Урок литературного чтения по произведению В.Д.Берестова "Честное гусеничное". 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока: научить детей вдумчивому восприятию текста, развивать умение формулировать и удерживать познавательную цель и проблему, предвосхищать результат. Научить выделять необходимую информацию, критически её оценивать и устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Мотивировать учебную деятельности и навыки сотрудничества.

Оборудование к уроку: презентация, видео-ролик, учебник, схема сенканта, задания по группам.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, знаете ли вы такую интеллектуальную игру “Что? Где? Когда?” Давайте с вами немного поиграем, посмотрите видео-вопрос, в нём содержится тема и цель нашего урока (Записан видео-ролик, на котором ребенок задает вопрос: “Дорогие ребята! У меня к вам такой вопрос – читали ли вы произведение В.Д.Берестова “Честное гусеничное”? Как вы считаете, это сказка или рассказ?”)

Просмотр видеоролика.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Я надеюсь, вы все были внимательными и сможете сформулировать тему и цель нашего урока.

- Как называется текст, с которым мы сегодня познакомимся? (Честное гусеничное)

- Какова цель нашего урока? (Ответить на вопрос: произведение “Честное гусеничное” - это сказка или рассказ?)

- Попробуйте дать предварительный ответ на поставленный вопрос, исходя из названия произведения.

3. Работа по теме.

- Итак, проблемный вопрос поставлен, предварительный ответ дан. А для того, чтобы точно ответить на вопрос, необходимо познакомиться с текстом и его автором.

а) презентация об авторе;

б) чтение произведения “эстафетой”.

4. Проверка первичного восприятия текста.

Ответы на вопросы.

- Это смешное или серьёзное произведение?

- Найдите в тексте абзац, который начинается так: “Трудилась она долго…”, зачитайте.

- Как вы понимаете реплику гусеницы: “Совершенно замоталась”? (Полностью обмоталась шёлковой нитью, устала от работы)

- Во многих произведениях Валентина Дмитриевича Берестова слова, особенно главные, имеют не один смысл – они многослойны, поэтому читать их надо особенно вдумчиво, стараясь найти тайный спрятанный за словами смысл.

- Что беспокоило Гусеницу, когда она превратилась в бабочку? (Дал слово – держи).

- Найдите и прочитайте предложение, которое выражает основную мысль произведения.

Физкультминутка.

- А теперь пора отдохнуть. Встаньте и повернитесь к окну, посмотрите вдаль, возьмитесь за руки - вы образовали гусеницу. Покажите, как движется обиженная гусеница с ветки на ветку. Обнимите себя руками – вы в коконе. А теперь покажите красивый полет бабочки, плавно двигаем руками.

5. Деловая игра.

- Отдохнули. Теперь нам предстоит потрудиться, чтобы ответить на вопрос: произведение “Честное гусеничное” - это сказка, научный текст или рассказ?

- Мы с вами поиграем в игру “Литературные критики” и как истинные эксперты дадим оценку произведения Валентина Дмитриевича Берестова.

Работа в группах.

1 группа – доказать, что произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Честное гусеничное” - это научная статья.

2 группа – доказать, что произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Честное гусеничное” - это сказка.

3 группа – доказать, что произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Честное гусеничное” - это художественное произведение.

4 группа – составить сенкант, характеризующий главного героя по плану.

5 группа – подобрать недостающую рифму, пользуясь словами из текста.

6 группа – придумать и показать пантомиму к содержанию текста.

7 группа – восстановите план развития событий. Расставь цифры в нужном порядке.

Гусеница обиделась.

Первая встреча гусеницы с девочкой.

Превращение в бабочку.

Сон в коконе.

Вторая встреча гусеницы с девочкой.

Обыкновенное чудо.

6. Проверка работы в группах.

Отчёт групп.

1 группа – произведение “Честное гусеничное” - это научная статья, т.к. в произведении точно описан факт превращения гусеницы в бабочку.

2 группа – произведение “Честное гусеничное” - это сказка, т.к. в нём насекомое наделено речью, чувствами.

3 группа – произведение “Честное гусеничное” - это художественный текст, т.к. в нём есть описания, сравнения…

4 группа – сенкант .

Прилагательные: плоская, мохнатая, золотая.

Глаголы: радовалась, смотрелась, выгибала, взобралась, стала ждать, рассердилась, поползла, стала обматываться, трудилась, устала, уснула.

Предложение.

Мохнатая гусеница уснула в коконе.

5 группа – подбор рифмы. Реклама произведения.

Гусеница слово чести дала
На дерево быстро она … (заползла)

Трудилась, крутилась и сделала …(кокон)

В котором нет щели, двери и окон.
Без дела сидеть устала она.
У затворницы нашей зачесалась …(спина)

Потёрлась о стенки темницы немного
И вот уж на волю открыта … (дорога)

Открылась гусенице мира краса,
Ведь с ней наяву произошли …(чудеса)

Над лугом на крыльях огромных летала.
Ведь бабочка клятву, увы, не…(давала)

6 группа – показ пантомимы к содержанию текста.

7 группа – зачитывает план развития событий в тексте.

7. Рефлексия.

- Давайте подведем итог нашей работы и ответим на вопрос, который прозвучал в начале урока: произведение “Честное гусеничное” - это сказка или рассказ?

- Валентин Дмитриевич Берестов назвал свои произведения полусказками. А вы с ним согласны?

- С какой целью автор пишет полусказки?

- Если вам предоставят на выбор для изучения научную статью и полусказку на одну и ту же тему, какой текст вы выберете?

- Как бы вы оценили свою работу и работу группы на сегодняшнем уроке?

- Что было интересно, сложно, непонятно на уроке?

- Что нужно знать, чтобы писать полусказки?

8. Домашнее задание.

- Прочитайте полусказки других авторов и придумайте свою полусказку, похожую на те, которые вы прочитали. Принесите свои работы, и мы с ними ознакомимся.

19.12.2014