Научно-практическая разработка «Концепция экономического образования учеников младшего школьного возраста на основе учебной проектной и исследовательской деятельности»

Разделы: Начальная школа


Направленность: использование в государственном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе.

В разработанной “Концепции экономического образования учеников младшего школьного возраста на основе учебной проектной и исследовательской деятельности” теоретически обосновывается актуальность использования методики экономического образования и исследовательской деятельности в начальной школе.

Спецификой данной работы является содержание в ней теоретического, методологического и практического материала (в приложении). Авторская позиция заключена в понимании проблемы, которая сложилась в результате долгих наблюдений, а также и в социальном заказе общества (родителей).

Созданная концепция показывает различные формы и методы экономического образования в начальной школе, а также на практическом материале показывает развитие основных компетентностей и содержит личностно – ориентированный подход. Типовые задания по экономике для использования на уроках математики, русского языка, технологии, литературного чтения, эколого-экономические проблемы окружающего мира, итоговые проектные работы учащихся, а также авторская программа элективного курса “Экономика младшего школьника”, которые приведены в приложении к основной работе, результативно используются как на уроках и внеурочной деятельности, а также представляются на городских семинарах и конференциях по работе школы в ГЭП по “Исследовательской деятельности”.

Пояснительная записка

В курс школьной программы включены такие предметы как русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, материальные технологии, музыка, физическая культура, иностранный язык. К сожалению в рамках ни одного предмета не включены темы по экономике. А зачем младшему школьнику знать экономику? Этот вопрос сразу же может приходить на ум учителя, работающего строго по программе и отрабатывая только те знания, умения и навыки, которые диктует нам программа образования.

Но сразу же этому вопросу хочется противопоставить, что с недавнего времени практически все школы стали переходить на стандарты образования II поколения. Учитывая требования, предъявляемые ученику начальной школы, согласно новым стандартам, необходимо обратить внимание на то, что в процессе обучения каждый младший школьник должен освоить навыки проектной, а также исследовательской деятельности. Каждый ученик должен овладеть рядом компетентностей, среди которых есть и социально-адаптированная ( готовность к изменениям и новшествам в окружающем мире и социальном обществе). Одно из таких актульных и часто меняющихся явлений окружающего мира является экономика. Тем более, что каждый человек, начиная с рождения, становится непосредственным участником экономических процессов, конечно в простейшем их понимании. Тогда почему же ученик только к середине своего обучения в школе, а именно в старшем звене, открывает для себя понятие экономики и начинает, посредством уже официально введённого предмета, изучать экономику?

Учёными доказано, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире, поэтому разработанная концепция экономического образования учеников младшего школьного возраста на основе учебной проектно – исследовательской деятельности ставит перед собой следующие цель и задачи.

Цель: приобретение учащимися начальной школы элементарных навыков поведения в условиях рынка посредством исследовательской деятельности, и создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.

Задачи.

*Образовательные: освоение основ знаний о современной экономике, основных принципов и закономерностях её функционирования, умений экономической деятельности и исследования в данном предмете; умение выявлять экономические цели, которые ставит перед собой общество и методов, которыми они достигаются;

*Личностно-ориентированные: развитие основных компетентностей у младшего школьника; осмысление своего индивидуального потенциала; формирование осознанного гражданского экономического поведения; в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремление к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптации к условиям рынка.

Реализация поставленных задач и целей может идти путём интегративного изучения экономики с математикой, окружающим миром и технологией, где экономические знания смогут найти практический выход на уроках математики (математические расчёты), русского языка и литературного чтения, окружающего мира ( изучение особенностей экономики разных народов на разных континентах) и технологии( качества личности – трудолюбие, предприимчивость, экономность), а также использования кружков дополнительного образования, элективных курсов, факультативов и других форм работы, которые можно использовать для изучения учениками младших классов курса “Экономики”.

В рамках данной концепции мною была разработа программа элективного курса “Экономика для младшего школьника”, а также ряд тем для самостоятельного исследования в области экономики для учеников начальных классов. Данная программа опробировалась на учениках моего класса и имела практический выход в виде семейно - проектных работ по экономике с наглядной презентацией.

Содержание:

Глава I. Экономика как часть жизни человека.

Глава II. Научное обоснование содержания экономического образования.

Глава III. Исследование как метод познания и метод обучения младшего школьника.

Глава IV. Методы экономического обучения и воспитания младшего школьника.

Глава V. Формы экономического обучения и воспитания младшего школьника.

Глава VI. Социолизация экономического образования в начальной школе. Основы экономики как социальный заказ.

Приложения

Cписок используемой литературы

Глава I

Экономика как часть жизни человека

Затянувшийся экономический кризис, о котором много говорят и знают почти все – это результат деятельности самих же людей, которых в последнее время не волнует будущее их детей, которыми овладела моральная и нравственная пустота. Прямым следствием этого являются всё больше вырастающие проблемы, затрагивающие качество жизни людей, - проблемы энергетики, медицины, питания и др.

