Опасные места в словах русского языка. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (676,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели:

  • формирование умения видеть “ошибкоопасные” места в словах русского языка;
  • введение понятий “орфограмма”, “орфографическая зоркость”.

Формирование УУД:

  • извлекать информацию из текстов, иллюстраций, таблиц;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

I. Организационный этап

Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок.
И сейчас у нас с вами урок русского языка.

II. Минутка чистописания

- Ребята, отгадайте загадку.

От толчка я завожусь
И кружусь, кружусь, кружусь.
Но заденьте за бочок,
Тут же шлёпнусь, и молчок!
И жужжу я как пчела.
Знают все, что я  - ....(юла).

- Сколько слогов в слове? Почему?

- Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

- Назовите все йотированные гласные. Когда они обозначают два звука?

Письмо в тетрадях:

Ю ю Юл юб
юла Юля
Целый день кручусь юлой.

- Когда так говорят?

III. Постановка цели и задач урока

- Расшифруйте ключевое слово нашего урока.

г а о ф м р о а м р
5 10 1 3 9 2 4 7 8 6

- Сегодня на уроке мы должны чётко уяснить, что в русском языке называют словом “орфограмма”, и научиться находить орфограммы в словах.

IV. Открытие нового знания

1. Наблюдение за словами, не имеющих орфограмм

На доске запись, пропущенные буквы закрыты кружком-“шторкой”

Слышу____________ 1. ШOр, дOм, сOр.
Пишу

Слышу___________ 2. ВOдро, вOда, флаO.
Пишу

- Посмотрите на строчку №1. Кто может прочитать эти слова?

- Давайте остановимся пока на этой строчке. Произнесём хором первое слово: [ш а р]. Какой звук слышим после [ш]?

Учитель снимает кружок со слова шар и дополняет запись:

Слышу__а________ 1. Шар, дOм, сOр.
Пишу а

То же проделывается со всеми словами первой строки. В итоге получается запись:

Слышу__а _ о _ы___ 1. Шар, дом, сыр.
Пишу а о ы

- Итак, посмотрите, ребята: есть в русском языке такие слова, которые как слышатся, так и пишутся. Можно ли в этих словах сделать ошибку при письме? (Нет)

- Но у нас есть и другие слова. Обратимся к словам строчки №2.

2. Наблюдение за словами, имеющими орфограмму

Вслух проговариваются слова второй строчки. Ребята называют звук, спрятанный под “шторкой”. Когда же учитель снимает “шторку”, обнаруживаются расхождения в произношении и написании слов:

Слышу__и__а__к__ 2. Ведро, вода, флаг.
Пишу е о г

- Что же это получается? Есть такие слова, которые слышатся эдак, а пишутся совсем по-другому!

3. Формулирование вывода

- Скажите, какую из этих строчек вы бы назвали “строчкой с опасными местами”?

- Да, во второй строчке записаны слова, где можно сделать ошибку. Такие места, где можно выбрать неправильную букву, это и есть орфограмма.

- Возникает вопрос, а как же люди выбирают правильную букву? А для этого, ребята, нужно знать много разных правил. Некоторые из этих правил вы уже знаете. Но перед тем, как вы покажете свои знания, давайте я проверю, понимаете ли вы, о чём я говорю.

V. Первичная проверка понимания

- Какое слово зашифровано? (косы)

- На какую строчку вы его запишете? (На первую)

- А это какое слово?  

(окно)

- Смотрите, какая буква первая. А как я говорю? ([а к н о]). Как вы считаете, из какой строчки слово “окно”? Это слово, где есть какая-то... (подскажите мне) ... орфограмма.

VI. Первичное закрепление

Учитель показывает картинку, ученики объясняют правило и записывают слово. Орфограммы подчёркивают.

Груши, лыжи, чайник, чулок, воробей.

VII. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, но это было бы полдела. Если учитель или мама будет говорить: “Посмотри, Мишенька, подумай, какую букву здесь надо написать”, ты никогда не станешь грамотным. Тебе всё время подсказывают, что здесь надо подумать, а то можешь сделать ошибку. Но самое главное – самому видеть слова, в которых есть орфограммы. Не ждать, когда тебе кто-то скажет “подумай”, а самому понимать, что здесь нужно выбирать букву. Вот давайте учиться развивать это качество. Оно называется “орфографическая зоркость”. В конце урока я вас спрошу, запомнили ли вы, что такое орфографическая зоркость.

- Орфографическая зоркость – это когда человек умеет видеть возможную ошибку в слове до того, как он написал это слово. Такой “острый глаз”.

VIII. Применение нового знания

1. Самостоятельная работа

- Прочитайте слова: Утюг, соль, книга, сова, дым, стена.

- Выпишите те слова, которые не имеют орфограмм.

Один ученик выполняет самостоятельно на доске. Выполнение сверяется с работой остальных учащихся.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе правильно выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с ... (имя ученика) учились оценивать свою работу.

2. Работа с оставшимися словами

- В слове “утюг” какое место вы считаете опасным?

- А как доказать, что надо писать “г”?

Запись слов парами с проверочными словами. Графическое выделение орфограмм.

3. Развитие речи

- Составьте предложение по картинке.

Записать предложение, подчеркнуть орфограммы.

На небе сверкает звезда.

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности

- Что на уроке надо было уяснить? (Что такое орфограмма) А что это такое?

- А что такое орфографическая зоркость?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Какую отметку вы себе поставили?

- За что?

X. Домашнее задание