Буквы Ы и И после приставок. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).

Основные цели:

Образовательные:

1) сформировать умения строить правила написания И-Ы после приставок;

2) сформировать умения применять правило написания И-Ы после приставок;

3) тренировать умение применять правописания И-Ы после приставок;

4) тренировать умение составлять связное высказывание на лингвистическую тему.

Задачи урока:

Личностные: умение оценивать свои и чужие поступки, самостоятельно делать свой выбор, умение работать в коллективе.

Познавательные: формировать умение ставить и решать проблемы, умение работать с информацией (поиск и выделение), развивать умение строить речевое высказывание.

Регулятивные: формировать умение ставить учебную задачу, определять последовательность решения учебных задач (планирование), воспроизводить контроль и оценку, выполнять саморегуляцию.

Оборудование: учебник по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, карточки, презентация.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа, оставьте строчку для темы урока.

- Обратимся к эпиграфу урока “Знание – сила”.

- Как вы понимаете эту пословицу? В чем сила знаний?

- Сегодня на уроке мы будем открывать новое знание, где оно вам пригодится? (В практике)

Молодцы! Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить именно то, что потребуется для открытия.

- Что изучает морфемика, какие морфемы вы знаете? (Морфемика изучает состав слова.Морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание) Слайд №3.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, что здесь изображено. (На слайде иллюстрация к басне И.А.Крылова “Квартет”).Слайд №4.

- Правильно! А кто вспомнит начало этой басни? (Слайд №5)

- Объясните, пожалуйста, постановку знаков препинания в 1-ом предложении. В чем особенность второго предложения? (Прямая речь)

- Найдите в этом предложении древний союз. “Переведите” его на современный язык. (Коль – если)

- Какие буквы пропущены в выделенных словах? От каких слов и при помощи чего они образованы? (Сыграть – играть, сыскал – искать, при помощи приставок)

- Выполните устно словарный диктант, объясните пропущенные буквы.(Слайд №6)

Без...свестный, сверх...нтересный, роз...грыш, меж...нститутский, с...грать, по...скать.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какие допустили ошибки? После какой морфемы?

- Почему у вас возникло затруднение? (Я пока не знаю правила, по которому можно определить написание букв И-Ы после приставок)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова цель вашей деятельности? (Узнать правило написания букв И-Ы после приставок)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Буквы И-Ы после приставок) Запись на доске.

- Итак, когда выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание? (На закономерность.)

- Постройте план проекта. (Установить закономерность, сделать вывод, создать эталон.)

5. Реализация построенного проекта.

- Итак, давайте установим закономерность написания букв И-Ы после приставок, для этого проанализируйте данные ниже примеры и зафиксируйте ваши наблюдения в письменном виде в тетради. (Слайд №7)

Ы И
Безынтересный, подыскать, сыграть, разыскивать, подытожить Сверхизвестный, межинститутский
Проиграть

После выполнения задания учащиеся предлагают свой вариант правила.

- А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте вывод в устной форме, строя фразу следующим образом: “Буква Ы после приставок пишется..., буква И после приставок пишется...”

Буквы Ы -И после приставок(Слайд №8)

Ы И
После приставок на согласные, если корень начинается со звука [и] После приставок сверх-, меж-(исключение)
После приставок на гласные

- Сопоставьте наши выводы с правилом в учебнике (стр. 109).

- Назовите условия написания букв И-Ы после приставок.

- Устно объясните написание слов(слайд №9):

Без...свестный, сверх...нтересный, роз...грыш, меж...нститутский, с...грать, по...скать.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Используя правилоБуквы И-Ы после приставок”, объясните написание следующих слов из упр. 197

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание 1. Спишите словосочетания, обозначая изучаемую орфограмму(Слайд №10).

С...грать на баяне, сверх...звестное произведение, по...скать потерянную вещь, без...мянный палец, раз...скивать преступника.

После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по образцу(Слайд №11).

Ы-И

  • сыграть
  • сверхизвестное
  • безымянный
  • поискать
  • разыскивать

После самопроверки учитель выясняет, где и почему возникли затруднения, проговаривается правило. Ошибки исправляются.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

- Какими будут ваши действия на этом этапе урока? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

Дальше задание выполняется самостоятельно, проверку можно провести фронтально.

Задание 2: Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова(Слайд №12).

История, иронизировать, идущий, интеллигентный, исходный, итожить, искусственный.

Задание 3. Составьте текст из нескольких предложений, употребляя слова с изучаемой орфограммой.

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Вы достигли поставленной цели?

- В чем у вас было затруднение?

- Как вы открывали новое знание?

- Какие способы и приемы работы вы использовали на уроке?

- За что бы вы похвалили себя на уроке?

Домашнее задание.

  • Выучить орфограмму № 39(стр.109),
  • Выписать из художественного текста 5 предложений, содержащих слова с изученной орфограммой.