Методическая разработка урока биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: познакомить учащихся с многообразием кишечнополостных животных.

Задачи урока:

  • Образовательные – обеспечивать учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде, значении кишечнополостных в природе и жизни человека.
  • Развивающие – продолжать обучение учащихся умениям распознавать на таблицах, рисунках, видоофрагментах, фотографиях виды кишечнополостных, сравнивать кишечнополостных между собой, составлять общую характеристику типу; в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять план рассказа.
  • Воспитательные – продолжать формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях кишечнополостных со средой, осуществлять эстетическое воспитание при ознакомлении учащихся с разнообразием морских кишечнополостных.
  • Эстетическое воспитание – показать красоту окружающего мира; многообразие организмов; развивать наблюдательность детей.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Комбинированный, с использованием ИКТ, технологии проектной деятельности, технологии проблемного обучения.

Структура урока: Приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, повторение изученного материала, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.

Методы обучения: Словесный, наглядный, проблемный.

Приемы обучения: Беседа, рассказ, эвристическая беседа, наглядные объекты.

Дидактические задачи: Учебные (работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой); экспериментально-познавательные; индивидуальная работа.

Межпредметные связи: биология + география, биология + литература.

  • Оборудование:
  • Таблица “ Тип Кишечнополостные”.
  • Демонстрационный материал – Известковая ветвь коралла
  • Презентации.
  • Экран, проектор, компьютер
  • Видиофрагменты “Медузы”, “Движение медуз”, “Актинии”

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие, настрой учащихся на урок, определение задач урока).

“ Было около десяти часов утра. Солнечные лучи, падая под острым углом, преломлялись в воде, словно в призме, и окрашивали края скал, полипы, растения во все семь
цветов солнечного спектра. Яркие краски – фиолетовая, синяя, голубая, зеленая, желтая, оранжевая и красная – разбросанные в воде, словно на палитре художника, были
настоящим праздником для глаз”.

Все это увидел профессор Аронакс на дне океана, путешествуя с капитаном Немо на корабле “Наутилус” в известном приключенческом романе Жюль Верна “Двадцать тысяч лье под водой”.

Мы с вами тоже совершим путешествие по подводному царству и познакомимся с многообразием и значением морских кишечнополостных. Животных не только простых по строению, но и очень загадочных.

II. Повторение изученного материала.

Мозговой штурм:

  • В строении одноклеточных простейших животных и некоторых клеток тела гидры наблюдается сходство. Какие выводы можно сделать на основании данного факта? В чём состоит основное отличие одноклеточных и многоклеточных организмов?
  • Как объяснить, что из 1/200 части тела гидры может быть восстановлен целый организм? Как называется это свойство живых организмов?
  • К телу сидящей гидры прикоснулись соломинкой, и она изменила свою форму – стала короче и толще. Потревожен один небольшой участок, а в ответ изменилось состояние всего организма. В чём причина подобного явления? Как называется данная реакция организма?
  • Абраам Трабле в своей книге “Мемуары к истории одного рода пресноводных полипов с руками в форме рогов” писал о проделанном им эксперименте: он бросил в сосуд, где находилась плотва, одного полипа; рыба схватила его, но вместо того, чтобы проглотить, она сразу выбросила его, как будто бы питала к нему отвращение. О каком полипе писал Трамбле? Объясните описанные им явления.

Говорят, что Жуль Верн, хоть путешествовал в своей жизни немало, но большинство мест, которые описал в своих приключенческих романах, никогда не видел. Мы сегодня будем изучать многообразие кишечнополостных животных, многих из которых ещё не знаем. Но исходя из того, что они относятся к типу кишечнополостные, какие общие признаки у них мы уже можем назвать?

Заполнение первой части схемы:

Тип кишечнополостные

  • Обитают в воде
  • Многоклеточные животные
  • Хищники
  • Имеют щупальца со стрекательными клетками
  • Лучевая симметрия
  • Кишечная полость
  • Тело состоит из 2-х слоёв клеток (эктодермы и энтодермы)
  • Клетки разделяются по строению и функциям
  • Хорошо развита регенерация
Класс
гидроидные полипы
Класс
сцифоидные медузы
Класс
коралловые полипы
Обитают в морской и пресной воде Обитают в морской воде Обитают в морской тёплой воде

Жизненные формы

ПОЛИП + медуза МЕДУЗА + полип ПОЛИП
В основном малоподвижные Активно передвигаются
(реактивным способом)
Малоподвижные
Размножаются половым и бесполым путём Размножаются только половым путём Размножаются половым и бесполым путём
Образуют колонии   Образуют колонии
    Образуют скелет
    Образуют рифы и острова атоллы
  На 98% состоят из воды  

III. Изучение нового материала.

Классификация кишечнополостных. Общие сведения о гидроидных полипах.

Вопросы:

  1. В какой воде обитают?
  2. Какие жизненные формы имеют?
  3. Как передвигаются?
  4. Как размножаются?
  5. Образуют ли колонии?
  6. Образуют ли скелет?
  7. Прочее.

Сцифоидные медузы. Просмотр кинофрагментов (приложение 1 и приложение 2). Вопрос: чем отличаются сцифоидные медузы от остальных кишечнополостных?

Презентация темы: “Кишечнополостные животные в литературных произведениях и древнегреческих мифах”

Коралловые полипы. Просмотр кинофрагмента Вопрос: чем отличаются коралловые полипы от остальных кишечнополостных? (приложение 3)

Презентация темы “Коралловые рифы и коралловые острова” (приложение 4)

IV. Закрепление изученного материала.

Заполнение второй части таблицы (см. выше), беседа:

  • Какие кишечнополостные более развитые? С какой особенностью образа жизни это связано?
  • Почему у сцифоидных медуз эволюция оставила только половое размножение?
  • Почему сцифоидные медузы не могут образовывать колоний как коралловые и гидроидные полипы?

V. Выводы. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание