Урок литературы "Путешествие в мир писателя П.П.Бажова". 5-й класс

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить ребят с некоторыми фактами биографии П.П.Бажова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения поэта; совершить виртуальную экскурсию в дом-музей писателя; ввести в лексикон детей новый жанр для них – сказ, обращение к сказу “Каменный цветок”.
  • формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении;
  • воспитывать интерес к народному мастерству, прославленному в сказах Бажова.

Оборудование: мультимедийная презентация, видеоклип “Произведения Бажова в рисунках”, видеоклип из передачи “Детский час”, рисунки детей, карточки.

Обоснование выбора темы урока: имя Павла Петровича Бажова известно пятиклассникам, но не всегда сразу они называют его произведения, в основном вспоминают одно “Серебряное копытце”. Только вдумчивое чтение поможет маленькому читателю раскрыть все сокровища уральского сказа. Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в произведениях писателя много просторечных, устаревших слов, с которыми тоже нужно научить детей работать. Заставить читать невозможно, нужно научить читать, а для этого прежде всего необходимо пробудить интерес к самому писателю. Поэтому я предлагаю учителям-словесникам материал для знакомства с П.П.Бажовым: жизнь, судьба, мир вещей, творчество. Это будет своеобразная виртуальная экскурсия в мир писателя. Фото для виртуальной экскурсии в дом-музей писателя взяты на сайтах http://nashural.ru/Goroda_i_sela/dom-bajova-sysert.htm http://russiantowns.livejournal.com/1992734.html. Видеоматериалы сети интернет, презентация к уроку моя.

Ход урока

І. Организационный момент. Приложение 1

Выявление первоначальных знаний о творчестве П.П.Бажова.

Какие произведения читали? Какие герои запомнились и почему? Что показалось необычным при чтении сказов Павла Петровича?

(Дети обычно называют “Серебряное копытце”, “Огневушка-поскакушка”, “Голубая змейка”).

? Какие качества характеров героев этих произведений вы бы назвали главными?

Видеоклип из передачи “Детский вопрос”. Приложение 2.

Слово учителя: Ребята, наследие Бажова, как вы слышали, велико, и вам предстоит познакомиться с Хозяйкой медной горы, с мастером Данилой и другими героями. Но в первую очередь давайте поговорим о самом авторе. Что всегда интересно узнать о человеке?

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся о П.П.Бажове по плану.

  • Семья П.П.Бажова (отец Пётр Васильевич и мать Августа Стефановна Бажовы).
  • Детские годы П.Бажова.
  • Годы учения П.Бажова.
  • Произведения, вошедшие в сборник сказов “Малахитовая шкатулка”.

Оформление таблицы.

Основное содержание Мои комментарии
Семья П.П.Бажова  
Детские годы Бажова  
Годы учения Бажова  
Творчество  

2.1. Слово учителя.

В семье Петра Васильевича и Августы Степановны Бажевых (так писалась фамилия) 15 (27) января 1879 г. родился сын Павел. Пётр Бажев был мастером сварочного цеха Сысертского металлургического завода на Урале. Мать – искусная кружевница.

2.2. Детские годы - сообщение.

Павел Петрович с раннего возраста видел тяжелейший труд взрослых, он постигал в детстве те нормы жизни, которые были свойственны настоящим рабочим людям. “Мы очень рано начинали себя сознавать ответственными членами семьи. Пойти на рыбалку значило “добыть на ушку, а то и на две”, сходить в лес — принести ягод или грибов”. По вечерам, отдыхая от тяжёлой работы, взрослые рассказывали сказы, которые жадно слушали ребятишки. Позднее П.П. Бажов говорил: “Запас образов и сюжетов уральского рабочего творчества у меня был с детских лет... Но если бы не Пушкин, я бы так и остался заводским пареньком с четырёхклассным образованием. Впервые получил томик Пушкина на довольно тяжёлых условиях — выучить его наизусть. Библиотекарь, наверно, пошутил, но я отнёсся к делу серьёзно. Учить было довольно трудно, многое было непонятно. Но... потом стихи сами заучивались”.

Вечерами, после тяжёлого трудового дня заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали “тайные сказы” - народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых “тайной силой” - Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и П. Бажов.

2.3. Сообщение подготовленного ученика “Годы учения П.П. Бажова”.

Павел был в семье единственным сыном, родители смогли дать ему образование. Поскольку в гимназии учиться было очень дорого, Пашу отдали в духовное училище в Екатеринбурге. Учился он очень хорошо, был переведён в духовную семинарию Перми. А вот дальше учиться ему не пришлось - умер отец, надо было работать, помогать слепнущей матери.

Чтобы продолжить образование и поддержать мать, он начал работать.

В своей автобиографии Павел Бажов писал: “Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды, и была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах”. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказался от лестного предложения служить в церкви.

После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал.

2.5. Слово учителя.

С юности идея служения народу для Бажова стала важнейшей.

Устойчивым был его интерес к этнографии, краеведению, фольклору. На протяжении полутора десятков лет Бажов во время летних каникул ходил или ездил на велосипеде по Уралу, знакомился с бытом и экономикой края, вёл фольклорно-этнические записи.

В 1924 году выходит его первая книга – “Уральские были”, в которой писатель представил зарисовки, воспоминания о дореволюционном быте сысертских заводов. “Уральские были” открывают цикл историко-публицистических очерков Бажова.

Над сборником сказов “Малахитовая шкатулка” он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Сказы "Малахитовой шкатулки" во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу.