Современный человек уже с рождения вовлекается в экономическую деятельность: на него расходуется вода, тратится электроэнергия, он пользуется медицинскими услугами, потребляет продукты питания и т.д.

На одном из форумов в Рио-де-Жанейро(1992 г.) её участниками было констатировано, что экономика развитых стран расточительна по своей сути и она не может быть образцом для развивающихся стран. Например, было установлено, что в мире немного богатых (157 миллиардеров, около 2 миллионов миллионеров) и огромное количество бедных людей, поэтому борьба с бедностью должна являться общей обязанностью для всех стран. Нужно изменить структуру потребления и производства: высокие запросы и расточительный образ жизни богатой части человечества тяжёлым грузом ложатся на окружающую среду, а беднейшая часть населения не может удовлетворить элементарные потребности в питании, здравоохранении, образовании. Также на ухудшение состояние экономики влияют с большой скоростью исчезающие леса, мелеющие реки, проблема глобального потепления. Одним из важных в данной проблеме является демографический аспект и человеческий фактор.

В связи с этим у каждого цивилизованного человека необходимо развивать экономическое мышление и экономическое сознание.

Обучением и развитием занимается взрослый человек. Именно от него зависит результат продвижения ребёнка вверх по культурному , в даном случае по экономически культурному пути. Именно педагог в общеобразовательном учреждении должен быть носителем экономической культуры.

Правильно обучать и воспитывать маленького школьника, приобщить его к экономическим отношениям в условиях экономического кризиса может только учитель, обладающий сам экономической культурой.

Начальная школа может помочь в данном социальном заказе подготовить и воспитать ученика начальной школы с правильным экономическим мышлением, начальной экономической образованностью, способного к самостоятельной оценке окружающей ситуации, активно участвующего в простейших рыночных отношениях, имеющего собственную гражданственно-нравственную социально-адаптированную позицию (компетенцию).

Глава II

Научное обоснование содержания экономического образования.

Человечество проявляло всегда большой интерес к основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победы капитализма над феодализмом.

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.

Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н.э) и Аристотель (384-322 гг. до н.э), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентом обмене.

Мыслители Древнего Рима - Сенека (4-65 гг. дон, э), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что "Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест". Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского "меркан-те" - купец, торговец). Представитель этой школы - Томас Манн (1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма - государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле - используются и в современной экономике.

Позже появляется теоретическое учение физиократов ("физиократия" в переводе с греческого - власть природы). Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). Физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль - сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром природы.

Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях.

В это же время формируются взгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора "Утопия", Кампанеллы "Город Солнца". Позднее в это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.

На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.

До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы.

К числу современных направлений экономической мысли относится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия.

В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы - А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас). Во второй половине XIX в. в экономической теории возникло направление под названием маржинализм. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы К. Менгер, Ф. фон Визер, Э. фон Бем-Баверк, а также английский экономист У. Джевонс. экономисты австрийской школы К. Менгер, Ф. фон Визер, Э. фон Бем-Баверк, а также английский экономист У. Джевонс.

А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономики. Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А.Р.Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж.Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами. Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономической науки.

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня.

Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирующихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.

Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом.

Следовательно, общая экономическая теория выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук.

Таким образом, микроэкономика - часть экономики, исследующая, во-первых, такие обособленные экономические единицы, как домашние хозяйства, фирмы, отрасли, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.

Экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Глава III.

Исследование как метод познания и метод обучения младшего школьника.

Экономическое образование младшего школьника необходимо сопровождать процессом исследования в данной ему ещё такой непонятной, но такой жизненно – необходимой области новых знаний.

Исследования важны во всех процессах непрерывного экономического образования, а также они актуальны и в силу возрастных особенностей младшего школьника, т.к. в центре такого образования положены хотя и адаптивные, но всё-таки научные знания из области экономики.

Исследования важны не только для познания новой области, но и как метод обучения в системе образования. Ещё в 1960-е годы в теории познания берёт своё начало специальное направление – теория научного поиска, которая рассматривает процесс познания с позиции творческой деятельности конкретного субъекта. Внимание философов привлекает построение научного исследования, его логика. Они выделяют основные категории процесса научного поиска – проблему, факт, систему.

Эмпирическое исследование, в основе которого лежит проблема, отражающая то или иное противоречие действительности, побуждает исследователя к творческой поисковой деятельности: строятся различные предположения, выдвигаются научные гипотезы, определяются способы их проверки – различные виды экспериментов. Итогом проделанной работы становятся новые факты, которые исследователь анализирует, осмысляет, сопоставляет c устоявшимися теориями. Исследование как творческая на всех этапах деятельность интенсивно развивает мышление того, кто ею занимается. Именно поэтому процедура исследования послужила эталоном для педагогов, исследующих методы обучения школьников.

