Интеллектуальный марафон для детей подготовительной группы "День в музее"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование и развитие познавательной активности, творческих способностей в занимательной форме логопедического досуга.

Задачи.

  • Расширение представлений о целостной картине мира.
  • Создание положительного настроя.
  • Совершенствование делового взаимодействия и партнерских взаимоотношений в ходе марафона.
  • Сплочение группы, раскрепощение участников.
  • Формирование устойчивого слухового и зрительного внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти.
  • Формирование стремления к поисково-познавательной деятельности.
  • Умение вызывать радость открытий.
  • Совершенствование коммуникативных навыков.
  • Развитие голоса, просодики речи, фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа.
  • Совершенствование умения передвигаться в пространстве в соответствии с указаниями педагога.

Материалы и оборудование.

  • “Карта-путеводитель”.
  • Предметы: телескоп, бинокль, лупа, подзорная труба.
  • Обруч с лентами- 9шт., картинки планет, костюм Звездочета.
  • Фрагменты картинок к репродукции В.Поленова “Московский дворик” - 4 шт.
  • Мольберт с таблицей, магниты, картинки лука, палицы, меча.
  • Конверт с письмом, “Маршрутный лист” со схемой движения.
  • Разрезные картинки “Царь-колокол”, “Царь-пушка”.
  • Плакат с пословицей “Ум хорошо, а два лучше”, магниты.
  • Презентация.

Предварительная работа.

  • Знакомство с музеями, экспозициями музеев.
  • Беседа, просмотр иллюстраций, видеоматериалов о возникновении Земли, эволюции растительного мира.
  • Заучивание стихотворения “Солнечная система”.
  • Знакомство с творчеством русских художников. Рассматривание репродукций В.Поленова “Московский дворик”, И.Шишкина “Утро в сосновом лесу”, В.Васнецова “Богатыри”.
  • Уточнение лексического значения незнакомых слов.

Методические приёмы: беседа, отгадывание загадок, сюрпризные моменты, рассматривание иллюстраций, лексико-грамматические упражнения, дидактические и подвижные игры, музыкальное сопровождение

Ход игрового мероприятия

Под музыку дети входят в зал и садятся на стульчики.

Педагог: Здравствуйте, дорогие мои друзья, умные веселые и находчивые мальчики и девочки. Любите ли вы приключения, увлекательные игры, интересные задания? Я приглашаю вас на экскурсию. Это будет “День в музее”! Мы узнаем много нового, интересного и увлекательного. Новые знания помогут разгадать тайну, зашифрованную на нашем табло (Обратить внимание детей на табло, состоящее из четырех фрагментов).

Педагог: Нам необходимо узнать, какой музей первым пригласит нас и раскроет свои тайны. (Педагог предлагает детям рассмотреть “Карту-путеводитель” и определить музей).

Слайд 1. Дети: Это планетарий.

Педагог: Что мы можем узнать в планетарии? (Ответы детей)

(Под музыку входит “Звездочет”, приветствует детей)

Звездочет: Как вы думаете, кто я?

Дети: Звездочет!

Звездочет: Правильно. А чем занимается Звездочет? (Примерные ответы детей)

Звездочет: Как называется профессия ученого, который изучает космическое пространство?

Дети: Астроном.

Упражнение №1 (Звездочет предлагает детям рассмотреть и назвать представленные предметы: бинокль, лупа, телескоп, подзорная труба, солнцезащитные очки).

Звездочет: Что можно увидеть сквозь очки, лупу…? (Ответы детей) Отгадайте, какой из этих предметов нужен астроному?(Ответы детей)

Слайд 2. Звездочет обращает внимание детей на изображение “Обсерватории” и поясняет, для чего она создана.

Слайд 3. Упражнение №2 “Ребус”

Звездочет: Перед вами зашифрованное слово (“Уран”). По первым звукам названий картинок отгадайте его.

Звездочет уточняет ответ, предлагает назвать количество планет, все ли они одинаковые, где они находятся (на небе), как они располагаются на небе (вокруг Солнца), на каком расстоянии от Солнца (все на разном расстоянии) и т.п.

Слайд 4. Упражнение №3 Эксперимент “Солнечная система”

Звездочет: Предлагаю провести научный эксперимент. Мы смоделируем “Солнечную систему”.

Звездочет предлагает детям выбрать изображение планеты, назвать её, всем “планетам” занять свои места вокруг Солнца.

Звездочет: Солнце всегда двигается по кругу, а вместе с ним двигаются планеты. (Дети с “планетами” двигаются вокруг Солнца).

Звездочет дает оценку выполненных заданий и открывает первый фрагмент на табло. Затем, предлагает детям побывать на одной из планет Солнечной системы.

