Родительское собрание "Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом и юношеском возрасте"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба

Классы: 10, 11


Цели родительского собрания:

1) помочь родителям преодолеть трудности при проявлении подростками агрессивных форм поведения;

2) способствовать осмыслению агрессивных форм поведения в подростковом и юношеском возрасте.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация в формате Power Point, памятки для родителей.

Ход родительского собрания

(Включается презентация <Приложение 1>)

Психолог: Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас. Тема родительского собрания “Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом и юношеском возрасте”.

Включается слайд 1.

Психолог: Неопределенная и напряженная социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в наше время, способствует росту агрессивных проявлений, особенно в подростковом возрасте.

Особенно тревожным фактом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях различного характера (наркомания, алкоголизм, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и пр.).

Включается слайд 2.

Психолог: Давайте охарактеризуем подростковый и юношеский возраст с точки зрения психологических особенностей.

Подростковый возраст - это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности.

Возрастные границы: от 11–12 до 16–17 лет.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками (“группированию”), стремление к самостоятельности и независимости, “эмансипации” от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Ведущий вид деятельности: Интимно-личностное общение/общение со сверстниками.

В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их и быть понятыми.

Социальная ситуация развития: заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

Основные характеристики данного возраста:

1. Чувство взрослости – это отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.

2. Развитее самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ “Я” обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице.

3. Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис.

В этом возрасте происходят как физиологические изменения (половое созревание), так и психологические изменения. Психическое развитие подростков характеризуется тем, что фактически весь этот период сопровождается кризисом. Основными причинами кризиса являются:

1) взрослые не меняют своего поведения в ответ на появление у подростков стремлений к новым формам взаимоотношений с родителями и учителями;

2) в поведении появляется прямое отражение полового созревания.

Суть кризиса заключается в глубоком качественном изменении всего процесса психического развития ребенка, его внутреннего мира (а не в ярких внешних проявлениях поведения)

 

К симптомам кризиса относятся:

1. Снижение продуктивности учебной деятельности (а также способности ею заниматься) даже в тех сферах, где подросток одаренный.

2. Негативизм. Подросток как бы отталкивается от окружающих. Склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, у него часто возникает внутреннее беспокойство, недовольство, стремится одиночества и самоизоляции.

Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.

Возрастные границы: 17-21 год – для юношей и 16-20 лет – для девушек.

Ведущий вид деятельности: учебно-профессиональная деятельность. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы.

Социальная ситуация развития в юношеском возрасте определяется как порог взрослой жизни Она характеризуется тем, что основными задачами является выбор профессии, жизненного пути, социальное и личностное самоопределение

Основные характеристики данного возраста:

1. Самоопределение (профессиональное и личностное) – это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого.

2. Саморефлексия. Девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды мораль.

3. Это период формирования жизненных планов. Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.

Центральный психологический процесс в юношеском самосознании – формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Каждый юноша/девушка переживает кризис идентичности. Его причина заключается в том, что формирование идентичности достаточно длительным и сложным процессом, поскольку это зависит от принятия индивидом своих решений, взятие на себя ответственности за свои решения, за выбор ценностей, будущей профессии. Если идентичность не сформируется, то человек “не находит себя”, своего места в обществе, в труде.

Психолог: В юношеском возрасте развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми также идет раздельно. Отношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские. Юношам и девушкам очень важно общение со взрослыми: они вслушиваются в их слова, наблюдают за их поведением, в некоторых случаях склонны к идеализации. В раннем юношеском возрасте появляется новое чувство: любовь. Ее возникновение обусловлено: 1) половым созреванием, завершающимся в ранней юности; 2) желанием иметь близкого друга, с которым можно говорить на самые сокровенные темы; 3) потребностью в сильной эмоциональной привязанности, понимании, душевной близости [7].

Включается слайд 3.

Психолог: Агрессивное поведение подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем. Давайте разберемся, что же такое “агрессия” и “агрессивность”? Родители определяют, что такое агрессия и агрессивность, и психолог выводит эти понятия на слайде презентации.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) [2].

Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

Можно сказать, что агрессия – это акт нападения.

Агрессивность – приобретенное личное качество, готовность к агрессии. Агрессивность формируется в течение жизни и, в частности, в процессе социализации личности.

Включается слайд 4.

Психолог: Поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий:

• когда имеют место губительные для жертвы последствия;

• когда нарушены нормы поведения.

Включается слайд 5.

Психолог: Давайте же подумаем с Вами, в чем причины агрессивного поведения наших подростков? Обсуждения и комментарии родителей.

Самое трудное – понять причины поведения подростка, объяснить мотивы, побудившие действовать.

