Занятие по логоритмике «Осенний сон» в старшей группе детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


Предварительная работа: подготовка оркестра для исполнения музыкальной композиции “Осенний сон”, разучивание стихов М. Еремеевой “Постучалась осень”, “Осень, милая, шурши” “Топ, сапожки, шлеп, сапожки, беседа о признаках осени, рассматривание осенних листьев на прогулке.

Цель:

  • развитие чувства музыкального ритма и слухо-моторной координации;
  • тренировка двигательных и артикуляторных кинестезий;
  • формирование слуховой и двигательной памяти;
  • закрепление знаний о признаках осени;
  • развитие внимания и воображения.

Оборудование:

  • “чудо-дерево” с бумажными листьями берёзы, дуба, клёна, осины;
  • муз. инструменты для оркестра: металлофон, ксилофон, бубен, маракасы, колокольчики, треугольники;
  • костюмы Осени и Непогодушки для ведущих;
  • предметы для создания шумов: горох в миске, полая металлическая трубочка, сухие ветки, листы бумаги, деревянная палочка и деревянный предмет (стол);
  • фонограмма шума дождя.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный зал.

1-й ведущий. Входит в зал, читает стихотворение “СОН” В. Граубина

Сон.

Между летом и зимой
Всё впадает в сон.
Засыхает зверобой,
Опадает клён.
Дуб морозцем опалён,
Спать зверьки идут...

Люди этот самый сон
Осенью зовут.
Да.
Сентябрь,
Октябрь,
Ноябрь –
Настоящий сон:
В первых буквах этих слов
Зашифрован он.

2-й ведущий. Предлагает детям занять места в оркестре.

Ребята исполняют на музыкальных инструментах старинный вальс “Осенний сон” Арчибальда Джойса. Аккомпанирует музыкальный руководитель.

В зал входит Осень:

Осень:

Здравствуйте, мои друзья!
К вам пришла сегодня я.
Чем порадуете, что расскажете?
Что про осень милую мне покажете?

Какие изменения в природе происходят осенью? (ответы детей: меньше светит солнце, день становятся короче, ночь становится длиннее, деревья сбрасывают листву, трава засыхает, улетают птицы, готовятся к зиме звери)

Давайте вместе расскажем об этом.

Дети встают в круг и рассказывают стихотворение М. Еремеевой “Постучалась осень”, сопровождая движениями.

Стали дни короче
И длиннее ночи
Прячутся за тучу
Солнышка лучи.
Это значит снова
Постучалась осень!
И на юг торопятся
Улететь грачи.
Вот березка белая
В золотом платочке.
Сарафанчик желтый
Ивушке к лицу!
И плывут, как лодочки,
Осенью листочки
По холодным лужицам
К нашему крыльцу.
Присели, руки внизу.
Встали, руки вверх.
Ладонями закрывают глаза.
Поочередно левую и правую руку вверх.
Стучим кулаком правой руки о левую ладонь 3 раза.
Стучим кулаком левой руки о правую ладонь 3 раза.
Руки в стороны, ритмичные взмахи руками 2 раза.
Руки в стороны, ритмичные взмахи руками 2 раза.
Руки опускают вниз, проводя перед собой.
Руки поднимают к лицу, показывая “косыночку”.
Руки опускают вниз, проводя перед собой.
Руки поднимают к лицу, показывая “косыночку”.
Ладони сложить, пальцы вперёд, плавные движения рук с поворотом вправо, влево - “змейка”.
Правой рукой рисуют 2 круга - “лужица”.
Руки складывают перед грудью друг на друга.

Осень: Прекрасно, ребята! Вы рассказали стихотворение. А теперь

В лес волшебный на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам ребята не найти.

Осень подводит детей к дереву, рассматривают его.

Осень: Посмотрите, какое необычное дерево выросло. Что вы видите на нём? (на ветках листья дуба, клёна, берёзы, осины).

А чем оно необычно? (у него ветви от разных деревьев).

Осень предлагает детям подуть на дерево. Ребята выполняют дыхательное упражнение на длительный выдох “Ветерок” (вдох носом, длительный выдох через рот).

Осень в это время разбрасывает листья на пол.

Осень: Ребята, посмотрите, сколько осенних листьев нападало. Возьмите себе по листочку, посмотрите, с какого они дерева.

Осень спрашивает у каждого, какой у него листик. Дети отвечают полным ответом: у меня берёзовый лист, у меня осиновый лист, у меня липовый лист, у меня дубовый лист.

