Использование кейс-технологий на учебных занятиях

Разделы: Общепедагогические технологии


Для организации успешного педагогического процесса, отвечающего за повышение качества обучения учащихся, необходимо изменить все компоненты, определяющие состояние образовательного пространства:

  • предусмотреть соответствующие методы и формы организации образовательного развивающего процесса,
  • овладеть методологией их постоянной корректировки,
  • создать необходимую учебно-материальную базу,
  • спроектировать и внедрить такие педагогические технологии, которые позволят наиболее эффективно решить поставленные задачи, в ходе сотворчества, взаимодействия учителя и его учеников.

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя. Название кейс – технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Задачи, стоящие перед преподавателем для реализации учебных программ по дисциплинам, привели к тому, что сегодня в современной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами является – кейс технология, которая лежит в основе комплексных технологий:

  • технология продуктивного образования;
  • технология индивидуализированного обучения И. Унт;
  • адаптивная система обучения А.С. Границкой;
  • обучение на основе индивидуально – ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова;
  • компьютерная технология;
  • проектный метод.
  • информационно-коммуникативная технология.

Учителю необходимо владеть соответствующими профессиональными качествами, которые присущи педагогу-новатору: умениями при необходимости изменять свои ролевые функции (организатор самостоятельной деятельности учащихся, экспериментатор, участник совместной исследовательской деятельности и др.); осуществлять диагностику результатов деятельности обучающихся с учетом характера педагогической системы (базисный или профильный уровень подготовки) и индивидуальности обучающихся; организовывать деятельность учащихся так, чтобы они могли осуществить право выбора вида учебной деятельности; при необходимости переходить от использования одной технологии обучения к другой, и при неудаче не отказываться сразу от ранее выбранной технологии или методики, а пытаться проанализировать и продолжать эксперимент, внося в организацию деятельности необходимые поправки (рефлексия).

В преподавании учебных дисциплин, для достижения предполагаемого уровня обученности, воспитанности, развития учащихся и нацеленности на решение поставленных задач, правильно, на наш взгляд, переходить от использования кейс технологии к компьютерной и наоборот.

В последнее время мы всё чаще используют информационные технологии. Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-).

Одна из технологий кейса, является компьютерная технология, которая может осуществляться через: применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач, как основная, определяющая, наиболее значимые из используемых в данной технологии частей, как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера) однако монотехнологии реализуются учителями нашего города недостаточно, за неимением технической базы оснащения. Кабинеты биологии и математики оснащены современным оборудованием – компьютер, интерактивная доска, телевизор и видеомагнитофон, диски:

1. 1С.: Репетитор;

2. Мультимедиа комплекс;

3. Учебное электронное издание;

4. Авторские разработки уроков на электронных носителях.

С проблемой формирования положительной мотивации учащихся сталкиваются многие педагоги. Нет, и не может быть универсального решения этой задачи, поэтому учитель сам находит оптимальные пути, исходя из особенностей классного коллектива, возрастной группы учащихся, уровня их готовности и к позитивной учебной деятельности. Конечной целью работы с детьми в этом направлении является достижение наивысшего проявления мотивации – стойкого интереса к предмету. Часто процесс обучения превращается для детей в обыденную повинность. Происходит это тогда, когда школа и учеба перестают быть органичной частью жизни школьника. Если ребенок чувствует, что он не полноправный участник учебного процесса, а всего, лишь пассивный субъект, обязанный воспринимать наваливающийся на него поток теоретической информации, то достичь высокого уровня мотивации будет сложно.

В основе создания условий для положительной мотивации школьника лежит интерес. Пробуждение в нем интереса - процесс, в котором педагогу отведена одна из главных ролей. Интерес ребенка к учению напрямую зависит от содержания образования, поэтому мы не должны удивляться, когда в одном случае ученик на уроках проявляет апатию и полное безразличие, а в другом – по-настоящему и с интересом трудится.

Формирование интереса предмету происходит по следующей схеме:

  • на первой стадии – удивление и любопытство. Эта стадия познавательной направленности личности ученика характеризуется тем, что объектом является не содержание урока, а внешние моменты или исторический материал, или прикладной характер изучаемого совместно с наглядными пособиями, мастерством учителя, формами работы.
  • вторая стадия – от любопытства к любознательности.

По мере обогащения запаса конкретных знаний, осознания фактов, законов, теорем ученик придает все большее значение реальному содержанию объекта своего интереса.

  • третья стадия – от любознательности к устойчивому интересу.

Существуют различные методы, основанные на результатах педагогической практики и направленные на формирования у школьников устойчивых познавательных мотивов, среди которых большие возможности дает учителям - математики использование ИКТ на уроках.

