Конспект НОД по образовательной области «Познание» - ФЭМП. Тема:«Занимательная геометрия»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закреплять представления детей о геометрических фигурах.

Задачи.

Образовательные:

- учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры;

- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений {вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около);

- формировать коммуникативные навыки;

- совершенствовать умения и навыки продуктивной деятельности (аппликация).

Развивающие:

- развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме; развивать представление о том, как из одной формы сделать другую;

- продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми изображениями и тем, что дети видят в окружающей жизни (создавать изображение дома); закреплять умение выделять основные части; анализировать схему; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственного изображения;

- развивать связную речь;

- развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать дружеские отношения.

Материал и оборудование: шапки - маски “Геометрические фигуры”; схема домика (Приложение 1); на каждого ребенка: наборы фигур для аппликации (3 прямоугольника, 1 квадрат); лист цветной бумаги; ножницы, клей, салфетка, подкладка.

Ход занятия

1.

Тай, тай, налетай!
В нашу сказку попадай!
Всех принимаем!
Никого не обижаем!

Воспитатель:

- Садитесь удобно, слушайте внимательно, сказка начинается!

В одной сказочной стране жили - были необычные человечки. Хотите узнать, как их звали? Тогда отгадайте загадки.

Нет углов у меня,
 И похож на блюдце я,
 На медаль, на блинок,
 На осиновый листок.
 Вы подумайте, друзья,
 И скажите, кто же я?... ( круг )

 (Воспитатель надевает шапочку-маску “Круг” тому, кто угадал.)

 Три мои стороны
 Могут разной быть длины.
 Где стороны встречаются-
 Угол получается.

 Что же вышло? Посмотри!
 Ведь углов-то тоже три!
 На меня вы посмотрите,
 Моё имя назовите!... ( треугольник )

(Воспитатель надевает шапочку-маску “Треугольник” тому, кто угадал.)

 В ворота его не закатишь, как мяч,
 И он за тобою не пустится вскачь.
 Четыре угла и четыре сторонки,
 Похожие, точно родные сестрёнки,
 Фигура знакома для многих ребят.
 Его вы узнали? Ведь это ... (квадрат )

(Воспитатель надевает шапочку-маску “Квадрат” тому, кто угадал.)

Эти фигуры по городу мчат,
В садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
Что загадала? Ответьте, друзья!

(Воспитатель надевает шапочку-маску “Прямоугольник” тому, кто угадал.)

Однажды они встретились на полянке, но были грустные и молчаливые. Что случилось? Почему они не разговаривают, почему не играют? Просто они не знают друг друга. Им надо познакомиться, правильно? Представьтесь и расскажите о себе.

Дети по очереди называют себя и характерные черты фигуры, на что фигура похоже.

Выходит треугольник:

 - Здравствуй, друг! Я — треугольник. У меня 3 стороны и 3 угла. Я похож на ... (перечисляет предметы). Рад с вами познакомиться!

Выходит квадрат:

 - А я — квадрат, у меня 4 угла, я похож на ... (перечисляет предметы). Рад с вами познакомиться!

Выходит круг:

 - А я — круг, у меня нет ни одного угла, я могу катиться, я похож на ... (перечисляет предметы). Рад с вами познакомиться!

Выходит прямоугольник:

 - Здравствуйте, друзья! Меня зовут прямоугольник, у меня 4 угла, 4 стороны, они не все одинаковые, я похож на ... (перечисляет предметы). Рад с вами познакомиться!

Берутся за руки, приглашают других детей, говорят слова:

В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья!
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево.
В центр круга соберемся,
А потом назад вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять игру начнем!

Так и познакомились веселые человечки, стали друзьями! Только домика у них не было, поможем им, ребята?!

 2.Аппликация “Дом”.

Проводится анализ схемы (прямоугольник – стены дома, большой треугольник – крыша, круг – окно, 6 маленьких треугольников – забор (2 - слева, 3 – справа, 1 – на домике), материалов для аппликации (3 прямоугольника, 1 квадрат)

Воспитатель:

- Можно ли из данных фигур сделать предложенный дом? (Нет).

- Можем ли преобразовать фигуры? (Да).

Дети рассказывают последовательность преображения прямоугольника: сложить пополам, разрезать, получим 2 квадрата; квадрат сложить по диагонали, разрезать, получим 2 треугольника; у квадрата срежем уголки, получим квадрат.

Дети преобразовывают фигуры, выкладывают изображение на листе, наклеивают.

3. Итог.

Воспитатель приглашает фигуры посмотреть на домики, рассказать понравились они, как будут жить друзья?