Химические свойства кислот как электролитов и их роль в жизни человека

Разделы: Химия


«Сами, трудясь, вы делаете многое для себя и близких,
а если при труде успеха не будет, будет неудача,
не беда – попробуйте еще».

(Д.И.Менделеев)

Девиз урока: «Опыт – основа познания».

Цели урока:

  • Опираясь на ранее полученные знания учащихся о кислотах, подвести их к пониманию химических свойств в свете ТЭД.
  • Систематизировать накопленные знания, акцентировать внимание на значимости кислот в жизни человека.

Задачи урока:

  • Образовательные: изучить свойства кислот как электролитов.
  • Развивающие: сформировать и развивать образовательные компетенции:
  • Учебно-познавательные:
    • развитие навыков самостоятельной познавательности по химии и биологии;
    • развитие грамотной химической речи;
    • развитие умения ставить познавательную задачу, добывать знания, выделять главное, обобщать и делать выводы, проводить самооценку и самопроверку.
  • Коммуникативные:
    • развитие навыков работы в парах, взаимодействия с другими людьми;
    • развитие умения ответить на поставленные вопросы.
  • Информационные:
    • учить выделять существенные признаки химических реакций;
    • учить извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента;
    • учить оформлять и предоставлять результаты своей работы.
  • Воспитательные:
    • воспитывать сознательное отношение к учебному труду;
    • развивать интерес к предметам естественного цикла.
  • Здоровьесберегающие: способствовать развитию:
    • безопасного и аккуратного выполнения химических опытов;
    • бережного отношения к здоровью и окружающей среде.

Планируемые результаты:

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать:

  • Определение понятий: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты в свете ТЭД;
  • Химические свойства кислот как электролитов;
  • Значение и применение кислот в жизни человека.

Уметь:

  • Составлять ионные уравнения;
  • Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, солей и оснований;
  • Проводить реакции  ионного обмена, подтверждающие свойства кислот, соблюдая правила ТБ и выявлять признаки химических реакций.

Оформление класса:

«Химический цветок» на доске (спрятан):

На столе учителя:

  • Корзина декоративная, в которой лежат яблоки, мандарины, лимоны, кефир, молоко, газированная вода;
  • Лоток с пробирками;
  • Индикатор.

На доске группами написаны знаки химических элементов: Si, In, S, Li, Os, Te, Ag; W, S, Bi, Eu, Ta; Eu, Te, Es, Dy.

На столах учащихся:

  • Таблицы растворимости;
  • Лотки с набором реактивов: раствор серной кислоты, лакмус, метилоранж, фенолфталеин, цинк, медь, гидроксид натрия, хлорид бария (II);
  • Держатель;
  • Спиртовка;
  • Зеленые карточки (работу можно продолжать);
  • Красные карточки (требуется помощь).

Оборудование к уроку: интерактивная доска, компьютер.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Самостоятельная работа (4 варианта);
  3. Решение задач у доски (2 учащихся).
  4. Объяснение нового материала
  5. Мотивация и целеполагание;
  6. Химическая разминка;
  7. Синтез знаний;
  8. Лабораторная работа;
  9. Воспоминания о лете;
  10. «Химический цветок».
  11. Подведение итогов

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Самостоятельная работа (по вариантам), затем решение задач у доски.

II. Объяснение нового материала.

1) Мотивация и целеполагание

Для определения темы урока на доске вывешиваются химические знаки:

Si, In, S, Li, Os, Te, Ag; W, S, Bi, Eu, Ta; Eu, Te, Es, Dy.

По первым буквам русских названий химических элементов определите тему нашего урока.
Расшифровка: Кислота в свете ТЭД.

Что такое ТЭД?

На доске и в тетрадке записываем тему урока «Химические свойства кислот в свете ТЭД и их роль в жизни человека». На слайдах показаны цели и задачи урока.

Обратите внимание на содержимое корзинки, которая стоит на столе. Что объединяет эти продукты?
Вывод: кислые на вкус, так как содержат кислоты.

Учитель демонстрационно проводит опыт взаимодействия индикатора на лимонный сок.

Что доказали?
Вывод: Среда кислая.

Великий Шекспир сказал: «От кислых яблок я сразу скисну». Я желаю Вам, ребята, себе самой и нашим гостям не скиснуть от наших ответов на следующих этапах урока.

Сегодня мы окунемся в мир реакций,
Которых много, много здесь и там,
Ты посмотри в окно, ведь скоро в бурном темпе
Природа их подарит нам.

Реакции идут в животном и растении,
Ты не забудь, они идут и в нас,
Ведь человек природных рук творенье,
Он много их еще создаст.

Мы сегодня уже доказали, что фрукты, овощи содержат кислоты (органические и неорганические), которые играют важную роль в нашей жизни. Давайте вспомним биологию. Процесс пищеварения.

Какая кислота обязательно присутствует?

Вам задание: прочитать теоретический материал и составить две схемы, которые будут отражать роль и применение кислот. На это у вас есть 5 минут.

Через 5 минут показать 2 схемы на слайдах:

HCl:
  • Защищает от болезнетворных бактерий;
  • Способствует расщеплению и продвижению пищи из желудка;
  • Свертывание и набухание белков;
  • Создает кислую среду для ферментов.