Звездочет: Отгадайте, как она называется? (Читает стихотворение, прощаясь, уходит)

Земля

Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно.

Слайд 5. Планета Земля

Педагог: Предлагаю подготовиться к следующим испытаниям.

Релаксационное упражнение “Достань звезду”

Педагог: Представьте себе, что над нами бескрайнее ночное небо, усеянное яркими звездами. Звезды у вас прямо над головой, но без труда их достать не удастся. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки, сделайте резкий вдох. Теперь можно протянуть руки и взять себе звезду. Нагнитесь и положите звезду на землю, медленно выдыхая, расслабьтесь, теперь встряхните руками, потрясите ладошками. Давайте дотянемся и достанем звезду для своего соседа справа (слева).

(Дети выполняют упражнение).

Педагог предлагает детям рассмотреть “Карту-путеводитель” и определить следующий музей.

Слайд 6. Музей им. Ч.Дарвина Дети: Это музей им. Чарльза Дарвина.

Экскурсовод (приветствует детей и уточняет): Что мы можем увидеть, узнать в этом музее?

Дети: В этом музее мы можем узнать все о животных на нашей планете, о происхождении жизни на Земле…

Экскурсовод: Как вы думаете, кто первым появился на планете Земля? (Ответы детей)

Слайд 7. “Происхождение жизни” (Линейка времени)

Экскурсовод: Представьте себе длинную дорогу, на которой мы разместим все живые существа по мере их появления на планете. Земля сформировалась 4 миллиарда 600 миллионов лет назад. Жизнь зародилась в морях. Маленькие клетки, водоросли и бактерии были первыми живыми существами. Клетки развивались, появились растения и животные. На это потребовались миллионы лет. (Экскурсовод обращает внимание детей на живые существа, которые обитали на планете в древности, уточняет название этих существ).

Слайд 8. Динозавры (2-3 вида)

Упражнение №4 “Послушай-назови”

Экскурсовод: Назовите правильный вариант ответа. Динозавр это:

- огромная ящерица; большая ящерица; ужасная ящерица.

Экскурсовод: В 1842 г. ученый Ричард Оуэн придумал название динозавров - “Ужасная ящерица”. Их существовало много разных видов. Можно ли сейчас встретить динозавров? (Ответы детей….) В современном музее можно увидеть останки, скелеты этих древних животных. Сохранились ли до нашего времени животные похожие на динозавров? (ответы детей). Я познакомлю вас с одной ящерицей, которая называется хамелеон. Эта ящерица меняет свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы ее не было заметно.

Экскурсовод (обращается к детям): Какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: на зеленой траве, на коричневом бревне, на шахматной доске, на черном камне?

(Экскурсовод предлагает детям отправиться в следующий зал познакомиться с выставкой современных животных)

Слайд 9. Упражнение №5 “Наложенные изображения”

Экскурсовод: Назовите всех животных, которые спрятались на этой картинке. (Ответы детей)

Слайд 10. Изображение белки, лисы

Упражнение № 6 “Что общего? Чем отличаются эти животные?” (Ответы детей)

Слайд 11. Изображение насекомых

Упражнение № 7 “Кто лишний? Почему?”

Шмель, пчела, сороконожка, оса.

Игра-упражнение “Сороконожка” музыка и слова В.Железновой

Экскурсовод: (дает оценку выполненных заданий и открывает второй фрагмент на табло). Мы с вами познакомились в музее Ч.Дарвина с эволюцией жизни на Земле, узнали, что создала природа за миллионы лет, а сейчас настало время познакомиться с тем, что создает человек. Об этом мы узнаем в другом месте.

Педагог предлагает детям рассмотреть “Карту-путеводитель” и определить следующий музей.

Слайд 12. “Третьяковская галерея”

Педагог: Как называется это место? Что мы можем увидеть, узнать в этом музее? Почему эта галерея называется “Третьяковская”? (Ответы детей)

Слайд 13. В.Поленов “Московский дворик”

Упражнение № 8 “Чего не хватает на картине?”

Педагог: Вспомните, как называется эта картина? Видели ли вы её раньше? (Перед детьми выставляются четыре разных фрагмента). Чего не хватает на картине? Возьмите в руки недостающий фрагмент.

Слайд 14. В.Поленов “Московский дворик” (оригинал)

Слайд 15. И.Шишкин “Утро в сосновом лесу”

Упражнение № 9 “Что лишнее на картине?”

