик: (слайд 24)

Еще случай, который увеличил славу Сергия. Монахи были недовольны отсутствием воды: небольшой ручеек, который находился поблизости, – иссяк, а река находилась далеко от Обители. Монахи стали жаловаться, что далеко ходить им за водою. На это Сергий отвечал: “я хотел безмолвствовать один на месте сем. Богу же угодно было воздвигнуть здесь Обитель. Но дерзайте, молитесь!”.

Потом, взяв с собой одного ученика, вышел из Обители и, найдя недалеко в овраге скопившиеся воды, стал молиться, чтобы Господь даровал им воду на этом месте. Сергий затем сделал крест на земле и сразу пробился из земли источник чистой, холодной воды. Монахи хотели назвать его Сергиевым, но он запретил им.

Учитель: (слайд 25)

Полное отсутствие властолюбия привело Сергия к духовной власти небывалой силы. Напрочь лишенный честолюбия , он прославился на века. Он не имел ни в малейшей степени чувства собственности, но Обитель его богатела с каждым днем. Предстоя постоянно перед Ликом Всевышнего, он принимал участие во всех земных делах, и они неизменно процветали. Он подражал совершенствам Наивысшего, и ему тоже стали подражать. Создалась целая плеяда его учеников - монахов, которые, в свою очередь, начали создавать очаги духовной культуры. В те времена именно монастыри являлись рассадниками грамотности и просвещения. К ним тянулись, около их селились, учились простые люди. Так формировалась Русь.

(слайд 26)

Сергий Радонежский сыграл решающую роль в освобождении Руси от татарского ига. Для того, чтобы победить этих крепко вкоренившихся в государстве и в умах людей того времени захватчиков, надо было поднять дух не только воинства, но и всего русского народа. Своим личным подвигом и трудами Преподобный подал пример несокрушимости человеческого духа и его возможностей и тем самым заложил основы русской духовной культуры и основы государства русского.

Сергий благословил русское воинство на Куликовскую битву – ему выпала величайшая историческая миссия нравственно поддержать и благословить князя Дмитрия Донского на битву с татарами. ( слайд 27- фильм)

4. Работа в группах. (слайд 28)

В. Афанасьев "Схимник Пересвет" (см. приложение 1)

(стихотворение разрезано на части)

Задание – восстановить последовательность событий. Победит та группа, которая первой соберет стихотворение и выразительно прочитает его.

5. Составление духовного портрета Сергия Радонежского.

Учитель: (слайд29)

Отличительной особенностью Сергия было то, что он не проповедовал и ничего не писал. Он являл собою путь восхождения душ, подавал собою тот нравственный пример, без которого невозможно ни создать крепкое государство, ни наладить собственную жизнь.

Он умел пользоваться каждым случаем, чтобы заложить в сознание народа зерно нравственного учения и дать проблеск в Мир Высший. Так, он посылает учеников своих на полевые работы к крестьянам, чтобы помочь им и получить возможность говорить о просвещении духа. Окрепла нравственность, окреп дух, поднялись силы народа, и подвиг освобождения Земли Русской, на который благословил его Преподобный, стал возможным.

“Строителем русской духовной культуры” назвал Сергия Н.К. Рерих. Как понять эти слова? Что имел в виду художник, прекрасно знавший русскую историю и в своем творчестве не раз обращавшийся к образу “великого старца”?

Вероятно, прежде всего, непрерывность идущей от Сергия традиции внутренней свободы.

Заветы Сергия – любовь к людям, непрерывное восхождение к нравственному совершенству путем мужественного самоотречения – стали характерными чертами русской духовной культуры.

С чего начал он строить духовную культуру, без которой нет возрождения нации? Он начал ее с себя, со своего личного примера. Вспоминая о том, что он делал, как поступал, мы начинаем понимать жизненный смысл слов " духовная культура". Начинаем понимать, что это не просто красивые слова, но красота, внесенная в жизнь. Ему стали подражать, это и есть начало пути к победе, к достижению духа, к возрождению.

Давайте составим духовный портрет Преподобного Сергия. (слайд 30)

6. Работа в группах.

Задание: привести пример из жизни Преподобного, иллюстрирующий эту пословицу.

1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

(Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.)

2. Жить – Богу служить.

(Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.)

3. Послушание паче поста и молитвы.

(Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.)

4. Умный смиряется, глупый надувается.

(Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.)

5. С молитвою в устах, с работою в руках.

(Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.)

7. Обобщение.

Четыре великих дела Сергия Радонежского: (слайд31)

1 дело: Создание и распространение нового типа монастырей.

2 дело: Начало освобождения от татаро-монгольского ига.

3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице.

4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры”. )

Учитель: (слайд 32)

Свято-Троицкая Сергиева Лавра – уникальный памятник крепостной архитектуры XVI-XVII веков. На её территории находится несколько храмов, в том числе Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Михеевский храм, Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Поражает своим величием колокольня. Здесь же располагается Московская Духовная академия. Надкладезная часовня сооружена в конце XVII века над источником, пробившимся из земли, яркая шатровая сень была сооружена позднее на частные пожертвования. Тысячи паломников посещают Лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой.

Историк Ключевский еще в 1892 году писал: “Конец русскому государству будет тогда, когда разрушатся наши нравственные основы, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Преподобного и закроются врата его Лавры”.

8. Итог.

Учитель: (слайд33)

Далеко за пределами церковного подвига строительное просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценный Ковчег Духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий.

Ученик: (слайд34)

Молчанье. Тайна. Тишина.
Следы медвежьих лап по снегу.
Сверканье звезд. И вышина
Деревьев, устремленных к небу...

Надземное слилось с земным,
И Сердце было местом встречи.
Восстала Подвигом одним
Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,
Что процветает, к срокам зрея,
Незримое - воплощено,
Неслышное - громов звучнее.

И вот во имя Красоты
На землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты
В Руке, на благо всей планеты!