В “Педагогической энциклопедии” говорится, что “педагогический принцип в обучении – предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учащиеся знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими науках, усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладевают умением самостоятельно добывать новые знания путём исследования природы и общественных явлений. Применение исследовательского принципа способствует развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности учащихся, повышает интерес к овладению научными знаниями и методами научно – познавательной деятельности. Это, однако, не означает, что всё обучение основам наук должно строиться в соответствии только с требованиями исследовательской деятельности. Современная дидактика рассматривает учение учащегося как особый познавательный процесс, в котором исследовательский подход сочетается с приобретением знаний при изложении учителем учебного материала и при работе ученика с учебником и т.п.”

Широкое применение исследовательская деятельность находит при обучении естественным наукам, в т.ч. и экономике. На её основе наблюдения и опытов из простой иллюстрации к уже изложенным знаниям превращаются в средство решения различных познавательных задач, т.е. в непосредственный источник знания.

Исследовательская деятельность в обучении младшего школьника базовым знаниям экономики реализуется через опрелённую систему эксперементальных (на начальном уровне – проектных) работ учащихся. Эта система характеризуется, с одной стороны, постепенным усложнением содержания познавательных задач, выдвигаемых для экспериментального решения, с другой – постепенным увеличением степени самостоятельности учащихся в их решении, а также творчества в подходе.

Наиболее законченное выражение исследовательский принцип находит в самостоятельном исследовании учащегося, когда он составляет план исследования и осуществляет под руководством учителя все его этапы. Для применения исследовательского принципа в работе с учащимися важно на начальном этапе обучения( в начальных классах) привить навыки работы с книгой, справочной литературой, научить составлять библиографию, аннотацию, конспект.

Глава IV.

Методы экономического обучения и воспитания младшего школьника.

Ведущие отечественные педагоги (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин, Ю.К. Бабанский и др.) рассматривают методы обучения как систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, в результате которых последний усваивает заданное содержание образования. При этом любые методы обучения характеризуются тремя признаками:

  • целью обучения;
  • способом усвоения содержания;
  • взаимодействие участников процесса.

В настоящее время нет сильной разработки теории методов обучения экономики в начальной школе, т.к. это направление ещё недостаточно изучено, хотя в последнее время очень актуально. В современной педагогике выделяется несколько типов классификации методов обучения:

  • по источникам знаний ( словесные, наглядные, практические);
  • по дидактическим целям ( методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки);
  • по форме передачи знаний ( пассивные, активные и проблемные);
  • по сочетанию методов преподавания и познания и т.д.

Несмотря на большое разнообразие методов, на практике они определяются следующим:

  • общей целью обучения и конкретными задачами данного типа;
  • содержанием и методом науки (данного предмета обучения);
  • учебными возможностями ребёнка (возрастными, степенью подготовленности и т.д.);
  • возможностями учителя: педагогическим опытом, индивидуально-личностными особенностями и способностями, уровнем теоретической и практической подготовки.

Проблему выбора методов экономического образования младшего школьника надо рассматривать с позиции совместной деятельности ученика и учителя. Многие исследования педагогов дидактов утверждают что методы обучения – это обязательное взаимодействие. Н.А. Сорокин утверждает: “ Под методом обучения, на наш взгляд, следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение поставленных задач. Метод обучения устанавливает виды деятельности учителя и ученика, определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия должны выполнять ученик и учитель”.

Ю.К. Бабанский в своей классификации выделяет три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; её стимулирования и мотивации; её контроля и самоконтроля. Термин “учебно-познавательная деятельность” подразумевает совместную деятельность учителя и учащихся, в которой учитель совершает учебные действия, а ученики – познавательные. Их совмещение создаёт канву учебного процесса – совместной деятельности, в которой достигаются конкретные цели образования. Одним из таких методов, являющихся первой ступенью к последующей исследовательской деятельности в процессе обучения, который можно и необходимо использовать в экологическом образовании – это метод проблемы, которая ставится перед учеником. Проблема всегда должна быть актуальна. Она может быть подана ученику учителем, а может возникнуть ситуативно по ходу изучения материала или истекая из названия темы урока или занятия, а затем перерастая в познавательный исследовательский процесс.

В 60-70-е годы XX в. дидакты начинают поиск новых методов обучения в школе в связи с возрастающей потребностью общества в развитии у учащихся активного творческого мышления. Так появляется проблемный метод в обучении, представленный в монографическом исследовании М.И. Махмутова, и представляет собой основу для дальнейшего развития исследовательской деятельности учащегося.

В своей работе Махмутов М.И. приходит к выводу, что в ответ на обнаруженную проблему ученик вынужден строить предположения, выдвигать ту или иную гипотезу, аргументировать её, а потом проверять практическим способом, анализировать полученные факты, обобщать их, а затем, наоборот, применять их к конкретным ситуациям.

Несомненно, такое обучение учащихся становится фактором развития мыслительной деятельности и творческого мышления.

