Урок по ОРКСЭ на тему "Дружба"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить и научить детей соблюдать правила дружбы.

Задачи: подвести учащихся к пониманию понятий: дружба, избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов, уметь делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения дружить, проявлять доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу.

Ход урока

Организационный момент, психологический настрой

Сегодня тему урока вы назовете мне сами, для этого прослушайте песню (звучит песня “Вот что значит настоящий верный друг” слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева).

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий, верный друг,
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий, верный друг!
Мы поссоримся - и помиримся,
Не разлей водой - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий, верный друг,
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий, верный друг!
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг,
Нужным быть кому-то
В трудную минуту
Вот что значит настоящий, верный друг,
Нужным быть кому-то
В трудную минуту
Вот что значит настоящий, верный друг!

Тема, цель и задачи урока

Назовите тему урока. Тема нашего урока “Дружба”.

Один мудрец сказал: “Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам”. В истинности этого высказывания мы убедимся на нашем уроке.

Изучение нового материала

Посмотрите на картинки, живя в обществе, человек находится в разных отношениях между людьми. Это могут быть родственные отношения. Назовите, между кем такие отношения могут быть. Назовите номера картинок, которые подходят под это определение.

Это могут быть служебные отношения. Назовите, между кем, по вашему мнению, могут быть такие отношения. Назовите номера картинок, которые подходят под это определение.

Все эти отношения строятся на основе взаимопомощи и взаимоуважения. Но даже при таком отношении между людьми, человек может быть одинок, если у него нет друзей. Давайте порасуждаем, для чего человек ищет себе друга, когда же возможна дружба между людьми? (Выслушиваются ответы детей).

Послушайте рассказ В.Осеевой “Синие листья”.

У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного.

Вот и просит Лена Катю:

– Дай мне зелёный карандаш!

А Катя говорит:

– Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу.

Спрашивает Лена:

– Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

– Мама-то позволила, а брата я не спросила.

– Ну что ж, спроси ещё брата, – говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

– Я осторожненько, – говорит Лена.

– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.

– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.

– Ну что ж ты? Бери!

– Не надо, – отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

– Карандаша зелёного нет.

– А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

– Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

– Надо так давать, чтобы можно было взять.

Как вы думаете, как дальше могут развиваться отношения между главными героями? (Выслушиваются предположения детей). Можно ли назвать это дружбой?

Итак: прочная дружба возможна при соблюдении определенных правил, главным из которых являются уважение друг друга, умение признавать свои ошибки, заботиться друг о друге, быть готовым прийти на помощь, не требуя ничего взамен.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись!

Продолжение работы по теме

Для того, чтобы выяснить отличительные черты дружбы, вам необходимо собрать в правильном порядке пословицы (слайд 5).

  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
  • Друга на деньги не купишь.
  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  • Единственный способ иметь друга - это быть другом.
  • Не бросай друга в несчастье.
  • Нет друга - ищи, нашёл - береги.

Итак: человек не выбирает себе одноклассников или соседей, но друзей он выбирает сам. Настоящие друзья сами приходят на помощь, а не ждут, когда их позовут. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть. Друзьям приятно помогать друг другу без личной выгоды (слайд 6). Посмотрите на картинки (слайд 7), что объединяет этих людей? Выслушиваются ответы детей.

Итак: друзей объединяет взаимная симпатия и общность интересов. Это люди, близкие по духу, поведению и увлечениям. Но это не значит, что эти люди одинаковы. Каждый человек индивидуален, это только обогащает дружбу, делает ее интересней.

Закрепление материала

Вспомните сказки, где дружба между людьми или животными помогала выйти из трудного положения. Посмотрите на картину Решетникова “Опять двойка” (слайд 8). Кого по вашему мнению здесь можно назвать другом мальчика и почему? Собаку. Выслушиваются ответы детей. Как вы понимаете высказывание: “Дружба кончается там, где начинается недоверие”. Выслушиваются ответы детей.

Самостоятельная работа

Давайте разобьемся на три команды (можно по рядам) и попробуем составить привила, по которым можно выбрать себе настоящего друга. Выслушиваются ответы детей. Давайте сделаем вывод: надежнее дружить с хорошим, добродетельным человеком, на которого можно положиться. Чем надежнее человек, тем больше у него друзей.

Итог

Послушайте стихотворение о дружбе… Согласны ли вы с автором? Постарайтесь относиться к своему другу так, как сегодня мы говорили на уроке. А если у вас еще нет настоящего друга, то постарайтесь его обязательно найти! (Слайд 9)

“Неразлучные друзья”.  Виктория Кондратенко

Друзей имею много я,
Они со мной везде, всегда.
Они поддержат и помогут,
И от беды они не вздрогнут.

Но есть подруга у меня
Единственная, лучшая,
Красивая, прекрасная,
Как солнце в небе ясное!

Мы – неразлучные друзья,
Куда она – туда и я.
Мы вместе в одну школу ходим,
И дни вдвоём всегда проводим.

Смеёмся и гуляем,
Мы вместе не скучаем,
Танцуем и поём, –
Нам весело вдвоём!

Она меня от бед спасает,
Мои проблемы все решает,
И я ей помогу всегда.
У нас с ней добрая душа!

Мы с той не ссоримся подругой
И с ней мы не были в разлуке.
Она мне даст совет полезный,
Совет разумный, интересный.

Мы просто вечные друзья,
Куда она – туда и я.
Я никогда тебя не брошу,
Ты друг мой верный и хороший!