Занятие с группой учащихся, имеющих диагноз "дизорфография" по мотивам произведений Джоан Ролинг

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


Цели:

1. Уточнить пространственные взаимодействия объектов.

2. Уточнить правое и левое направление в пространстве.

3. Закрепить графическое обозначение направления.

4. Развивать словесно-логическое и пространственно-образное мышление.

5. Развивать произвольное внимание, наблюдательность.

6. Закрепить пространственный навык при определении последовательности буквенного ряда.

7. Закрепить темы “безударная гласная в корне слова”, “словарные слова”.

8. Закрепить темы “словоизменение”, “словообразование”.

План занятия:

I. Организационный момент. Знакомство с Гарри Поттером.

Дискуссия о сказочных персонажах.

II. Основная часть.

1. Подарки для Дадли.

2. Письмо Гарри Поттеру.

3. Лабиринт петляющих коридоров.

4. Платформа номер девять и три четверти.

5. Волшебная шляпа.

6. Речь профессора МакГонагалл.

7. Совиная почта.

8. Письмо Чарли.

III. Подведение итогов.

Ход занятия

I. Организационный момент. (слайд № 1)

Здравствуйте. Сегодня нам предстоит необычное занятие. Давайте вспомним различных сказочных персонажей. Давайте вспомним время, когда вы были маленькими и только научились читать. (слайд № 2) Какие сказки вы читали или вам читали родители? (Логопед проводит беседу с ребятами о сказочных персонажах и подводит к тому, что бывают герои, вымышленные авторами (Муми Тролль, Русалочка, Карлсон), (слайд № 3) а есть герои, прототипом которых явился человек (Алиса, Пэппи длинный чулок) (слайд № 4) или реально существующее животное (Винни Пух, крокодил Гена, братец Кролик)(слайд № 5). Логопед спрашивает у учащихся какой персонаж творил чудеса при помощи волшебной палочки и имел шрам в виде молнии на лбу. (Гарри Поттер) (слайд № 6) Гарри Поттер — это герой, помогающий школьникам преодолевать их отрицательные качества и справляться с многочисленными проблемами.)

II. Основная часть.

1. А теперь слушайте. Почти десять лет прошло с того утра, когда Дурсли обнаружили на своём пороге невесть откуда взявшегося племянника, но Тисовая улица за это время почти не изменилась. Солнце вставало над теми же ухоженными садиками и освещало ту же самую бронзовую четвёрку на входной двери дома Дурслей; оно пробиралось в гостиную, оставшуюся почти неизменной с того вечера, когда мистер Дурсль смотрел по телевизору пророческий выпуск новостей. Тем не менее Гарри Поттер всё ещё жил здесь, и в настоящий момент он крепко спал, хотя спать ему оставалось недолго. Тётя Петунья уже проснулась и подходила к его двери, и через мгновение утреннюю тишину прорезал её пронзительный визгливый голос:

— Подъём! Вставай! Поднимайся!

Гарри вздрогнул и проснулся. Тётя продолжала барабанить в дверь.

— Живо! — провизжала она.

Гарри услышал её удаляющиеся шаги, а затем до него донёсся звук плюхнувшейся на плиту сковородки. Он перевернулся на спину и попытался вспомнить, какой же сегодня был день. Он чётко помнил, что вчера была пятница, а завтра будет воскресенье. (Логопед предлагает учащимся отгадать какой это был день и назвать реальный день недели.) (слайд № 7)

Одевшись, Гарри пошёл на кухню. Весь стол был завален приготовленными для Дадли подарками. Похоже, что Дадли подарили новый компьютер, который тот так хотел, ещё один телевизор и гоночный велосипед. (Логопед предлагает назвать расположенные слева и справа подарки для Дадли.) (слайд № 8)

2. В воскресенье утром дядя Вернон выглядел утомлённым и немного больным, но зато счастливым. Он протянул конверт Поттеру, на котором был написан его адрес:

“Мистеру Г. Поттеру, горад Коукворт, гастиница “ У железной дароги, комната 17”. (слайд № 9) Логопед предлагает исправить ошибки в фальшивом письме. А чтобы у учащихся не было ошибок в письмах, им предлагается повторить орфограмму –оро- (слайд № 10) Как не пытались дядя Вернон и тётя Петунья скрыть настоящее письмо, у них ничего не получилось. Письмо из школы чародейства и волшебства было доставлено Гарри Поттеру и было таким: (слайд № 11)

Д *рогой мистер Поттер! Мы рады проинф*рмировать Вас, что Вам предоставлено место в Школе ч*родейства и в*лшебства “Хогвартс”. Пожалуйста, ознакомьтесь с приложенным к данному п*сьму списком необходимых книг и предметов. Занятия начинаются 1 сент*бря. Ждём вашу с*ву не позднее 31 июля.