Но самое главное – этот метод является основополагающим для исследовательской деятельности в начальной школе в процессе изучения экономики. Например, на одном из уроков в 3 классе по математике дети изучают тему “Цена, количество, стоимость”. Что это как не часть экономического образования? Учитель сообщает тему урока, а содержание урока ограничивается лишь знакомством и изучением денежных величин и способов решения задач с данными величинами. Но у ребёнка в начальной школе не может полностью сформироваться представление об этих экономических понятиях, даже по окончании урока, несмотря на краткое объяснение учителем этих новых слов. И вот после урока ученик выходит из кабинета с умением вычислять и работать с величинами “Цена, количество, стоимость”, но не совсем понимая что это. Маленький жизненный опыт ученика не даёт ему полного представления об этих новых словах, хотя текстовые задачи содержат в себе эти слова и величины и многократно повторяются на страницах учебника. Вот так и появляется первая проблема, которую ученик может попробовать решить сам или с помощью учителя, умело преобразовавшего эту проблему в небольшой процесс исследования. В последствие этот маленький процесс может превратиться в большую интересную познавательную работу, которая будет удовлетворять потребностям ученика, развивая в нём определённые личностные качества, творческие способности, помогая осваивать образовательную программу и различные виды компетенции.

Глава V.

Формы экономического обучения и воспитания младшего школьника.

В современной педагогике и дидактике до сих пор идёт непрерывный поиск новых форм обучения. Наиболее распростанённые и известные формы обучения в образовательном процессе это урок и внеурочные мероприятия, экскурсия, наблюдение, опыт, эксперимент, игра, беседа, семинар и др.

В начальной школе на основных уроках общеобразовательных предметах можно интегративно вводить и некоторые виды работы по экономическому образованию младшего школьника. Так на уроках математики можно решать не только типовые задачи на совместную работу, цену - количество – стоимость, но и другие задачи на экономические темы.

Например:

* Сколько денег получит рабочий за изготовление деталей, если за каждую деталь ему платили 200 рублей?

* На сколько рублей больше получит рабочий за счет сэкономленного времени?

При решении таких задач дети могут обучиться элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти более выгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач.

Например:

1. Урожайность чеснока – 20 кг с одной сотки (100 м). Какова масса чеснока, собранного с участка длиной 50 м и шириной 40 м? Какой доход получит фермер, если чеснок был продан по 50 рублей за кг, а на покупку семян он затратил 100 рублей? (Затраты, доход, фермерство)

2. Отец получает 4000 рублей в месяц, а мама – 2000 рублей. Сколько денег они зарабатывают за 1 год? Смогут ли они за три месяца купить телевизор за 8000 рублей и съездить в отпуск на 15000 рублей, если 2/3 зарплаты уходит на бытовые расходы? (Зарплата, бытовые расходы, бюджет семьи).

Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям, школе немалых затрат. Для актуализации этой темы можно предложить задачи, в которых говорится о средствах затраченных на покупку предметов, экономии средств семейного бюджета, школы и т.п. Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическим содержанием я часто предлагаю в занимательной форме, для чего в содержание задачи вводятся любимые детьми сказочные, мультипликационные, телевизионные, литературные герои.

Например:

1. Винтик и Шпунтик открыли автомастерскую. Для этого они взяли в аренду дом сроком на год и внесли арендную плату в размере 6000 рублей. Кроме того, они купили запасных частей на 300000 рублей, наняли охрану за 36000 рублей. Вся стоимость оказанных услуг по ремрнту автомобилей составила 500000 рублей. Из них заплатили налоги 10000 рублей. Какой будет чистая прибыль наших предпринимателей за год, за месяц?

2. Мышке-Норушке, Лягушке-Квакушке и их друзьям стало тесно жить в старом теремке. Задумали они построить новый дом. Подсчитали, во что обойдётся строительство: фундамент заложить – 10000 рублей, стены поставить – 36000 рублей. Крышу установить – 20000 рублей, отделать изнутри – 24000 рублей. Половину этой суммы они взяли в банке в кредит. Сколько денег они должны вернуть в банк, если за использование кредита дополнительная плата 1/5 часть от суммы кредита?

При решении предложенных задач учащиеся знакомятся с экономическими понятиями, выполняют мыслительные операции и арифметические вычисления. Решение экономических задач вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас, закладывает первоначальные основы экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых в условиях рыночной экономики.

Решение задач с экономическим содержанием поможет воспитывать чувство патриотизма(когда речь идёт о россиийском хозяйстве и предпринимательстве), развивать способность анализировать ситуацию в реальной жизни и принимать самостоятельные решения.

Систематическое решение экономических задач на уроках математики поможет преодолеть разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом.

На уроках можно использовать различные игры (сюжетно-ролевые, настольные, деловые, компьютерные), конкурсы, загадки, ребусы и кроссворды, тесты, головоломки, словарь терминов, задания связанные с историей и литературой, задания творческого характера.

На уроках русского языка параллельно традиционному школьному орфографическому словарику можно завести “Мой первый экономический словарик”, где ученики записывают новые слова, термины и определения, встречающиеся в различных текстах, экономического характера.

На уроках литературного чтения ведётся подбор текстов из литературных произведений, где явно прослеживается линия экономических знаний “Приключения Буратино” А.К. Толстого, “Золотая антилопа” (индийская сказка), “ На рынке корову мужик продавал” С.В. Михалкова, “Как барин овцу купил”(русская народная сказка), “Заработанный рубль” (грузинская сказка), “ Мена” (русская народная сказка) и др.