Осень переводит детей на “лесную полянку” в центре зала.

Осень: Давайте немного отдохнём. Присаживайтесь, ребята, на поляну.

Тихо-тихо осенью,
Всюду тишина.
Но её послушайте,
Звуками полна.

Чтобы лучше слышать, мы закроем глаза и попытаемся отгадать, что за звуки вокруг нас, что это может быть в осеннем лесу?

Осень создаёт шумовые эффекты разными предметами: Дети отгадывают, на что это похоже:
пересыпает горох в миске капли дождя
дует в широкий конец трубки шум ветра
ломает веточки треск сломанных веток
стучит палочкой по деревянному предмету стук дятла
шуршит листом бумаги. шуршание листьев.

Осень: Очень разнообразные звуки окружают нас в осеннем лесу. Сейчас мы продолжим путешествие по лесу. Скажите, какая бывает осень? (золотая, разноцветная, щедрая, богатая, красивая, тёплая)

Дети исполняют песню “Осень милая, шурши” слова и музыка М. Ефремовой, аккомпанируя на музыкальных инструментах.

Осень очень хороша,
Хороша, хороша!
Осень ходит не спеша.
Ходит не спеша.
Есть у осени наряд
Золотой, золотой!
Удивляет всех подряд
Осень красотой
2 глиссандо на металлофоне.
Бубен
Повтор 1 строчки
3 удара в треугольник
Повтор 1 строчки
Повтор 2 строчки
Глиссандо 2 раза на металлофоне.
треугольник

Слышится шум дождя.

Осень: Погода осенью не всегда радует тёплыми, ясными денёчками. Порой плачет небо, тоскует о лете. Одним словом – Непогодушка. Исполним песню с ритмичными движениями, чтоб согреться и не грустить.

Дети исполняют песню “Топ, сапожки, шлеп, сапожки” слова и музыка М. Еремеевой

Дождик скачет по дорожке
И по зонтику немножко!
Слышишь капель перезвон?
Это к нам стучится он!
Дождик капал и устал,
Дождик лужицами стал,
Как наденешь сапоги,
Так по лужицам беги!
Топ, сапожки,
Шлеп, сапожки,
Ты бежишь, и я бегу.
Топ, сапожки,
Шлеп сапожки.
Обогнать тебя могу!
Подскоки
Ритмичные удары по коленям
Хлопок вправо и влево
Ритмичные притопы. “он”- присели.
Хлопки “ бубен”. Присели.
Хлопки по полу руками. Встали.
Руки на поясе,2 “пружинки”
Кружение на дробном шаге.
Удар по коленям, нога на пятку
Притоп, нога на пятку.
Кружение на дробном шаге.
Повтор 5 – 7 строк.

Появляется Непогодушка.

Непогодушка: А вот и я! Мокроватенькая, сыроватенькая, Апчхи! Приятненькая. Заставлю я вас дома сидеть и скучать. Дождики вам пошлю, ветры напущу.

Ребёнок: Не получится, скорее мы тебя заставим веселиться. Давай с нами хоровод водить.

Исполняется “песня про Непогодицу” слова и музыка Е. Болдыревой.

Непогодушка: Порадовали вы меня. Развеселили своим весёлым хороводом. Я с вами тоже поиграть хочу. Попробуйте повторить мои слова так же, как я их произнесу.

Интонирование предложений по образцу.

Мне очень нравится осень.
Мне очень нравится осень!
Выделяем голосом первое слово.
Выделяем голосом последнее слово.

Мне очень нравится осень. Выделяем голосом второе слово.

Непогодушка: Отлично! Справились! Я вас всех благодарю за игру и прощаюсь с вами.

Осень:

Ну и мне пора прощаться,
В лес осенний возвращаться...
Ждут меня ещё дела.
До свиданья, детвора!

Непогодушка и осень прощаются с детьми, воспитатель под музыку выводит детей из зала.

Используемые материалы.

  1. Стихотворение “СОН” В. Граубина.
  2. “Песня про Непогодицу” слова и музыка Е. Болдыревой
  3. “Топ, сапожки, шлеп, сапожки” слова и музыка М. Еремеевой
  4. “Осень милая, шурши” слова и музыка М. Еремеевой
  5. “Постучалась осень” слова М. Еремеевой
  6. Старинный вальс “Осенний сон” муз. А. Джойса.