Внедрение разработок, направленных на развитие орфографической зоркости и орфографической грамотности на уроках русского языка в начальных классах

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: учить детей сначала слуховой зоркости – слуховому вниманию, а затем – зрительной зоркости – зрительному вниманию (слуховая и зрительная зоркости сливаются в одну – в орфографическую).

Задачи: повышение успеваемости, определение индивидуально-пространственных траекторий, с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника, с анализом их трудностей, с учетом методических причин, орфографических ошибок и определением эффективных приемов и методов в развитии орфографической зоркости, а также повышение мотивации учащихся и работоспособности в классе.

Проблема формирования орфографической грамотности учащихся по-прежнему является одной из самых актуальных в современной начальной школе. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты.

Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию учащихся, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства учеников становится любимым предметом.

Анализ административного тестирования по русскому языку учащихся 3 “А” класса проведенного 05.05.2014 года показал, что из 27 человека, выполнявших тестирование 17 человек выполнили работу на “4” и “5” - 67% качества.

Одним из эффективных приемов в усвоении орфограмм школьниками является раздаточный материал, используемый мною на уроках русского языка.

Раздаточный материал (карточки с тренировочно - творческими текстами, столбики слов, схемы слов, предложений). Каждая карточка содержит разный материал, объединенный одной орфограммой. Карточки раздаются группе детей одного ряда или варианта (от 5 до 15 карточек). Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка ее. Каждый ученик может получить карточку на любом этапе урока: в начале урока, по ходу урока, в конце урока. Характерно, что дети не стремятся подсмотреть у соседа, так как карточки с заданиями по содержанию разные.

1. Примерное содержание карточек по теме “Предложение”.

Карточка 1

1. Распространи предложение.

Девочка чистит.

________________________________

2. Допиши родственные слова.

Сад,_____________ ,______________ .

3. Разбери по составу.

Подкладка, домовой.

Карточка 2

1. Составь предложение по схеме

На, дует, тёплый, ветерок,улице

____________      ____________       ____________      ____________

2. Раздели слова на слоги

Деньки, собака, кусты, играй, пойте, мастер, стол.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Карточка 3

1. Выпиши пары слов.

Голодные птицы кружили около кормушки.

Птицы кружили

птицы (какие?)_______________________________

кружили (где?)( у чего?)_______________________

2. Раздели слова для переноса.

Ольга, коньки, кормушка, лейка, этажи, бельё

__________________________________________

Карточка 4

1. Выпиши пары слов.

Лесные жители укрываются на зиму в тёплые норки.

_____________________(какие?)_________________________

_____________________(когда?)_________________________

_____________________(куда?)___________________________

______________________(какие?)_________________________

2. Приведи примеры слов.

2. Работа при помощи мнемосистемы “связей”, которая заключается в следующем:

1) запоминание словарных слов происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;

2) объединенные в группу предметы имеют свой сюжет, должны в “оживать”, “двигаться”;

3) для лучшего запоминания использую схематические рисунки.

Приведу страничку словарика, где представлены тексты и для запоминания сами слова.

однажды

осина

орех

Однажды на осине вырос орех. (Буква о – широко раскрытые от удивления глаза.)

хорошо

быстро

весело

скоро

Как кататься на велосипеде? Хорошо, быстро, весело, скоро. (Буква о – колеса велосипеда.)

Для проверки знания словарных слов использую карточки (около 20 слов). На выполнение задания отвожу 1 минуту.

3. Памятка “Работа над ошибками”.

Цель: научить учащихся узнавать орфограмму и правильно объяснять встретившееся слово, привить школьникам орфографическую зоркость на уроках русского языка.

Пользоваться этой памяткой следует таким образом. Если ученик допустил в слове ошибку, учитель подчеркивает ее и на полях пишет номер орфограммы. Например: орфограмма № 2 (пропуск букв).

Ученик находит указанную орфограмму и работает согласно памятке. Спустя месяц – полтора номер орфограммы уже не подсказывается, а лишь подчеркивается ошибка. Ученики справляются с такой работой сами.

Литература.

1. Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. 1-4 класс. М., 2004 г.

2. Пасынок Ю.Ю. Словарная работа в 3 классе. М., 2005 г.

3. Ярославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе. М., 2004 г.

4. Ушакова О.Д. Пиши без ошибок. Орфографический словарик школьника. Издательство. “Литера”, 2010 г.

5. Ушакова О.Д. Словарные слова. Справочник школьника. Издательство. “Литера”, 2009 г.