Восточная тема у Николая Римского-Корсакова: «Шехерезада». Сценарий урока в 7-м классе с использованием электронных образовательных ресурсов

Разделы: Музыка


Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности

Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехерезада» Тема Востока в творчестве русских композиторов.
Воплощение конкретизирующей программности в музыкальных образах, темах, интонациях (на примере I части из симфонической сюиты «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова).
1. Анализировать содержание музыкальных произведений (с учетом критериев, представленных в учебнике);
2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения;
3. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства;
4. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного
искусства к изучаемой музыке;
5. Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений изобразительного искусства

Задачи урока:

  • эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  • воспитание культуры исследователя, собеседника, музыкального слушателя,  вокалиста.

Содержание урока

Художественный материал

Песенный репертуар

Музыка
(Слушание)

Поэзия

Живопись

Пение

Н. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехерезада»
I часть (слушание)
Арабские сказки «Тысяча и одна  ночь» Иллюстративный ряд учебника
«Искусство. Музыка», ЭОР
М. Магомаев, стихи. А. Горохова. «Шехерезада»
http://www.youtube.com/watch?v=g1YzLc_T8y8

Результаты освоения содержания материала на уроке

Личностные

Метапредметные

Предметные

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении  к  музыке Анализ собственной учебной деятельности   и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов Понимания главных особенностей содержания в музыке
Овладение художественными умениями в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями Умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями  в образах музыкальных произведений
Сотрудничество в процессе решения музыкально-творческих задач Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач  

УМК: Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных  учреждений. Авторы В.В. Алеев (научный руководитель), Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак //Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. – 2-е изд.,стереотип. – М. Дрофа, 2013. – 345 с.

Учебник: Т.И. Науменко. Музыка 7 кл.: Учеб.для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 4-е изд., стереотип. – М.Дрофа, 2004
Т.И. Науменко, Дневник музыкальных размышлений. 7 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 31
Фонохрестоматия. – М.: Дрофа, 2006.  7 класс.

Музыкальные инструменты, используемые на уроке: аккордеон, фортепиано

Оборудование: ноутбук

1. Организационный момент

Журнал: отметить отсутствующих.
Проверить готовность к уроку: Учебник, Дневник музыкальных размышлений, школьный дневник,  пенал со школьными принадлежностями.

2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний

Учитель: В рамках изучения нового музыкального материала «Восточная тема в творчестве Николая Римского-Корсакова» —  ситуация «Урок «Музыки»— мой помощник в подготовке к ЕГЭ».

Участники

 1-я группа = КЛАСС: 1 РЯД, 2 РЯД, 3 РЯД

 2-я группа = два ученика

Объектный инструментарий Учебник «Искусство. Музыка». 7 класс Ноутбук. Интернет
Предметный инструментарий Текстовой материал, учебник «Музыка», с.3 – с.30 Электронные образовательные ресурсы
Алгоритм действий Понимание главных особенностей содержания в музыке

Шаг 1:  определение групп
Шаг 2:  определение задания

1 РЯД: Отличительные особенности содержания в музыке

2 РЯД: Почему сложно понимать музыкальное содержание

3 РЯД: Что помогает лучше понять музыкальное содержание

Сотрудничество в ходе реализации решения музыкально-творческих задач

ШАГ 1. Организация  учебного пространства (ноутбук)
ШАГ 2. Распределение учебных  «ролей»

ШАГ 3. Настройка интернет-сайтов,  доступных в образовательном учреждении

Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями Выполнение задания (найти ответы на вопросы, Учебник-помощник):

1 ряд: Отличительные особенности содержания в музыке

2 ряд: Почему сложно понимать музыкальное содержание

3 ряд: Что помогает лучше понять музыкальное содержание

Получение задания и поиск решения:

Н.А. Римского-Корсакова: 

  • личность в истории культуры
  • творчество (музыкальные жанры)

 Симфоническая сюита «Шехерезада»: воплощение конкретизирующей программности в музыкальных образах, темах, интонациях

Развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющегося в  эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к  музыке

Овладение художественными умениями в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности

Беседа с учащимися

Ученики: с.3 – с. 30

? Отличительные особенности содержания в музыке
? Почему сложно понимать музыкальное содержание
? Что помогает лучше понять музыкальное содержание

Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений изобразительного искусства.
 Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке.

Сотрудничество в  процессе  решения музыкально-творческих задач Дневник музыкальных размышлений, 7 класс. С. 12.

 Учащиеся:  записать в Дневник музыкальных размышлений:

Н.А. Римский-Корсаков (1784-1862) — русский композитор, педагог, дирижёр, музыкальный критик, общественный деятель, участник «Могучей кучки».

Творчество: оперы, симфонии, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Ролевая ситуация «Я – учитель»:  озвучивание текста для записи учащимися

 Н.А. Римский-Корсаков (1784-1862) — русский композитор, педагог, дирижёр, музыкальный критик, общественный деятель, участник «Могучей кучки».
Творчество: оперы, симфонии, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка

Умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями  в образах музыкальных произведений Учитель: Тема Востока – одна из излюбленных тем в русской музыке XIX века. Сказочный мир Востока – Глинка в опере “Руслан и Людмила”, Бородин “Князь Игорь”, восточные темы – в симфонической музыке, в камерно-вокальном искусстве. Симфоническая сюита «Шехерезада» (подготовка материала)

Анализировать содержание музыкальных произведений (с учетом критериев, представленных в учебнике) Изучение нового материала

 

Учитель: Римский-Корсаков предваряет сюиту небольшим программным вступлением.
Ученик: чтение, С. 26 (учебник)

Ролевая ситуация  «Я – учитель»
“Шехерезада» – симфоническая сюита Н.А. Римского-Косакова, написанная в 1888 году. Композитор создал сюиту под впечатлением арабских сказок «Тысяча  и одна ночь». Благодаря восточному колориту, созданному с помощью цитирования восточных мелодий, имитации звучания восточных инструментов и тонов «Шехерезада» по своей форме и стилю — симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое произведение, написанное для симфонического оркестра..

Состоит из 4 частей:

  1. Море и Синдбадов корабль
  2. Рассказ царевича Календера
  3. Царевич и царевна
  4. Праздник в Багдаде

    В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехеразеда» на музыку Н. Римского - Корсакова, декорациями и костюмами Бакста.

Лев БАКСТ (1866-1924)

Эскиз декорации
драмы «Шехерезада». 1910

 

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения

Слушание музыки. Написание Сочинения

Н. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехерезада»I часть

Тема Шахриара – повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующих образ сильного и властного султана.
Тема Шехерезады  —  нежная и томная, исполненная певучей скрипкой solo.

Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы
и изобразительного искусства

Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач

http://uchportfolio.ru/forum/viewtopic.php?id=97
(Критерии оценки сочинения. ЕГЭ)
Вторая часть – одно задание с развёрнутым ответом, проверяющее умение выпускников создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Итог урока

Анализ собственной учебной деятельности   и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов

http://uchportfolio.ru/s07602043/?page=11163

Спасибо за творчество на уроке!

Приложение 1