Применение кислот:

  • Фармацевтическая промышленность (изготовление лекарств);
  • Парфюмерная промышленность (косметические средства);
  • Пищевая промышленность (маргарины, пищевые добавки);
  • Военная промышленность (взрывчатые вещества);
  • Легкая промышленность (красители, волокна, искусственная кожа);
  • Химическая промышленность (лаки, краски, эмали, пластмассы, растворители);
  • Сельскохозяйственная промышленность (соли кислот растворяются удобрениями).

2) Химическая разминка

В тетрадках учащиеся отвечают на вопросы по карточкам (по вариантам).

Назвать вещества или ионы:

I вариант           II вариант                           III вариант

  • H3PO4                  CuCl2                                   Cu2+
  • [H3O]+                  H2S                                      KHS
  • HS                        NO3                                   HNO3
  • AlCl3                      Li+                                        H+
  • MgOHCl2               OH                                     SO42

Проверяют друг друга, а потом ответы на слайдах:

I вариант                     II вариант                           III вариант

  1. Фосфорная кислота     Хлорид меди (II)                 Катион меди (2+)
  2. Катион гидроксония   Сероводородная кислота   Гидросульфид калия
  3. Гидросульфид-ион      Нитрат-ион                         Азотная кислота
  4. Хлорид алюминия      Катион лития                      Катион водорода
  5. Оксихлорид магния    Гидроксид-ион                    Сульфат-ион

Критерии оценивания результатов:

«5» – пять правильных ответов;
«4» – четыре правильных ответа;
«3» – три правильных ответа.

3) Синтез знаний

Перед вами ряды формул или названия веществ:

Фенолфталеин, лакмус, Mg, Zn, Fe, H2SO4, HMnO4, HCl, CuO, MgO, Fe2O3, Zn(OH)2, KOH, Ba(OH)2, K2CO3, BaCl2, AgNO3.

Объедините их по группам.
Какие группы получились? Как можно назвать каждую группу? (Индикаторы, металлы, кислоты, основные оксиды, основания и соли)

Какая взаимосвязь указанных групп с кислотами? (Кислоты взаимодействуют с указанными веществами)

4) Лабораторная работа

Сейчас нам предстоит изучить свойства кислот как электролитов.

Вспомним правила ТБ по работе с кислотами и другими химическими веществами.

В XIX веке жил знаменитый ученый-химик Карл Либих. Его коллега (тоже химик) Карл Фогт вспоминает один такой случай… как-то входит Либих, а у него в руке склянка с притертой пробкой. Он подходит к Фогту и говорит: «Ну-ка, обнажите свою руку», – и влажной пробкой прикасается к руке Фогта и спрашивает: «Жжет, не правда ли?» Я только что получил муравьиную кислоту.

Правильно ли поступил Карл Либих?
Конечно же нет. У Фогта после этого долго болела рука и остался шрам.

А вы знаете, как надо обращаться с кислотами?
Будьте осторожны!

Цели и задачи: показать на слайде и проговорить перед началом работы:

  • Проделать реакции, характерные для кислот, на примере серной.
  • Сделать вывод о химический свойствах кислот как электролитов.
  • Закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Перед каждым из вас на столе лежит инструкционная карта. Заполните ее, пожалуйста!
Внимательно прочитайте и приступайте к выполнению лабораторной работы. Внимательно читайте вопросы, на которые вы должны ответить.

Проверяем правильность написания каждого уравнения у доски.

– Какие общие свойства у кислот? (Взаимодействуют с активными металлами, основными оксидами, основаниями и солями.)

– Посмотрите внимательно на ионные уравнения и скажите под действием каких ионов происходят реакции?  (Под действием ионов водорода.)

– Чем можно объяснить кислый вкус кислот?
– Что такое кислоты в свете ТЭД?

– А теперь наступило время физкультминутки.

5) Воспоминания о лете

Давайте  немножко отдохнем. Откиньтесь на спинку стула, руки опустите, вернемся на минутку в теплое лето: на улице тепло, светит солнышко, вы взяли покрывало, пошли загорать, нечаянно расположились рядом с муравейником, шли домой и обстрекались крапивой. Неприятные ощущения?

Придя домой, что вы вспоминаете?
Как можно применить знания о кислотах?
(Неприятные ощущения можно снять мылом или раствором питьевой соды.

6) «Химический цветок»

Ребята! Пока мы изучали свойства кислот, в кабинете химии расцвел необычный, химический цветок, на лепестках которого формулы веществ. Давайте «погадаем» сегодня взаимодействует или не взаимодействует соляная кислота с данными веществами. Ненужные лепестки оторвем.

Расположите лепестки согласно свойствам кислот как электролитов: индикатор ––> металл ––> основный оксид ––> основание ––> соль.

III. Подведение итогов

– Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?

– Чтобы получить полный ответ, вы заполните, пожалуйста, листок учета знаний учащегося по теме «Электролитическая диссоциация».

Выставляются оценки за урок.

– На перемене приглашаю всех вас посетить наш «магазин» в корзинке и еще раз убедиться, что кислоты кислые на вкус.

Домашнее задание

  • Отработать тему в рабочей тетради на печатной основе.
  • Творческая работа по химическим свойствам кислот:
    • на «5» – составить задачу на избыток и недостаток;
    • на «4» – составить задачу на нахождение объема газа (н.у.);
    • на «3» – составить задачу на нахождение массы и количества вещества соли.

Приложение 1

Приложение 2