На уроках окружающего мира при изучении любой из тем завершающей может быть тема эколого-экономического характера.

Например:

Тема “Лес и его обитатели” подразумевает не только изучение учащимися некоторых природоведческих понятий, но и в усвоении некоторых взаимосвязанных между собой экологических и экономических вопросов таких как : причины гибели лесов на земном шаре, уменьшение количества продуктов, получаемых из лесных ресурсов; уменьшение числа обитателей леса и выявление причинно-следственных связей в эколого-экономическом плане.

По опыту работы можно утверждать, что интеграция экономики и общеобразовательных предметов дает положительные результаты:

* значительно увеличивает активность детей на уроке;

* развивает внутреннюю мотивацию к учению;

* усиливает познавательные мотивы;

* расширяет личный опыт учеников;

* преодолевает оторванность уроков от реальной жизни;

* повышает качество и прочность знаний;

* повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

* приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

Еще одна из форм работы – элективные курсы по экономике.

Мною разработана программа элективного курса по экономике, включающая в себя ряд теоретических и практических занятий с последующим практическим выходом в виде проектных работ. Ряд заданий по некоторым общеобразовательным предметам, которые могут быть использованы в повседневной практике учителей и темы для проектных и исследовательских работ по экономике в начальной школе. Также представлены презентации учащихся, содержащих практико – ориентированные проекты как результат моей работы в данном направлении( Приложение 1)

Оценка и результат знаний являются важной формой в данном процессе. В оценке экономической подготовленности учащихся при прохождении курса можно выделить несколько критериев:

1. Овладение комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных возрасту младшего школьника.

2. Применение комплексов экономических понятий, категорий, законов, направленных на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы), при участии в ролевых и деловых играх, при выборе правильного и обоснованного ответа в ходе бесед.

3. Уровень сформированности экономически значимых качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость).

Подход к оцениванию должен носить строго индивидуальный характер, учитывать интерес и склонности ученика к экономическим знаниям, возрастные психофизиологические особенности. Младший школьный возраст – первая ступенька для овладения экономическими знаниями, начало формирования экономических качеств личности.

Глава VI.

Социализация экономического образования в начальной школе. Основы экономики как социальный заказ.

Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Социальные психологи представляют себе социализацию как научение – усвоение конвенциальных значений, которые составляют культуру группы. Социализация также ещё является и коммуникативным процессом. Каждый человек со временем вырабатывает способность участвовать в организованных группах. Практически все люди заинтересованы в статусе: личном и социальном, заинтересованы в самоуважении и в чувствах других, при этом у каждого человека должен вырабатываться самоконтроль. Самоконтроль основан на способности человека реагировать на самого себя. Как же ребёнок развивает в себе эти сложные навыки? Самосознание развивается постепенно, причём, по мнению психологов Кули и Мида “ребёнок научается понимать самого себя как объект путём принятия ролей других людей”. Принятие ролей состоит в том, что конструируются персонификации, и им приписываются мотивы. Бессознательное подражание значимым другим обеспечивает основу для усвоения конвенциальных ролей. Практику принятия ролей дают также спонтанные игры. Игры важны в социализации, поскольку роли участников специфичны. Рассматривая самого себя как участника согласованного действия, ребёнок начинает принимать и понимать более широкую картину мира. Он оценивает своё исполнение не только с точки зрения присутствующих индивидов, но и учитывает также представления, в социальном мире людей, вовлечённых в такую деятельность.

Таким образом, экономическое образование помогает ребёнку не только расширить свой кругозор, понять некоторые специализированные термины, дополнить имеющиеся знания, полученные с помощью общеобразовательных предметов, но и помогает процессу социализации. При помощи таких игр как “Мир профессий”, “Вот и гости к нам пришли”, “Робинзон”, “Путешествие в город Бартер”, “Строительство домов”, “Безработные и предприниматели”, “ В магазине”, “ В аптеке”, являющихся по своему виду ролевыми, настольных игр “Монополия”, “Банкир”, бесед на проблемные экономические темы, конкурсов “Самая экономная хозяйка”, “Знаешь ли ты цены”, “Аукцион знаний”, уроков-презентаций с использованием возможностей компьютерных технологий, которые носят познавательный и праздничный характер, у младшего школьника вырабатывается положительная эмоциональная оценка ко всему вокруг происходящему, которая усиливает мотивационный аспект, а значит помогает ребёнку самоопределиться, самовыразиться, разрабатывать собственную точку зрения, но что самое главное соответствовать требованиям современного общества, быть его частью и активным его участником. В таком случае социализация помогает вырастить достойного, самоопределившегося, самостоятельного, компетентного, адекватного члена общества, члена социальной группы, готового к взаимодействию, коммуникации, готового раскрыть и применить все развитые в нём компетенции.