Искренне Ваша, Минерва МакГонагалл,

(Логопед предлагает вставить пропущенные гласные, чтобы прочитать письмо. Дети подбирают проверочные слова и вставляют безударные гласные.) (слайд № 12)

3. Крюкохват открыл перед Гарри и Хагридом дверь. Гарри, ожидавший увидеть вокруг мрамор, был удивлён. Они стояли в узком каменном коридоре, освещённом горящими факелами. Дорога круто уходила вниз, на полу были тоненькие рельсы. Крюкохват свистнул, и к ним с лязгом подкатила маленькая тележка. Они забрались внутрь — Хагриду это удалось с трудом — и поехали. Сначала они неслись сквозь лабиринт петляющих коридоров. Гарри пытался запомнить дорогу — налево, прямо, направо, прямо, направо, прямо, налево, на развилке прямо, опять направо, опять налево, — но вскоре оставил это бесполезное занятие. Казалось, дребезжащая тележка сама знает дорогу, потому что Крюкохват ею не управлял. (Логопед предлагает детям начертить план-схему прохождения пути Гарри и Хагридом в тетрадях. Дети находят точку начала движения. Затем чертят путь со слов логопеда. Две клетки налево, четыре клетки вверх, пять клеток направо и т.д.) (слайд № 13)

4. Динамическая пауза.

Гарри готовился к отправлению в “Хогвартс”, ему предстояло путешествие с платформы номер девять и три четверти. “Как попасть на платформу”, - бормотал Гарри. “Не беспокойся, – подмигнула ему женщина, – всё, что тебе надо сделать – это пройти два шага налево, три шага прямо и два шага направо прямо через разделительный барьер между платформами девять и десять. Самое главное— тебе нельзя останавливаться и нельзя бояться, что ты врежешься в барьер. Если ты нервничаешь, лучше иди быстрым шагом. Знаешь, тебе лучше пойти прямо сейчас”.

(Логопед предлагает учащимся повторить маршрут Гарри Поттера. Каждый из детей выполняет правильный набор шагов). (слайд № 14)

5. Наконец Гарри оказался в Хогвартсе. — Добро пожаловать в Хогвартс, — поприветствовала их профессор МакГонагалл. — Скоро начнётся банкет по случаю начала учебного года, но прежде чем вы сядете за столы, вас разделят на факультеты. Отбор— очень серьёзная процедура, потому что с сегодняшнего дня и до окончания школы ваш факультет станет для вас второй семьёй. Вы будете вместе учиться и проводить свободное время в комнате, специально отведённой для вашего факультета. Гарри заметил необычную шляпу - “Интересно, зачем она здесь?” В голове его сразу запрыгали сотни мыслей. — Может быть, надо попытаться достать из неё кролика, как это делают фокусники в цирке?” Он огляделся, заметив, что все собравшиеся неотрывно смотрят на Шляпу, и тоже начал внимательно её разглядывать. На несколько секунд в зале воцарилась полная тишина. А затем Шляпа шевельнулась. В следующее мгновение в ней появилась дыра, напоминающая рот, и она запела: (Логопед просит учащихся отгадать, что запела шляпа. Слова зашифрованы — вместо букв использованы цифры. Ребята читают получившиеся слова) (слайд № 15)

А 1 Б 2 В 3 Г 4 Д 5 Е 6 Ё 7
Ж 8 З 9 И 10 Й 11 К 12 Л 13 М 14
Н 15 О 16 П 17 Р 18 С 19 Т 20 У 21
Ф 22 Х 23 Ц 24 Ч 25 Ш 26 Щ 27 Ъ 28
Ы 29 Ь 30 Э 31 Ю 32 Я 33 - -

Может быть, я некрасива на вид,
Но строго меня не судите.
Ведь шляпы умнее меня не найти, (слайд № 16)
Что вы там ни говорите.

