Классный час для учащихся начальной школы «Как лошадка Лу стала храброй»

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели: профилактика немотивированных страхов, повышение самооценки, расширение эмоционального опыта в ситуациях межличностного общения.

Материалы: цветная бумага, ножницы, скотч (или магниты), необычный пакет для “страхов” (или коробка), фотоаппарат.

1. Разминка. Игра “Добрый день...”. Учащиеся сидят за партами. Психолог обращается к детям: “Кого я назову – тот с места встает:

- Добрый день всем, кто учится (в 3-м А классе)!

- Добрый день всем мальчикам!

- Добрый день всем девочкам!

- Добрый день всем, кто любит животных!

- ... всем, кто не боится собак!

- ...всем, кто не боится темноты!

- ...кто не боится оставаться дома один!

- ...всем, кто любит ходить в школу!

- ...всем, кто любит получать пятерка!

- ...всем, кто хочет знать, что мы будем делать сегодня! Молодцы!

2. Основная часть.

1) Чтение и обсуждение сказки “Как лошадка Лу стала храброй”.

Сейчас я вам расскажу сказку про лошаку Лу. “Маленький ослик по имени Ра смотрел печально в окно. Прошло уже два дня, как он вместе с родителями переехал на новую квартиру. Он очень скучал по своим старым друзьям. Мама его успокаивала:

- Ничего, найдутся друзья и на новом месте.

Но они почему-то не находились... Ослик Ра уже начал сомневаться в том, что здесь тоже живут дети. Он видел дядю Слона, тетю Пантеру, очень важного дядю Крокодила, а вот из детей никого. “Наверное, все взрослые здесь не женаты, поэтому и детей у них нет”, - думал Ра. И вдруг он увидел прелестную, маленькую, белую лошадку. На ней был нарядный красный сарафан и красные туфельки. Чудесные белокурые волосы лошадки стягивала лента высоко на затылке.

- Ну, наконец-то хоть один ребенок! – обрадовался Ра.

Ослик, перепрыгивая через три ступеньки, вылетел во двор и подошел к незнакомке.

- Здравствуй! Давай знакомиться. Меня зовут Ра. А тебя как?

- Ра? Очень странное имя.

- Это сокращенно. А вообще-то, по-настоящему мама назвала меня Моя Радость. Но так длинно, поэтому можно просто Ра.

- А меня зовут Лу. А полное имя Белая Луна. Потому что я родилась беленькой, и той ночью на небе сияла огромная белая луна.

- Здорово! Лу, давай с тобой дружить.

- Я боюсь.

- Чего ты боишься? Дружить?!

- Да. Вдруг ты меня предашь, и мне будет очень больно.

- Да никогда в жизни! – заверил ослик.

- Давай играть в догонялки! – весело предложил Ра.

- Я боюсь, что споткнусь и поломаю ногу.

Ра с удивлением посмотрел на лошадку.

- Ну, тогда давай рисовать. Мама вчера купила мне отличные краски.

- Я боюсь, что испачкаю сарафан, и меня будут ругать родители.

- Послушай, Лу, что ты все заладила: боюсь... боюсь... боюсь... А есть ли на свете что-то, чего ты не боишься?

Лошадка задумалась и с грустью в голосе ответила:

- Нет. Я всего боюсь.

- Ну почему? Почему?

- Видишь ли, когда я родилась, ко мне приходили феи Чувств. Каждая из них дарила какое-нибудь чувство. Это так важно! Все чувства очень нужны, нет среди них ни одного бесполезного. Но одна фея не пришла. Никто не знает, почему. Может, приглашение не получила. Эта фея – хранительница храбрости. Ее место занял разросшийся страх.

Ослик Ра задумался.

- Знаешь, Лу, так жить нельзя. Из-за страха ты не можешь веселиться, бегать, прыгать, играть. Надо найти фею – хранительницу храбрости. Пусть она поделиться с тобой таким важным чувством.

- Что ты! Я боюсь. Фея живет очень далеко.

- Другого выхода нет. Или будешь дрожать всю жизнь от страха как осиновый листок, или отправишься добывать храбрость. Я пойду с тобой и буду всегда рядом. А для того, чтобы тебе было легче в пути, я сочинил про нас с тобой песенку.

- Про нас? И про меня значит? Сам сочинил?

Лу была растрогана до слез. Еще никто никогда в жизни не сочинял для нее песен.

- Слушай!

И ослик Ра запел:

Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра,
Мы желаем всем добра!
Ра-Ра-Ра, Лу-Лу-Лу,
В беде другу помогу!
Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра,
Стань, лошадка Лу храбра!