Социальный заказ экономического образования в начальной школе, заключается в желании родителей видеть своего ребёнка всесторонне - развитой личностью, способной понимать, осмыслять и одобрять их аргументы на многие жизненные вопросы, котрые часто возникают у их детей, и ,зачастую, в области финансов и бюджета. Многие родители считают, что начальные экономические знания, в силу сложившей тяжёлой экономической ситуациеи в мире и стране, не помешают их детям, а даже наоборот, с применением принципа исследования помогут детям многое понять, переосмыслить и даже помочь. Но при этом в экономическое образование, с психологической точки зрения, необходимо вовлекать и родителей. Их необходимо посвящать в то, что происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью к родителям: консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства. При работе с родителями предлагаются различные формы: устная или письменная информация о содержании курса, о результатах занятий, консультации, собрания, конференции, участие в конкурсах, дискуссионный клуб, обмен опытом между родителями.

Процессу социализации,учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их наглядно образное мышление, помогают такие формы работы по экономическому образованию как экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей.

Приложение 1

Практическая апробация курса “ Экономика младшего школьника” в течение нескольких лет, анализ результатов проверочных работ, наблюдения за успешностью учащихся, использование принципа исследования и создания проектных работ позволили сделать выводы о том, что у детей и их родителей есть интерес и потребность в введении экономических знаний в младшем звене школы. Экономические знания положительно влияют на учебно-воспитательный процесс. Появляется стойкая заинтересованность у учащихся в получении знаний, формировании умений по общеобразовательным дисциплинам, развивается речь, мышление, коммуникативные способности, ответственность за принятые решения. Ученики становятся более дисциплинированными, бережливыми к школьному имуществу, целеустремленными. Введение экономических знаний имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение.

Программа элективного курса “Экономика для младшего школьника”

Пояснительная записка

Авторская программа элективного курса составлена в соответствии образовательным стандартом начального общего образования.

В программе представлены устные темы для групповых занятий, практические темы для занятий в группах, парах, а также итоговые занятия в виде создания проектов с экономической напрвленностью (индивидуальные и семейные проекты), которые в дальнейшем могут стать стартовыми для исследовательских работ.

Проектный метод предполагает работу с заданиями взаимосвязанными между собой, но постепенно усложняющимися, способствуют развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

Соблюдается дифференцированный подход к учащимся, менее подготовленные учащиеся выбирают в соответствии со своими склонностями мини-проекты, затем вовлекают этих учеников в групповые проекты. Подобная работа может научить менее подготовленных учеников к работе.

Данный курс можно назвать “Экономика для младшего школьника”, т.к. изучать его будут учашиеся начальной школы. Его условно можно разделить на экономику первоклассника, младшего школьника и выпускника начальной школы.

Целью данного курса является формирование у младшего школьника простейших экономических понятий с последующим их расширением и адаптированием во взрослой жизни.

Задачи, которые будут реализовываться в ходе изучения данного курса:

  • развитие познавательных интерсов у учащихся;
  • расширение представлений об окружающим мире с последующим расширением кругозора;
  • частичное введение в понятийный аппарат учащихся простейших экономических терминов и понятий, соответствующих их возрасным особенностям;
  • формирование субъектной позиции ученика как участника одного из экономических процессов;
  • воспитание аккуратности, самостоятельности, бережливости, уважения к своему и чужому труду;
  • развитие умения рассуждать, объяснять, доказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • учить ребёнка ставить перед собой проблему(задачу), видеть её актуальность, возможность и поиск путей её решения и способов реализации её в окружающем мире;
  • учить навыкам исследовательской деятельности, а также дальнейшему представлению своего открытия аудитории и различным способам представления своего труда.

Методы, формы и способы реализации данного курса.

В ходе работы элективного курса или кружка дополнительного образования по “Экономике младшего школьника” можно использовать различные формы и методы работы. Это могут быть заранее приобретённые рабочие тетради, тесты, а также тетради, составленные и напечатанные самостоятельно учителем, педагогом дополнительнительного образования с учётом возраста, состава и уровня подготовленности группы учащихся, изучающих данный курс.

Можно использовать в работе альбомы, где учащиеся могут иллюстрировать изученный материал так, как они его видят сами.

Важно использовать в работе творческие теnради, которыми учащиеся могут пользоваться в дальнейшем, сравнивая уже изученный материал с тем как они представляли его заранее, а также, сравнивая пути существующих реализаций проблем с теми, что предполагались.

Курс рассчитан на изучение материала четырёхлетней школы. Поэтому следует разбить материал на четыре года изучения.

1 класс (32 ч) “Экономика первоклассника”. Приложение 1

16 ч – теория

16 ч - практика

2 класс (36 ч) “Потребности людей и экономические условия их существования, источники получения средств для жизни. Деньги, цены, покупка, и обмен товаров”. Приложение 2

28 ч – теория

8 ч - практика

3 класс (36 ч) “Деньги, цены, покупка и обмен товаров”. Приложение 3

28 ч – теория

8 ч - практика

4 класс (36 ч) “Производство – одно из звеньев экономического процесса. Приложение 4

28 ч – теория

8 ч - практика

Приложение 2

Авторские темы для проектных работ.