Педагог: Вспомните, как называется эта картина? Видели ли вы её раньше? Назовите, что лишнее изображено на картине? (Ответы детей)

Слайд 16. И.Шишкин “Утро в сосновом лесу” (оригинал)

Слайд 17. В.Васнецов “Богатыри”

Упражнение № 10 “Вставь недостающий предмет в таблицу”

Педагог: Вспомните, как называется эта картина? Видели ли вы её раньше? Каким оружием пользовались богатыри в старину? (Детям предлагаются изображения предметов картины: лук, палица, меч). Вставьте в таблицу недостающий предмет.

Педагог дает оценку выполненных заданий и открывает третий фрагмент на табло.

Слайд 18. “Лучник, стреляющий в конверт” (анимация)

Педагог: (получив конверт с письмом от богатырей, “Маршрутный лист”, читает письмо, написанное на старославянском языке) “Дорогие ребята! Отправляйтесь в Московский Кремль. Это дорогое, важное для нас место мы защищали от иноземных врагов. Посылаем вам “Маршрутный лист”, следуйте нашим указаниям! Богатыри”.

Упражнение № 11 “Маршрутный лист”

По инструкции ведущего, группа детей выполняет движение по залу.

Слайд 19. “Красная площадь. Кремль”

Экскурсовод: (Встречает и уточняет у детей название места, куда они пришли) С Красной площади мы начнем экскурсию по территории Кремля. Это музей под открытым небом. Что такое Кремль? (Старинная крепость). Крепости есть во многих городах, но Московский Кремль – самый красивый из всех. (Мини-беседа о Кремле) Назовите правильный вариант: на какой башне находятся Кремлевские куранты?

- Боровицкая башня; Петровская башня; Спасская башня.

Слайд 20. “Спасская башня”

Экскурсовод: На территорию мы вошли через ворота Спасской башни. В Кремле несколько площадей, мы побываем на Ивановской площади. На этой площади расположена колокольня Ивана Великого – самое большое архитектурное чудо Кремля. Она объединяет все постройки Кремля. Поэтому площадь называется Ивановской.

Упражнение № 13 “Разрезные картинки”. (Царь-пушка, Царь-колокол)

Экскурсовод предлагает собрать разрезные картинки, после выполнения задания уточнить у детей название предметов, почему они так называются, где находятся эти замечательные русские диковины (На Ивановской площади).

Слайд 21. “Царь-колокол” “Царь-пушка” на Ивановской площади Репродукция И. Вейс “Вид на колокольню Ивана Великого В Москве”.

Экскурсовод: Исстари на Ивановской площади собирались бояре, дворяне, чтобы обменяться новостями. Тут же дьяки громко, во все горло объявляли царские указы, откуда в русский язык прочно вошла поговорка “кричать во всю Ивановскую”.

Упражнение № 14 “Позови друга”

Детям предлагается расположиться на “площади” и громко позвать своего друга.

Экскурсовод предлагает посмотреть, что происходит на территории Кремля в наши дни (Выступление Президентского конного полка) и прощается с детьми.

Педагог дает оценку выполненных заданий (самооценка детей) и открывает четвертый фрагмент на табло, предлагает детям прочитать начало текста: “Ум хорошо, а……” , и продолжить… “..два лучше”. Почему мы так говорим?(Ответы детей) Педагог подводит итог всей экскурсии, уточняет у детей , что понравилось, что запомнили и т.д.

Ритуал прощания.

Все стают в круг и передают в ладошке соседу своё настроение, улыбаясь самой доброй улыбкой. Педагог дарит детям сердечко и кладет его каждому в ладошку. Просит и детей подарить ему что-нибудь на память:

Вроде у вас нет ничего с собой, но у вас есть теплота ваших сердец, которую можно почувствовать, дотронувшись до ваших ладошек.

Игра “Доброе тепло”.

Возьмите нежно друг друга за руки. От меня вправо пойдет тепло, я легонько пожму своему соседу справа руку, он - следующему и так по кругу. Давайте попробуем. (Дети выполняют упражнение и выходят из зала).

Список литературы

  1. Н. В. Нищева “Система коррекционной работы”, С-Пб, “Детство-Пресс”, 2001 г.
  2. Т.А.Ткаченко “Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте” М., “Гном и Д”, 2000 г.
  3. Г. А. Османова, Л.А.Позднякова “Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет)”, С-Пб, “КАРО”, 2007 г.
  4. Л.В.Лебедева, И.В Козина, Т.В.Кулакова и др. “Речевые досуги для дошкольников”, М., “Центр педагогического образования”, 2011 г.
  5. С. П. Цуканова, Л.Л. Бетц “Речевые праздники и развлечения в детском саду” М., “Гном и Д”, 2009 г.
  6. Р.Алдонина “Прогулки по Кремлю”, Белый город, 2012 г.