Урок по литературному чтению по УМК "Школа России". Тема: «Произведения А.Л. Барто». 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели :

  • Познакомить с творчеством А.Л.Барто и её произведениями.
  • Произведение “Помощница”: воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря, рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
  • Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, высказывать суждения о тех или иных нравственных качествах, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки, стремление помогать им во всём.

Оборудование: портреты писателей о поэтов; карточки с заданиями; мультимедийный проектор - презентация, таблицы для оформления доски.

Ход урока

1. Включение в учебную деятельность.

Все мы знаем- чтение лучшее учение.

На уроке почитаем, много нового узнаем.

2. Мотивация.

- Ребята, соедините начало и окончание каждой пословицы и прочитайте их.

С книгой жить - лучший друг.
Хорошая книга - тот много знает.
Кто много читает, век не тужить.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

3. Повторение пройденного материала.

Разгадывание кроссворда

- Назовите авторов этих произведений, тогда узнаете тему нашего урока. (Класс делится на 5 групп, каждой даётся по 1 отрывку, если не могут назвать произведение и автора, выбирают себе помощников с других групп или им помогает оставшийся часть класса.)

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг - и ухватился за хвост. (Виталий Валентинович Бианки “Первая охота”)

Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

- Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам! (Самуил Яковлевич Маршак “Угомон”)

- Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. (Михаил Михайлович Пришвин “Глоток молока”.)

Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей. (Лев Николаевич Толстой “Был у Пети и у Миши конь”.)

Замяукали котята:
“Надоело нам мяукать!
Мы хотим как поросята.
Хрюкать!” (Корней Иванович Чуковский “Путаница”.)

На доске:

  • Бианки
  • Маршак
  • Пришвин
  • Толстой
  • Чуковский

4. Постановка целей и определение темы урока.

Презентация “Игрушки”. (дети вместе с исполнителями со слайдов повторяют)

Учитель:

- Мы с вами прослушали стихотворения из цикла “Игрушки” для самых маленьких. Эти стихи вы знаете с самого раннего детства. Назовите автора этих стихов.

Дети: “Барто”

Учитель: “Кто догадался, какая тема урока?”

Дети: “Стихи Агния Львовны Барто.”

Учитель:

- Стихи А.Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.

5. Физминутка.

Вместе проговаривая стихи А.Л.Барто - делаем подходящие движения.

6. Работа по теме урока.

- О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?

- Кто может прочитать наизусть? (“Зайка”)

- Как понимаете выражение “весь до ниточки промок”?

- Почему зайка остался на скамейке один?

- Как относится девочка к своей игрушке?

- Можно ли её назвать хозяйкой?

(Словарь Ожегова: хозяин, хозяйка – человек, владеющий чем- нибудь.)

Учитель вкратце рассказывает о поэтессе, вывешивая на доску дополнительные фотографии.

Работа на макбуках. (работа в парах)

А Н М О И Ц О П Щ
9 6 3 2 7 8 4 1 5
                 

- Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.

- Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)

-Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).

- Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

Чтение стихотворения “Помощница” учителем.

Чтение стихотворения “Помощница” детьми.

Анализ стихотворения.

- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

- Подумайте, что привлекло Таню : настоящие дела или лёгкие занятия?

- Чем вы это можете доказать? (выборочное чтение)

- Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

- Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Почему?

- Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?

- Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём . Он называется ирония.

- Скажите, как автор относится к своей героине?

(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он не доволен её поведением, но он её любит.

- Каково ваше отношение к Тане?

(обобщение ответов детей)

- Что бы вы посоветовали Тане?

- Кто из вас заботится о своих родителях? Молодцы!

7. Рефлексия.

- Что узнали мы сегодня с вами нового?

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Какие выводы вы для себя сделали?....

- Урок был интересен?

26.11.2014