Представленные темы для проектных работ перечислены единым списком без градации на классы. Это позволяет любому ученику самостоятельно сделать выбор той темы, в которой он сможет реализовать свой творческий потенциал.

  1. Экономика в жизни человека.
  2. Экономика первоклассника.
  3. Домашняя копилка или банк?
  4. Моя семья и экономика моего города.
  5. Что такое “инфраструктура”?
  6. Семейный отдых и экономический процесс.
  7. Экономика от Платона до Адама Смита.
  8. Почему надо экономить электроэнергию?
  9. Уходя гасите свет.
  10. Почему надо беречь природные ресурсы?
  11. Экономика и окружающая среда.
  12. Куда уходят деньги? (Проблема семьи и финансов)
  13. Экология и экономика.
  14. Структура работы завода.
  15. Структура работы торговых предприятий.
  16. “Остров сокровищ”
  17. По страницам сказок или “Волшебная экономика”.
  18. Экономика со страниц школьных учебников.
  19. Экономические профессии.
  20. Кем быть?
  21. Если бы я был…
  22. Мой первый экономический эксперимент.
  23. Магия чисел.
  24. О чём рассказывает наш школьный рюкзак?
  25. Поиграем – посчитаем.
  26. Коллекции и коллекционеры.
  27. Путешествие в другую страну.
  28. Война и экономика.
  29. Экономика слаборазвитых(бедных) стран.
  30. Мой проект. Как помочь бедным?
  31. Мой проект. Как научить друзей аккуратности.
  32. Мой проект. Помоги людям.
  33. Мальчишки и книжки.
  34. Если б я был фермером.
  35. Зачем нужно учиться?
  36. Транспорт и экономический процесс.
  37. Влияние глобального потепления на экономику.
  38. Влияние смены временных поясов на экономику страны.
  39. Открываю для себя взрослые понятия. Банк, биржа, аукцион.
  40. Осторожно! Лотерея.

Приложение 3

Дидактический материал по экономике для использования на уроках общеобразовательных предметов.

Математика.

Задача.

Пчёлка Майя с подружками собрали 20 кг мёда. К ним в улей пришёл Михайло Иванович и просит их продать ему мёда. За сколько пчёлкам надо продать мёд, чтобы этих денег хватило на постройку 5-и новых домиков-ульев, если один домик им обходится в 1000 лесных рублей? (Ответ: по 250 руб. За 1 кг)

Задача.

Ребята нашли клад в лесу. Какова ценность клада в наши дни, если триста лет назад его оценили бы в 290 царских рублей, а каждое столетие стоимость денег вырастала в 70 раз. (Ответ: 60900 руб.)

Задача.

Какова прибыль у фермера, если он весной посеял 3000 семян, а каждый месяц колоски будут удваивать всходы, при этом погибнуть может четверть урожая? (Ответ: прибыль составит 4500)

Задача.

Лиса Алиса и кот Базилио решили открыть собственный бизнес – харчевню “Три корочки”. Они заняли денег у Карабаса Барабаса, за аренду им надо заплатить 500 золотых монет, за продукты 1000 золотых монет, за вывеску 20 золотых монет, и при этом отдать налог городничему 700 золотых монет. Сколько им надо вернуть Карабасу Барабасу, если он просит их обратно в двойном размере? (Ответ: 4440 золотых монет)

Задача.

Старик Хоттабыч за свою жизнь откладывал себе на старость по десять динар в месяц. Ему 100 лет. Он хочет хочет посчитать сколько он накопил денег и сколько он будет получать в месяц динар, если разделить эту сумму на пять лет. (Ответ: накопил 12000 динар, будет получать по 200 динар в месяц)

Русский язык.

  1. Составь и запиши диалог на тему “В магазине” (аптеке, в сбербанке, в библиотеке, в метро и т.д.).
  2. Помечтай, кем ты хочешь стать. Напиши небольшое сочинение и объясни в нём свой выбор.
  3. Представь, что тебе подарили возможность сделать кого-то счастливее. Как ты поступишь? Напиши и объясни свои действия.
  4. Сочини и запиши сказку, где одна волшебная золотая монета помогает героям. Если хочешь, нарисуй иллюстрацию.
  5. Выпиши из словари ка все изученные тобой числительные и попробуй из каждого составить новое слово.

Технология.

  1. Изготовление копилки.
  2. Лепка изобретённого нового продукта.
  3. Моя будущая профессия.
  4. Поможем защитить лес.
  5. Запрещающие знаки.

Приложение 4

Методика проведения игр.

Игра с экономической направленностью “Аукцион знаний”.

Цель игры: научить ребёнка правильному выбору (лота, способа действия) в соответствии со своими силами и возможностями.

Задачи:

  • знакомить учащихся с понятиями “аукцион”, “лот”, “торг”,
  • знакомить учащихся со структурой работы аукциона,
  • учить правильному принятию решения, выработке собственной позиции,
  • воспитывать культуру слушателя, собеседника,
  • воспитывать уважение к чужому мнению,
  • воспитывать чувство ответственности за принятые решения, чувство самостоятельности,
  • развивать творческие способности, устную связную речь,
  • развивать математические навыки, смекалку, логику и личностные качества учащегося.