Психолог: Причины агрессивного поведения подростков таковы:

Формирование агрессивного поведения подростков зависит от ряда факторов, к которым необходимо отнести: ближайшее окружение подростка (семья, группы сверстников), макросреда - образовательные учреждения в которых подросток прибывает длительное время (колледж, музыкальная школа, спортивные кружки), а также – традиции данной культуры, средства массовой информации, личностные черты и особенности подростка.

Решающая роль отводится семье. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыков совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Реакция родителей на неправильное поведение подростка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сёстрами – вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение подростка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

В то же время для подростка характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Они еще нуждаются в любви, заботе и мнении родителей, но вместе с тем уже испытывают сильное стремление быть самостоятельными и равными. И то, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье и возможности родителей перестроиться, принять ребёнка как взрослого человека [9].

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Не менее важным в формировании индивида являются воздействия макросреды - школы, колледжа, различных групп, в которых находится подросток. К неблагоприятным факторам стоит отнести смену образовательного учреждения и коллектива, частую смену педагогов, различающихся педагогической позицией.

Сведения об агрессии подросток получает также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других подростков. Подростки, кто наиболее агрессивен, скорее всего, оказываются отверженными большинством в своей возрастной группе и будут искать друзей среди других агрессивных сверстников. Это создает дополнительные проблемы, т.к. в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.

На формирование агрессивного поведения особое влияние оказывают средства массовой информации и реклама.

Среди основных причин проявления агрессивности подростков необходимо выделить личностные черты (акцентуация характера, тревожность), установки, систему ценностей.

Включается слайд 6-7.

Психолог: Существуют следующие формы проявления агрессии:

  • физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
  • косвенная агрессия – действия, направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверью и др.);
  • вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (крик, визг, ссора) и содержание словесных ответов (угрозы, ругань);
  • склонность к раздражению – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
  • негативизм – оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;
  • обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
  • подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;
  • чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [12].

Включается слайд 8.

Психолог: Уважаемые родители!

Я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. <Приложение 2>

Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

2. Акцентирование внимания на поступках. А не на личностях.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4. Снижение напряжения ситуации.

5. Обсуждение с подростком поступка (конструктивный диалог).

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

7. Демонстрация неагрессивной модели поведения [11].

Психолог: Для преодоления подростковой агрессии в своём арсенале уважаемые родители вы должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Включается слайд 9.

Психолог: Направления коррекционной работы с агрессивными подростками.

1. Если агрессия является осознанным, контролируемым актом со стороны подростка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию, при этом можно достаточно жёстко пресечь агрессивные действия.

2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:

  1. Обучение подростка контролю над своими эмоциями. Нужно учить выплёскивать внутреннее напряжения через активные действия, занятие спортом, подвижные игры.
  2. Развитие у подростка умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (прослушивание спокойной музыки, медленные танцы, дыхательные упражнения и т.п.).
  3. Обучение умению предъявлять свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству.
  4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям [10].

Включается слайд 10.

Психолог: Задачи колледжа по профилактике агрессивного поведения:

1) создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей студентам интеллектуальную, социальную, нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации;

2) своевременное выявление неблагополучных семей;

3) формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками “группы риска”;

4) создание форм просвещения родителей коррекции по профилактике агрессивности;

5) развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков;

6) совершенствование психолого-педагогической помощи подросткам;

7) организация досуговой деятельности подростков, нравственного воспитания;

8) профориентация и трудовое устройство;

9) пропаганда и распространение среди подростков здорового образа жизни.

Включается слайд 11.

Психолог: Литература для Вас, где можно узнать более подробно о проблемах, связанных с проявлениями агрессивности в подростковой среде. Сейчас Вы можете задать, интересующие Вас вопросы.

Комментарии и пояснения для родителей.

Психолог: Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в самую лучшую сторону!! Спасибо за Внимание! До новых встреч!

Литература

  1. Бандура А. Подростковая агрессия / Бандура А., Уолтерс Р. – М., 2009. – 512 с.
  2. Большой психологический словарь / под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: АСТ, 2009. – 816 с.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998. –336 с.
  4. Вирджиния Сатир. Семейная терапия. Практическое руководство. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. – 224 с.
  5. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – 2-ое изд., испр. – М.: Издат. центр “Академия”, 2004. – 256 с.
  6. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. – М.: Флинта, 1998. – 96 с.
  7. http://www.semya-rastet.ru.
  8. http://www.svyatogorsk.ru.
  9. http://nsportal.ru.
  10. http://gigabaza.ru.
  11. http://www.psihologu.info.
  12. lhttp://edu.dvgups.ru.