Иконография Святителя Николая

Разделы: География, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Работе предшествовало:

1. Путешествие по городу Можайск и Зарайск,

2. Знакомство учащимися школьного экскурсионного бюро “Новые люди” с иконографией Святителя Николая Мирликийского. Во время урока они делают доклад об истории появления “Зарайского” и “Можайского” образов Николая Чудотворца на территории Древней Руси.

3. Урок “Земной жизнью Святителя Николая” (урок-презентация).

При работе использовалась следующая литература:

1. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. - М.: Просвещение, 1996 г.

2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.

3. Муратов П.П. Русская живопись до середины 17 века, история открытия и исследования. – СПб: Библиополис, 2008

4. Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе. – М.: Отчий дом, 2002

5. Житие и чудеса Св. Николая Чудотворца.- СПб: Царское дело, 1998.

6. Святитель Николай Чудотворец. Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России. – М. Благовест, 2010.

7. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь.- М.: Просвещение, 1996.

8. Мокеев Г.Я. Можайск – священный город русских 16 век.- М.: Кедр, 1992

9. Козаржевский А.Ч. Московские святцы. Православный месяцеслов. – М. Храм святой мученицы Татианы, 2005.

10. Николин день. Сборник. М. Лествица, 1996

Содержание урока

1. Организационный момент

2. Работа над новым материалом

- На прошлом уроке мы говорили о земной жизни святителя Николая и о тех местах, с которыми связано его земное служение, а также о великой любви народов к святому Николаю.

- А сегодня нам предстоит познакомиться с иконописным образом святителя Николая. (Слайд 1)

- Прежде чем мы будем его разбирать, мне бы хотелось уточнить понятия икона и иконография (слайд 2)

ИКОНА – символическое изображение святого или события из священной истории. Образ на иконе должен сводиться к минимуму деталей материального мира, однако воплощать в себе максимум духовной энергии

ИКОНОГРАФИЯ – особенности и каноны изображения определенного лица, сюжета, а также описание и систематизация изображений. В нашем случае мы рассматриваем особенности изображения святителя Николая.

- Каноны написания святого образа были установлены церковью в соответствии с постановлениями 5, 6 и 7 Вселенских соборов. Но, несмотря на это, каждый иконописец вносит что – то свое.

Один из основоположников изучения русской иконописи Д.А. Ровинский задолго до наших дней писал: “В моем собрании икон есть 27 Никол, 17 Благовещений, 12 Спасов и т.д., и едва ли найдется между ними два совершенно одинаковых и сходных между собой”. (слайд 3)

- Как Вы думаете, для чего нам нужны иконы?

- Главная функция иконы – молитвенная. Икона может вызывать в человеке эстетическое чувство прекрасного, но главное, к чему она призвана, - пробуждать в предстоящем духовную потребность молиться. Припадать к Богу в покаянии, искать утешение в скорбях. (слайд 4)

Дорог мне, перед иконой
В светлой ризе золотой,
Этот ярый воск, возжженный
Чьей неведомо рукой.
Знаю я? Свеча пылает,
Клир торжественно поет –
Чье-то горе утихает,
Кто-то слезы тихо льет,
Светлый ангел упованья
Пролетает над толпой..
Этих свеч знаменованье
Чую трепетной душой...
Это – светлое мгновенье
В диком мраке и глуши,
Память слез и умиленья
В вечность глянувшей души... (слайд 5)

- Знаменит образ святого Николая, созданный в 1502-1503 гг. великим русским художником – иконописцем Дионисием во фресках, которыми он украсил собор Ферапонтова монастыря. (слайд 6)

Работа над иконографическим образом Святителя Николая, работы Дионисия. ( слайд 7)

- Что Вы чувствуете, когда смотрите на изображение Николая Чудотворца?

- Какими словами Вы бы описали образ святого?

- Через какие средства мы можем это увидеть?

- Почему мы по - разному воспринимаем образ святого?

- Поясное изображение святого с благословляющей десницей и Евангелием в другой руке располагается здесь на одном из сводов над алтарем.

Широко распахнуты руки святого над молящимися; образ невесом, тело покрыто белоснежной фелонью с голубыми крестами.

Взгляд проникнут мудростью, черты лица смягчились.

Работа в группах (слайд 8)

- Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России.

- Вам предстоит дать описание тому типу иконографии, который вы получите для своей группы. При составлении описания Вы можете использовать весь материал папки ( в папке, в зависимости от задания, будут помещены иллюстрации изображения одного из типов иконографии святителя Николая – поясного или в полный рост, стихотворения о Николае Мирликийском, цитаты о иконографии Святителя). Постарайтесь использовать тот план ответа, который у вас имеется в работе.

План ответа:

  1. На сколько групп можно разделить изображения в папке
  2. Дайте название каждой группы иконографии. ( Объясните название, используя примеры данные в папке).
  3. Какие приемы используют мастера для изображения святого:
    1. какие цвета преобладают на иконе и что они обозначают;
    2. какие предметы изображены и что эти предметы обозначают;
    3. какие моменты жития Николая Чудотворца мы можем увидеть на иконе.

Краткий материал для учителя.

Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие.

Часто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария, утверждавшего, что Иисус Христос имел только Божественное естество, а человеческого не имел. Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в.

Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию "Жития Николы", получившую распространение в ХV-XVI вв.

Многочисленны житийные иконы Мирликийского святого. Когда в центре иконы изображен святой, а вокруг идут клейма жития – эпизоды жизни.

