Окончание имен существительных единственного числа

Разделы: Начальная школа


Цели.

Предметныеустановить зависимость написания безударной гласной в окончаниях имён существительных от склонения имён существительных. Совершенствовать умение в определении падежа имён существительных. Развивать умение определять тип склонения по существенным признакам.

Метапредметные:

Познавательные:

- осознанно и произвольно строить сообщения;

- овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, построение рассуждений;

- постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные:

- участие в коллективном обсуждении проблемы;

- умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, владение диалогической и монологической формами речи в соответствии с нормами языка;

- учитывать другое мнение и позицию, приходить к совместному решению.

Регулятивные:

- умение принимать и удерживать учебную задачу;

- на основе результатов практических задач делать теоретические выводы по теме урока в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- выделение и осознание того, что усвоено и подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

формирование интереса к познанию русского языка, самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование.

1. Таблица “Склонение имен существительных”.

2. Картина зимнего леса.

3. Карточки для индивидуальной работы.

4. Карточки с заданием для всего класса.

5. Карточки с буквами для игры.

6. Презентация к уроку.

Слайд №1. Презентация

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка д/з

- Ребята, давайте проверим домашнее задание.

- Назовите слова по которым можно проверить правописание безударных падежных окончаний.

- ЗИМА, ЗЕМЛЯ, КОНЬ, ОКНО, РЫБАК, ГРУДЬ.

Безударные падежные окончания имен существительных можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения.

3. Сообщение темы и цели урока

- Мы с вами продолжим работать по теме: “Окончание имен существительных единственного числа”.

Цель: сегодня мы вспомним, что нам известно о предложении с однородными членами, о сложном предложении; продолжим работу с падежными окончаниями имен существительных в единственном числе.

4. Минутка чистописания

Мм Вв Пп

ВИХРЬ, МЕТЕЛЬ, ПУРГА.

Цель: сегодня мы еще раз вспомним соединения букв.

Вихрь - порывистое круговое движение ветра.

Метель – сильный ветер со снегом.

Пурга – сильная вьюга, снежная буря.

- Ребята, а вам снежный узор из букв ничего не напоминает?

- В каком падеже у имени существительного пишется -е или -и

- Обозначь склонение имен существительных.

- Напиши элементы и слова красиво.

Слайд №2

Слайд №3

5. Индивидуальная работа по карточкам

Напишите словосочетания вставляя пропущенные окончания. Определим склонение и падеж существительных.

На площадк… спал в кроватк…

у деревн… идет по дорог…

из-под кроват… лежит в портфел…

на скатерт… отметки в тетрадк…

по тропинк… куст сирен…

в тетрад… помогая дяд… Миш…

Слайд №4

6. Актуализация опорных знаний

- А сейчас мы с вами возьмем карточки, которые у вас на столе и послушаем задание.

- Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.

Сделайте орфографический разбор существительных с безударными окончаниями.

Как крас…вы с…ды и л…са после тихого снег…! Полюбуйся пуш…стым снег… на яблон… на сирен… на ел…! Сер…бристый иней украсил ветки топол…. На оз…ре лё… покрыт толстым сло…м снег…, но рыбаки г…товятся к рыбной ловле.

- Определите каким по цели высказывания, по интонации, по составу является каждое предложение. Составь схему последнего предложения.

Слайд №5

7. Словарная работа

- Сегодня словарную работу проводим необычно, вы должны посмотреть на картину зимнего дня и вспомнить словарные слова, связанные с лесом.

Лисица, опушка, север, деревня, заяц, осина, береза, рябина, север, декабрь, берег.

- А новое словарное слово попробуйте отгадать:

Два братца, в воду глядятся
Век не сойдутся (Берега).

Берег – бережок, береговой, набережная.

- Составьте предложения с этим словом.

Иней посеребрил деревья на левом берегу реки.

Слайд №6

Слайд №7

8. Физкультминутка

- Мы с вами на уроке русского языка развиваем орфографическую зоркость, но чтобы ей обладать нужно иметь еще и зоркость глаз.

9. Работа с учебником

- Составь предложения с однородными членами используя грамматические признаки, которые указаны в скобках. Укажи склонение, падеж имен существительных.

На снегу видны следы (-а; 1-е; ед.ч.) …, (н.о.; 2-е; ед.ч.) … и (н.о.; 3-е; ед.ч.) … .

- Чтобы правильно писать окончания имен существительных что нужно знать?

- Тип склонения, падеж.

10. Письмо по памяти

Зимняя бахрома.

На сосне и на березе – бахрома.
Белой пряжей их запутала зима
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.

- Прочитайте стихотворение. Скажите имена существительные какого склонения использовал автор чтобы создать свой зимний пейзаж.

- Существительное в каком падеже отсутствует в этом стихотворении. Докажите.

- Можно определить по окончаниям; отсутствует существительное в Р.п.

- Ребята, скажите как проверить окончание имен существительных 1-го склонения.

Слайд №8

11. Игра “Буквы заблудились”.

На полян… -и

У опушк… -е

У ел… -е

На сосн… -и

Слайд №9

12. Итог.

- У имен существительных какого склонения никогда не пишется окончание -е?

- Какие две гласные пишутся у имен существительных 1, 2-го склонения в творительном падеже?

- Ребята, скажите, а какой способ проверки безударных окончаний имен существительных вы выбираете для себя?

Слайд №10

13. Выставление оценок.

14. Домашнее задание.

Слайд №11