Суффиксы -о и -а на конце наречий

Разделы: Русский язык


Цель: создание условий для приобретения навыка правописания суффиксов наречий путем постановки и разрешения учебных задач.

Задачи.

Образовательные: выведение и первичное закрепление общего правила правописания суффиксов -о и -а на конце наречий

Развивающие: вырабатывать умения детей самостоятельно получать знания по теме урока; развивать мыслительные операции: анализ и синтез, а также память и внимание, логическое мышление при введение новых знаний; речевые способности и личностные качества: ответственность, самостоятельность; развивать речевые способности, орфографическую зоркость.

Воспитательные: через организацию исследовательской деятельности воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родной природе; коммуникативное отношение ученик-учитель, ученик-ученик; культуру ответа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основной метод: проблемно-поисковый, исследовательский.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вот и прошли новогодние праздники, закончились каникулы, наступили вновь учебные деньки, но у нас с вами была вчера прекрасная возможность еще раз встретить старый новый год. Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у вас слово Новый год?

Я предлагаю вам возможность, наверное, в последний раз в этом году украсить елочки, ведь Новый год только наступил, пусть украшенная вами елочка создаст атмосферу праздника и покажет ваше настроение на начало урока. Перед вами на столах лежат листочки, на которых нарисована елочка. Возьмите фломастеры, карандаши и раскрасьте елочку тем цветом, который соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас.

Покажите, пожалуйста, листочки с елочками.

Я вижу, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. И вы с таким же настроением подойдете к концу урока.

3. Актуализация знаний

Этот урок будет для вас уроком открытий, и открытия эти вы будете делать сами. Вашими помощниками будут учебник, а также листы наблюдений, куда вы будете записывать наблюдения и выводы (они есть у каждого).

Запишем число в листах наблюдения. Приложение 1.

Для того, чтобы узнать тему нашего урока, нам нужно восстановить в памяти материал, изученный ранее, и в этом нам с вами поможет следующее задания. На доске вы видите листочки с новогодними игрушками, переворачивая игрушки и решая правильно задания, мы получим слово, которое и будет связано с темой нашего урока.

Но прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним, о какой части речи мы с вами говорим на протяжении нескольких уроков?

1) Найдите наречие, объясните написание.

Н..когда поговорить

2) Существительные склоняются, глаголы спрягаются. Как изменяются наречия?

3) Раскройте скобки в словах, объясните написание:

День прошел (в)пустую.

Мы вернулись (в)пустую комнату.

День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.

Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.

4) Найдите наречие, объясните написание.

Алексей завернулся в плащ, мужестве…о подавляя волнение.

Мужественно образовано от прилагательного “мужественный”, а в суффиксе наречия пишется столько же Н, сколько в прилагательном.

5) Найдите наречия, объясните написание.

Я отвечал (не)уверенно, а сбивчиво.

Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление с союзом А).

6) Найдите наречие, объясните написание.

Он чувствует себя (не)плохо.

Неплохо – пишется слитно, нет отрицания, можно заменить синонимом – хорошо.

7) Найдите наречие, объясните написание.

В лесу по (осеннему) свежо и опрятно.

Пишется через дефис, т.к. приставка по- и суффикс -ему

8) Найдите наречие, укажите разряд

Расположиться вблизи

Места

Какое слово вы получили?

Верно. Мы сегодня будем говорить о суффиксах. А вот каких именно о суффиксах мы с вами будем говорить, вы определите сами, решив следующее задание.

Проблемная ситуация по какому признаку разделены слова на два столбика?

Издалека     Влево

Снова     Наглухо

Досуха     Заживо

Что можете сказать о суффиксах?

Знакомы ли мы с правилом (с орфограммой)

Сформулируйте орфограмму- это и будет тема нашего урока.

Запишем в листах наблюдений. Суффиксы о и -а на конце наречий.

4. Целеполагание

Определите цель нашего урока. (Выяснить, когда в суффиксах наречий пишется о, когда а – вывести правило).

Открытие детьми нового знания. Посмотрите еще раз внимательно на слова. Попробуем вывести правило самостоятельно.

От чего зависит выбор суффикса? (Обсуждение, предположения).

А правы вы или нет, на этот вопрос нам поможет ответить следующее задание.

Разберите слова по составу (2 человека у доски).

Издалека-далекий     Влево-левый

Снова-новый     Наглухо-глухой

Досуха-сухой     Заживо-живой

Проговариваем выводы.

Используя материал учебника, свои выводы, нарисуйте схему, которая поможет вам запомнить правило. (1 чел у доски)

Ребята, обратите внимание на иллюстрацию в учебнике и объясните ее лингвистический смысл. О чём этот рисунок нам говорит? Как легче запомнить сегодняшний материал?

5. Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук “О” усиливает кровоснабжение сердца, звук “А” благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

6. Закрепление орфограммы

Мы с вами познакомились с орфограммой, теперь нам предстоит ее закрепить.

В листах наблюдений у вас есть текст, прочитайте его выразительно.

Как(?)то раз мы с дедушкой решили сходить в лес. В этот день мы проснулись засветл…, собрали вещи и отправились в дорогу по зимнему лесу.

Оказавшись в зимнем лесу, мы увидели, что справ… от нас стояли стройные сосны, запорошенные снегом, а вот тонк…ствольные осины и белоствольные березки распол…гались слев…. Под ногами стелился снежный ковер, с крон деревьев медлен..о осыпался снег, а вокруг — абсолютная тишина. Изредк… был слышен скрип веток, хруст под ногой — и снов… воцарялось безмолвие.

Глубок зимний сон природы, но теплится жизнь под сугробом. Если ра…чистить сугроб до земли, то можно заметить кустики брусники, веточки черники и листья других растений. На лесных полянах достаточно четко видны следы животных: лисицы, зайца-беляка, л..ся.

Возникает ощущение сказки, кажется, будто сейчас на опушку выйдут двенадцать братьев-месяцев, разведут костер в ожидании капризной королевы и милой падчерицы. Звери начнут водить хоровод, оживут все волшебные истории о Новом годе, зимнем лесе...

Проведите текстоведческий анализ

  1. Найдите в тексте наречия на изученную орфограмму, подчеркните их, графически объясните орфограмму. Укажите разряд наречий.
  2. Выделите грамматические основы во 2 предложении. Чем осложнено предложение?
  3. Найдите в тексте и выделите графически 1в (обособленное определение, выраженное причастным оборотом), 2 в (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
  4. Ребята, а вы когда-нибудь гуляли в зимнем лесу? А что вы видели, слышали, когда гуляли в зимнем лесу?

7. Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы много отвечали, дополняли, творили. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку. Вспомним, какую цель ставили? Выполнили? Вспомним еще раз правило. Молодцы!

8. Тестовые задания.

Насколько вы были успешны, покажет тест. Презентация.

9. Домашнее задание.

Домашнее задание: с.43 (правило).

1) написать мини-сочинение на тему “Зимняя прогулка”, используя наречия с изученной орфограммой.

2) составить словарный диктант на изученную орфограмму из 20-ти словосочетаний, обозначить орфограмму.

3) Упр.575.

10. Рефлексия. “Елочка знаний”.