6. Настало время урока у декана факультета. Умная, но строгая профессор МакГонагалл, как только первокурсники в первый раз пришли на её урок и расселись по местам, произнесла очень суровую речь:

__Гдых хв тучв, - сказала она. (слайд № 17)

(Логопед говорит, что профессор старалась быть доходчивой, ведь она произнесла даже больше, чем каждую десятую букву своей речи:

Трансфигурацияодин из самых сложных и опасных разделов магии, которые вы будете изучать в Хогвартсе, — сказала она. Логопед предлагает учащимся назвать какую по счёту букву называла профессор МакГонагалл. Вместе с учащимися логопед находит, что она называла каждую восьмую букву. Логопед вместе с учащимися рисует восьмёрки правой и левой рукой в воздухе.) (слайд № 18)

7. Следующее событие произошло за завтраком, когда в Большой зал влетели совы, разносящие почту. Все сидевшие в зале сразу заметили шестерых сов, несущих по воздуху длинный свёрток. Гарри было интересно, что лежит в свёртке, не меньше, чем всем остальным. И он был жутко удивлён, когда совы спикировали над его столом и уронили свёрток прямо в его тарелку с жареным беконом. Тарелка разбилась. Не успели шесть сов набрать высоту, как появилась седьмая, бросившая на свёрток письмо. Гарри сначала вскрыл конверт— как выяснилось, ему повезло, что первым делом он не занялся свёртком. В письме было написано: (слайд № 19)

Не открывайте свёрток за ст*лом. В нём ваша новая м*тла, “Нимбус-2000”, но я не хочу, чтобы все знали об этом, потому что в пр*тивном случае все п*рв*курсники начнут пр*сить, чтобы им разрешили иметь личные мётлы. В семь ч*сов веч*ра Оливер Вуд ждёт вас на пл*щадке для квиддича, где пр*йдёт первая тр*нировка.

Профессор М. МакГонагалл

(Логопед предлагает учащимся вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.)

8. Следующая неделя тянулась необычайно медленно. В среду, когда все ушли спать, Гарри и Гермиона всё ещё сидели в Общей гостиной, дожидаясь Рона. На часах было уже двенадцать, когда они услышали какой-то шорох. Через мгновение из ниоткуда появился Рон, сбросивший с себя мантию-невидимку. В тёмное окно внезапно постучали.

— Это Букля! — воскликнул Гарри, кидаясь к окну, чтобы впустить сову.— Она принесла ответ.

Гарри, Рон и Гермиона положили письмо на стол и склонились над ним. (слайд № 20)

Дарагой Рон!

Как у тебя дила? Спасиба запесьмо. Я буду счастлив взять норвежского гарбатого дракона. Но доставить его сюда будет непросто. Я думаю, лучше всего будет переслать его с маими друзьями, которые прилитят навистить меня наследующей ниделе. Проблема в том, что никто не должен видеть, как они пиревозят дракона, — ведь это незаконно.

Будет идеально, если вы с можете привести дракона насамую высокую башню замка Хогвартс в су*боту вполночь. Тогда они успеют добраться дорумынии донаступления утра.

Пришли мне ответ как можно быстрее.

С любовью, Чарли

Исправленное письмо:

Дорогой Рон!

Как у тебя дела? Спасибо за письмо. Я буду счастлив взять норвежского горбатого дракона. Но доставить его сюда будет непросто. Я думаю, лучше всего будет переслать его с моими друзьями, которые прилетят навестить меня на следующей неделе. Проблема в том, что никто не должен видеть, как они перевозят дракона, — ведь это незаконно.

Будет идеально, если вы сможете привести дракона на самую высокую башню замка Хогвартс в субботу в полночь. Тогда они успеют добраться до Румынии до наступления утра.

Пришли мне ответ как можно быстрее.

Гермиона сразу обнаружила, что письмо написано с ошибками. (Логопед предлагает ученикам помочь Гермионе исправить все ошибки и написать письмо правильно. Письмо раздаётся каждому ученику для работы с текстом с дальнейшей коллективной проверкой. )

III. Подведение итогов.

Логопед говорит, что ученики успешно справились с различными заданиями и активно помогли друзьям из Хогвартса решить трудные задачи. (слайд № 21) Логопед спрашивает могут ли герои рассчитывать на помощь ребят и в дальнейшем, просит вспомнить чем занимались на занятии, какие выполняли задания, что больше всего понравилось и какие задания были сложными. Логопед говорит, что все учащиеся молодцы и могут быть успешно зачислены в школу “Хогвартс”. (слайд № 22) (слайд № 23)