Подготовка к игре.

В игре участвуют все желающие дети. Дома заранее на альбомных листах дети записывают заранее дома подготовленные задания по математике, русскому языку загадки, ребусы, головоломки. Выходит к доске первый ученик (в распоряжении каждого ученика есть по две пятёрки, две четвёрки).

Ход игры.

Задача каждого участника - заработать как можно больше пятёрок и четвёрок. Степень сложности зависит от количества отметок, предлагаемых за задание.

Первый ученик: “ У меня есть задания на одну пятёрку, две пятёрки, три пятёрки” (зачитывает их вслух) Учащиеся по-очереди предлагают “продавцу” количество пятёрок. Он заинтересованное лицо, поэтому отдаёт задания тому ученику, который предложит большее количество пятёрок. При этом каждый ученик должен понимать степень сложности заданий, в связи с этим они “покупают” задания себе по силе. Затем он предлагает задания на четвёрку тем же способом. Но не все могут выполнить подготовленные задания друг друга, в этом и заключается смысл игры. У кого-то прибавляется положительных отметок, а кто-то так и остаётся с номиналом.

Так выходят по-очереди все участники игры. Затем дети приступают к выполнению заданий. “Продавцы” проверяют покупателей и наоборот. Если ученик переоценил свои силы и выполнил задание неверно, то с него взимается штраф, путём изъятия одной отметки.

Подведение итогов.

Выигрывает тот, у кого больше всего всего пятёрок. Он становится гранд-коллекционером и имеет право открывать торги следующего аукциона.

Игра с экономической направленностью “Строительство домов” (с использованием конструктора LEGO в кабинете LEGO).

Цель игры: учить детей правильному распределению ролей в экономическом пространстве.

Задачи:

  • учить детей коллективной работе;
  • формировать навыки распознания различных профессий в контексте одного дела;
  • учить экономному подходу в период выполнения общего дела;
  • воспитывать чувство коллективизма, солидарности, культуры общения, взаимовыручки и взаимопомощи при выполнении одного дела;
  • вопитывать уважение к собственному и чужому труду,
  • развивать творческие способности, устную связную речь, умение представить то, что сам сделал и рассказать об этом.

Подготовка к игре.

Все учащиеся собираются в кабинете LEGO. Учитель заранее распределяет должности и профессии между учащимися, путём выявления знаний у учащихся о структуре строительного бизнеса, задавая вопросы.

  1. С чего начинается дом? (С чертежа)
  2. Кто его создаёт? (Архитектор)
  3. Кто будет архитектором? (Желающие дети садятся за стол и начинают рисовать дом или любое здание, которое надо построить)
  4. Что мы будем делать, когда ребятя нарисуют то, что мы будем строить? (Надо найти кто будет спонсором)
  5. А что дальше? (Дети говорят, что надо выбрать начальника объекта, прораба, строителей, тех, кто будет поставлять материал)

Ход игры.

После распределения ролей ученик приступают к обсуждению рисунков, выбирают лучшие и начинают строительство. При этом строго соблюдается выполенение своей роли. Не допускается перемена роли по инициативе ученика. В таком случае он и его бригада штрафуется.

Подведение итогов.

После завершения работы подводятся итоги. Учитель и другие его коллеги выбирают лучший проект, оценивают его, просят учащихся презентовать его, т.е. рассказать о нём, описать его функции и отличительные особенности (для чего это нужно, как оно может пригодиться и т.д.) выигрывает та команда-бригада, которая сделает лучший проект и ярче его презентует.

Список используемой литературы

  1. Азимов Л.Б. Преподавание экономики в школе. Основные экономические понятия. - М.: издательство “Россиийский экономический журнал”, 1994 г.
  2. Азимов Л.Б. и Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания. –М.: издательство “Аспект – пресс”, 1995 г.
  3. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. НМ. Борытко, И.А. Соловцова, А.М.Байбаков; под ред. Н.М.Борытко. - М.: Издательский центр “Академия”, 2007 г. - С.91-92
  4. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2005.
  5. Голдстейн Мартин, Голдстейн Инге Ф. Как мы познаём. Исследование процесса научного познания. -М.: издательство “Знание”, 1984 г. -252 c.
  6. Захарченко В. Время искать. Сборник статей. – М.: Мол. Гвардия, 1985 г.- 350 с., ил.
  7. Кривошеев Е.М. Соционика глазами психолога. – М.:Доброе слово: Чёрная белка, 2005 г. 176 с.(Соционика и проблемы типологии личности).
  8. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: 1975 г.
  9. Педагогическая энциклопедия. – Т.2. – М.: Издательство “Советская энциклопедия”, 1965 г. - С. 287-290
  10. Смирнова Т.О., ПросняковаТ.Н. “Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров” 2000 год.
  11. ФирсовЕ.Г. “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.
  12. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д.: издательство “Феникс”, 1998 г., - 554 с.