Урок математики по теме: "Решение составных задач. Работа в группах". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • отработка навыка решения составных задач разных видов;
  • развитие умения работать в группах.

Задачи:

  • совершенствовать навык работы над составной задачей, учить записывать решение задачи по действиям и с помощью числового выражения;
  • развивать регулятивные и коммуникативные УУД:

- учить планировать свою деятельность;

- учить работать в группах.

Оборудование:

  • краткая запись задач на листах формата А4;
  • жетоны красного, зелёного, жёлтого цветов (по количеству групп);
  • алгоритм анализа составной задачи;
  • интерактивная доска, документ-камера.

Ход урока

I. Организация класса.

Настрой (рецитация в движении: 2 притопа + хлопок):

В наше время,
Чтобы строить
И ракетой
Управлять,
Помни, друг,
Что надо твёрдо
Математику
Познать!

II. Математическая разминка.

1) Задания для устного счёта на интерактивной доске.

2) “Весёлая” задача из задачника Г. Остера:

- Мама завела себе несколько кактусов. Когда трёхлетняя Маша папиной бритвой побрила половину кактусов, у мамы осталось ещё 12 небритых кактусов. Сколько колючих кактусов было у мамы первоначально? (12 • 2 = 24 или 12 + 12 = 24)

Учитель: Как определили второе числовое данное? Ведь в задаче о 12 кактусах говорится один раз. Я не вижу второго числового данного.

Учащиеся (предполагаемый ответ): Сказано, что 12 – это половина кактусов, т.е. вторая часть числа, значит, кактусов было в 2 раза больше (или 2 раза по 12).

III. Сообщение темы.

На доске (обычной или интерактивной) – читают дети:

Главное на уроке.

  1. Учиться работать в группах.
  2. Учиться планировать свою деятельность.
  3. Правильно работать над задачей.

IV. Инструктаж. Составление плана работы.

- Каждой группе предлагается краткая запись задачи.

- Работать над задачей надо так, чтобы каждый член вашей группы понял решение задачи.

- Чтобы ваша работа была успешна, составим план работы.

- Что нужно сделать на первом этапе? (этапы работы фиксируются на интерактивной доске)

1. Составить задачу.

- Как будете составлять задачу? Хором?

- Нет. Один человек составляет задачу, если она соответствует краткой записи и все согласны, можно приступать к следующему этапу работы. В спорных ситуациях обращаемся к учителю.

- У кого красный жетон? Вы будете пробовать составлять задачу (жетоны учитель раздаёт заранее, организуя пространство учебного кабинета для работы в группах).

2. Анализ задачи (по памятке, памятка на доске и дети уже имеют навык работы с памяткой).

- Ведёт рассуждение тот, у кого зелёный жетон. Остальные - контролёры.

NB! Этот этап очень важен. От того насколько точным будет рассуждение, зависит правильность решения задачи.

Памятка:

В главном вопросе надо узнать …

На главный вопрос сразу ответить …, потому что …

А это узнать …, т.к. знаем…

Приступаем к решению задачи.

3. Запись решения (по действиям).

- Комментирует этот этап тот, у кого жёлтый жетон.

4. Взаимопроверка.

5. Коллективная проверка (отчёт группы о работе).

- В коллективной проверке участвует весь класс. На этом же этапе будем записывать решение задачи с помощью числового выражения.

V. Работа в группах.

1. Было - ?, по 5 цветов в 3 вазах

Завяли - 7 ц.

Осталось - ?

2. Было – 18

Продали - ?, третью часть

Осталось - ? и т.п.

VI. Коллективная проверка (с помощью документ-камеры).

1) Представитель первой группы рассказывает, какую задачу составили (краткая запись – под документ-камерой.

2) Второй человек из этой группы объясняет решение (тетрадь с записью решения под документ-камерой).

Класс – КОНТРОЛЁРЫ.

3) Представитель из другой группы записывает решение этой задачи с помощью числового выражения (остальные – в рабочей тетради).

Аналогичная работа проводится другими группами.

VII. Итог.

- Что было главным на уроке?

- Помог ли вам план работы организовать работу в группах?

- С какими трудностями встретились? Как разрешили трудности?

- Попрощаемся с уроком (рецитация):

Пусть каждый день и каждый час
Нам новое добудет!
Пусть добрым будет ум у нас,
А сердце умным будет!