Книги его поэтически воспевают труд, превращающийся в творчество (“Каменный цветок” (1938), “Горный мастер” (1939), “Хрупкая веточка” (1940), “Железковы покрышки” (1942), “Приказчиковы подошвы” (1936), “Про великого Полоза” (1936), “Огневушка-поскакушка” (1940) и др.)

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах - жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей.

Но и сам Бажов, как большой мастер, вложил много труда, знаний, вдохновения, чтобы подарить всем нам драгоценную "Малахитовую шкатулку". Каждый из вас может ее открыть, "достать" из нее сказ и полюбоваться Бажовским, уральским словом.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок").

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова. По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.

В Копейске есть поселок его имени.

По Волге ходит пароход "Павел Бажов".

В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Давайте и мы с Вами совершим виртуальную экскурсию в дом-музей Бажова. Подумайте, что нового вы узнали о писателе через мир вещей, окружавших его? Необходимые записи сделайте в тетради.

2.6. Слайдовая презентация “Дом-музей П.П.Бажова в Сысерти”. Приложение 1.

Ответы детей на поставленный ранее вопрос.

А сейчас мы с вами совершим ещё одно путешествие – в мир сказов Бажова.

3. “Малахитовая шкатулка”, сказ П.П.Бажова “Каменный цветок”. Жанр произведения. Видеоклип “Малахитовая шкатулка” в рисунках.

3.1. Слово учителя. Беседа с детьми. Записи в тетрадях.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно.

По определению словаря С.И. Ожегова, Шведовой сказ – это

1) народное эпическое повествование (Сказ о народных героях.),

2) в литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. (Сказы Лескова, Бажова).

Какие произведения напоминает сказ? (Сказка, рассказ). Чем отличается?

Сравнивая эти два жанра, мы можем назвать отличительные черты сказа: сказы написаны на фольклорном материале; они повествуются рассказчиком; рассказчик – простой представитель народа, но: устами его говорит писатель, мастер слова; сказы повествуют о жизни горно-заводских рабочих Урала.

Есть еще одно родственное слово – рассказ. Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.

Таким образом, если проследить взаимосвязь определений  сказ – рассказ – сказка, то можно сделать вывод, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа.

3.2 История рождения сказов П.П. Бажова

Обстоятельства, побудившие Бажова к написанию сказов, были таковы. Свердловское книжное издательство предприняло выпуск сборника “Дореволюционный фольклор на Урале”. Бажов предложил составителю сборника В.П. Бирюкову “записанные по памяти” уральские рабочие сказы. Первым был сказ “Дорогое имечко”. За ним последовали еще два – для той же книги. Издание уральского фольклорного сборника было толчком, который был так необходим, чтобы вывести Бажова на путь литературного творчества.

Сказы “Малахитовой шкатулки” были представлены читателю как восстановление по памяти воспринятого когда-то от дедушки Слышко – В.А. Хмелинина. Бажов сам был уверен: он воспроизводит то, что в 1892–1895 годах слышал от Хмелинина в Полевском заводе, приезжая домой на каникулы.

Объясняя, почему он обратился к сказовому жанру лишь в 1936 году, Бажов писал: “Воспроизводить сказы до 36-го года не пытался. Прежде всего, вероятно, потому, что просто не было времени для литературной работы такого рода. Кроме того, в то время как Вы помните, всякая сказка была в загоне: боялись, что с ней идет демонология, близкая к поповщине…”.

Сказы Бажова наполнены реальными географическими названиями, вполне объяснимыми. Гумешки - от слова “гуменце” - невысокий пологий холм. Мраморское - от слова “мрамор”, там его добывали и обрабатывали. Основание ему положили мастера, вывезенные с семьями из Петергофской гранильной фабрики, о чём в Мраморском до сих пор хорошо помнят.

Художественное пространство в произведениях Бажова уникально: с одной стороны, это подлинное место (Бажов порой очень точно определяет его), с другой – это своеобразный иной мир, и название Гумешки или Красная Горка - такие же символы волшебного мира, как тридевятое царство. Но соприкоснуться с волшебством может только мастер.

Это и особое географическое пространство: стык материков, водораздел Волги и Оби, Уральский меридиан. Металлургические заводы и рудники появились в этих местах ещё в 18 веке и имели богатую и славную историю. Даже на гербе Екатеринбурга, уральской столицы, изображены рудничный колодец и плавильная печь…

Главными героями сказов Бажова являются, прежде всего, уральские умельцы.

3.3. Образ рассказчика в сказе.

Сказы Бажова восходят к устным преданиям горнорабочих и старателей – преданиям, которых много бытовало в этих местах и в которых причудливо сочетались реальность и сказка.

Богатство земельных недр, тайные знаки “спрятанных кладов” - темы многочисленных историй, которых слышал Бажов великое множество. Хорошими рассказчиками были сысертские старики А.Е.Клюква и И.П.Короб. Но самым выдающимся оказался Василий Алексеевич Хмелинин, по прозвищу дед Слышко, Стаканчик и Протча. Дед Слышко рассказывал всё, что в своё время узнал от других стариков. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток. Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовал, что доживал последние годы. “Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах”, - писал Бажов.

В.А.Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о “тайной силе”, о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.

Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: “Слыш-ко”. Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.

3.4. Просмотр начала художественного фильма “Каменный цветок” (1946 г.).

III. Подведение итогов урока. Рефлексия.

IV. Домашнее задание.

  1. Перечитать произведение “Каменный цветок”.
  2. Составить небольшой словарик незнакомых слов.
  3. Подготовить сообщение об изделиях из малахита.

19.12.2014