Бурно развивающиеся информационно-коммуникативные технологии предъявляют новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Однако, современные достижения ИКТ, конечно же, ни в коей мере не умаляют все лучшие достижения и методические разработки в области преподавания учебных предметов, в которых тоже значительное место отведено различным приемам предметно-ориентированной мотивации школьников. Применение средств ИКТ должно быть разумным и теперь уже неотъемлемым дополнением в системе преподавания педагогов. Грамотное использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию у них ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя.

Чтобы сформировать положительную мотивацию учения школьников мы проводим уроки в нестандартной форме с применением информационно-коммуникативных технологий. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Варианты использования ИКТ могут быть разнообразными и включать в себя различные актуальные элементы. Здесь нет единого шаблона, да и не должно быть. Учитель, мыслящий творчески, всегда находится в поиске и в этой работе перед ним раскрываются новые возможности по реализации своего потенциала. И нельзя, конечно, забывать о главной цели использования ИКТ– достижении высокого уровня учебно-предметной мотивированности учащихся. Необходимо помнить о том, что ИКТ – это один из важнейших компонентов учебного процесса и чрезмерное увлечение им может превратиться для школьников в бесполезное времяпрепровождение. Поэтому в основе работы любого педагога должен лежать принцип разумной соразмерности применяемых средств обучения, их логической сочетаемости, соблюдении пространственно-временных границ. Учесть эти элементы и не впасть в крайность поможет педагогу основа основ его работы – планирование. Использование компонента ИКТ как для формирования положительной мотивации учащихся, так и достижения активного интереса к предмету может быть представлено в следующих видах деятельности:

  • Изучение правил по темам с использованием электронных учебников.
  • Поиск дополнительного теоретического материала через Интернет.
  • Тренировочно-соревновательное тестирование в игровой форме с нестандартным оцениванием (смайлики, шутливые аудио комментарии).
  • Тренировочно-диагностическое тестирование.
  • Тематическое тестирование.
  • Е-mail домашние задания (в сети Интернет).
  • Контрольное тестирование.
  • Контрольно-зачётное тестирование формата ГИА и ЕГЭ с автоматической проверкой результатов и указанием пробелов.
  • Практическая (работа с текстами).
  • Игровые формы деятельности с использованием ИКТ: соревнования на скорость и качество выполнения заданий различных уровней сложности.
  • Подготовка тематических презентаций Power Point.
  • Мультимедийные учебные пособия: “Живая математика”.
  • Использование интерактивной доски.

Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления. Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале. Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.). Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.

Перечисленные формы деятельности, которые, конечно, не претендуют на роль исчерпывающих, по использованию ИКТ-технологий как для достижения положительной мотивации учащихся при обучении математики учащихся среднего школьного звена, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ учащихся старшего звена предполагают активную деятельность школьников. Немаловажно и то, что таким образом у детей формируется заинтересованность в достижении положительного результата.

Использование данных технологий позволило нам:

1. Значительно сэкономить время на уроке;

2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

4. Привлечь пассивных слушателей;

5. Обеспечить моментальную обратную связь;

6. Активизировать познавательную активность учащихся, желание изучать предмет;

7. Обеспечить повторение ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

На наш взгляд, использование ИКТ на уроках необходимо. Внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.

Учащимися созданы презентации, которые позволяют им не только приобрести навыки работы с компьютером, но самостоятельно, изучив тему, уверенно объяснить ее другим ребятам, самоутвердиться.

Проектный метод – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата . Одним из разновидностей проектного метода является кейс – метод.

Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учащихся к сдаче экзаменов ГИА и ЕГЭ, а также реализации себя в социуме.

Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.

Выделяют следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

  • закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
  • отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
  • отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
  • экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:

  • индивидуальный подход к каждому ученику, учёт его потребностей и стиля обучения,
  • максимальное предоставление свободы в обучении (возможность свободы выбора высказывания, формы обучения, типа задач и способа их выполнения);
  • обеспечение учеников достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СD - диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется);
  • не загружать учеников большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях;
  • обеспечение доступности изложения учебного материала для учащихся;
  • формирование у учеников умения работать с информацией и ее перерабатывать;

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя включает в себя выполнение нескольких функций:

- обучающей,

- воспитывающей,

- организующей,

- исследовательской.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы.

1. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы школьников, так и для проведения предстоящего занятия.

2. Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

Кейс - метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения.

Все вышеперечисленные положения послужили основой для первых попыток использования кейс-технологий при изучении дисциплин биологии и математики.

Кейс-технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

В жизни студентам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у преподавателя и студентов.

Конечно, использование кейс-технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности студентов. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.