В среднике святой Николай в полный рост, торжественно подняв в благословении десницу, в другой руке держа Евангелие. Мягок его спокойно взирающий на молящихся лик, драгоценную красоту обретают на его легкой фигуре святительские одежды – знак его сана, знак его служения: темно- и светло – вишневыми крестами сияют фелонь и омофор. Каменьями горят желтый конец епитрахили и изображенная на его бедре палица – золотистый ромб, символ меча духовного, сверкает каменьями и золотистая крышка Евангелия. А с двух сторон от святого Николы изображены те, кто дал ему атрибуты святительства, подтвердив его высокий смысл: Спас, протягивающий ему Евангелие, и Богородица, дающая омофор.

Ясным подтверждением чудодейственной силы святого развертываются вокруг средника клейма. Во всех клеймах так же легка, светла фигура святого, как и в среднике. Свет творимого им добра преображает все вокруг: легки золотистые и нежно – зеленые горки, стройные палаты и башни, сверкают алые, зеленые, белые одежды их участников. Клейма являются не просто рассказом о жизни святого, но и одновременно похвальным словом в честь него.

Ответы учащихся и совместное составление схемы иконографических образов Святителя Николая.

- На карте показаны места почитания Святителя Николая и иконографические образы, наиболее известные на территории современной России. (слайд 9)

Рассказ учащегося о Зарайском образе святителя Николая (слайд 10)

В 13 веке в крымском Херсонесе (Корсуни), в храме, где некогда принял Крещение св. равноапостольный князь Владимир, служил священник Евстафий. Он сподобился видения святителя Николая, который велел ему взять свой чудотворный образ и идти в Рязанскую землю: “Там хочу быть, и чудеса творить, и место это прославить”. Отец Ефстафий исполнил его волю. В то же время святой явился и рязанскому князю Феодору, сказав: “Иди навстречу образу моему Корсунскому. Я же умолю Владыку Христа, да дарует тебе, жене твоей и сыну твоему венцы Царствия Небесного”. Спустя 12 лет на Руси нагрянули орды монголов, и князь отправился к Батыю. Но тот потребовал: “Дай мне насладиться красотой жены твоей”. “Не годится нам, христианам, отдавать жен своих на блуд”, - ответил Феодор, и был убит. Узнав об этом, княгиня Евпраксия с младенцем-сыном на руках бросилась с высокого терема и “заразила “ себя насмерть. С тех пор город, где пребывает чудотворная икона, назвали Зарайском (сейчас это уже не Рязанская, а Московская область). Святыня долгое время находилась в музее, а 11 августа 2013 года возвратилась на своё место: в храм во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.

На месте сретения Зарайской иконы святителя Николая находится чудотворный источник (так называемый Белый Колодец). Горожане устраивают туда крестные ходы с почитаемым списком чудотворной иконы.

Рассказ учащегося о Можайском образе Святителя Николая ( слайд 11)

Почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу Св. Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Редко можно встретить икону, на которой православный святой изображён с мечом в руке. Это Можайский образ святителя Николая. История его восходит в 14 веку, когда Можайск осадили монголо-татары и грозили разрушить местный Николаевский собор. Казалась, судьба города предрешена. И его жителям оставалась лишь молить о помощи Бога и Его великого угодника и чудотворца, в честь которого был освящён местный собор. Неожиданно в небе над храмом появился сам святитель. В одной его руке была церковь, в другой меч. Устрашённые грозным видением, враги бежали прочь. Можайск был спасён. В память о случившемся чуде тамошние мастера вырезали из дерева изображение своего святого заступника – таким, каким они увидели его: державшим меч и храм. Этот образ прославился чудесами. Копия его пребывает в Никольском соборе Можайска, а подлинник – в московской Третьяковской галерее. Редкая на Руси скульптура была предметом гордости. В древнем Можайске находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоценными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем “Николы Можайского” этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси.

- Со временем образ святого изменялся. Мы уже упоминали о том, что в частной коллекции икон Ровинского было около 27 Никол.

Работа по сравнению двух образов Святителя Николая - Николай Чудотворец, Новгородская школа, начало 13 века и икона Святителя Никола, работы мастера Алексея Петровы , 1294 год (слайд 12)

- Давайте сравним две знаменитые новгородские иконы Св. Николая (одна написана в самом начале, а другая – в самом конце 13 века). За этот период произошли изменения в новгородском искусстве в сторону его приближения к русскому народному мироощущению.

Название иконы Николай Чудотворец, Новгородская школа, начало 13 века. Святитель Николай работы мастера Алексея Петровы , 1294 год.
География иконографии Византийская иконография Икона она является первым произведением русской станковой живописи, имеющей подпись художника.
Какой образ видим? аскетический облик Николая Чудотворца, несгибаемого ревнителя веры, отрешенного от мирской суеты, сурового догматика, готового покарать всякую ересь и неповиновение. Образ более “русифицирован”, покровитель обездоленных, милый и добродушный старичок.
Через какие элементы иконы мы это читаем? заострены черты греческого прототипа, тонкий лик, вытянутое лицо, резко изогнуты брови, настойчивый взгляд, круто скошенные плечи, тонкие руки округлое русское лицо, плавные линии,

Слайд 14

Отчизне нашей православной
И мир, и тишину подай.
Услыши нас, Великий, Славный,
Святитель Божий Николай!

3. Итог урока.

На этом наш урок закончился. Мы говорили о иконографии образа самого почитаемого на Руси святого – Николая Чудотворца. В честь него по всей России строилось огромное количество храмов и монастырей.

4. Д\з

1. Составьте карту Москвы, и нанесите на нее храмы и монастыри, носящие имя Святителя Николая.

2. Подготовьте доклад об одном из этих храмов.