Лу так понравилась песенка, что она, забыв на мгновенье про свои страхи, отправилась вместе с осликом в путь добывать храбрость.

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Путь оказался долгим и трудным. Целый год пришлось лошадке и ослику добираться до феи. Чего только не натерпелась бедная Лу. Вся тряслась от страха, когда приходилось ночевать в темном дремучем лесу, переплывать реку, прыгать с кочки на кочку в топком болоте, карабкаться по высоким горам. Но всегда рядом с ней был ее верный друг ослик Ра. В самые трудные моменты путешествия он напевал для Лу песенку. То ли от слов этой песенки, то ли от чего-то еще, но каждый раз лошадке удавалось преодолеть очередное препятствие, хотя было, конечно, очень страшно.

Наконец-то, они добрались до феи – хранительницы храбрости. Надо сказать, что фея встретила их очень гостеприимно. Накормила, напоила, спать положила. И только утром расспросила, зачем пожаловали гости дорогие. Фея, внимательно выслушав лошадку и ослика, сказала:

- Милая Лу, ты проделала длинный и нелегкий путь, на котором ты встретила множество различных препятствий. Когда ты, поборов страх, успешно справилась с первым испытанием, на месте укрощенного тобой страха зародилась храбрость. Она росла с преодолением каждого нового препятствия на твоем пути. И чем больше становилась храбрость, тем меньше места оставалось для страха. Проделав такой трудный путь, ты стала очень храброй, Лу!

- Я – храбрая? – Лошадка округлила от удивления глаза.

- Да, именно ты. Видишь, Лу, ты даже этого не заметила.

- Спасибо тебе, добрый ослик, - обратилась фея к Ра.

- За что? Я ничего особенного не сделал.

- За то, что ты настоящий друг. Ты не бросил Лу одну со своей бедой, а помогал ей. В том, что лошадке удалось укротить свой страх, есть и твоя заслуга. Я приготовила для вас подарок.

Фея протянула друзьям небольшую шкатулку.

- В этой шкатулке хранится волшебная темнота. Теперь вы можете помогать детям избавляться от страхов. Из этой волшебной темноты можно вырезать обыкновенными ножницами любые страхи и сажать их на цепь.

Ослик Ра и лошадка Лу от всей души поблагодарили фею. Подарок был воистину бесценен. Ведь это такое счастье иметь возможность помогать другим, делая их хоть чуточку счастливее!”

1) Обсуждение сказки.

- Как удалось лошадке Лу справиться со своим страхом?

- Кто ей помогал?

- Как помогал ослик? Как его звали? Полное имя?

- Лу сказала, что не бывает бесполезных чувств. А зачем нужен страх, ведь он мешал лошадке?

- Какие страхи есть у вас? Чего вы боитесь? (Ответы детей).

2) Работа со своими страхами. Изготавливаем из темной бумаги страхи, вырезаем, крепим на большую классную доску.

Слово психолога: Представьте себе, что мы с вами в сказочной стране. Мы волшебники, и нам нечего бояться. Мы даже темноту можем взять в руки. Возьмите темный лист бумаги – черной, темно-синей, фиолетовой. Это не просто темные листы, это волшебная темнота, которую подарила фея лошадке Лу и ослику Ра, а они поделились с нами. Темнота совсем ручная. Совсем несложно взять ее в руки. Кто же спрятался в темноте? Сейчас вы можете нарисовать и вырезать из волшебной темноты то, чего вы боитесь.

Дети рисуют, потом вырезают свои страхи. “Страшилки” размещаем на доске.

Потом из бумаги – газеты делаем “снежки” по 3 штуки на каждого учащегося. Психолог показывает как лучше сделать “снежки”. Затем дети кидают их по своим “страшилкам” на классной доске. (Такую работу лучше организовать по рядам. Это очень эмоционально получается и шумно. Организованно убираем мусор, свое рабочее место).

Слово психолога: Все страшное уходит, когда мы перестаем его бояться. Наши картинки показали нам нашу силу. Это были не сказочные герои, а то, что мы сами себе придумали. Сейчас сделайте с ними все, что вы хотите. После этого каждый учащийся решает, как поступить со своим “страхом-страшилкой”: отдать психологу в мешок, где хранятся страхи, или порвать, или взять домой, чтобы быть смелым.

3. Подведение итогов.

Слово психолога: Вы были смелыми и бесстрашными, победили свои страхи. На счет 3-4 скажем: “Мы – смелые, мы – дружные”. Похлопаем себе, мы – молодцы!

Литература

  1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие – М.: Глобус, 2006. – с. 14-20.