Применение круговой тренировки в процессе развития двигательных способностей старшеклассников (9–11-й классы)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Классы: 9, 10, 11


Современный урок в школе должен быть организован таким образом, чтобы он мог максимально отвечать запросам нашего общества в вопросах разносторонней подготовки учащихся. В противном случае он становится бесполезным.

Следовательно, подготовка школьников к практической жизни средствами физического воспитания приобретает важную значимость. Актуальным в этой связи становится вопрос о том, как общая физическая подготовка должна обеспечивать разностороннее физическое развитие на основе комплексного использования разнообразных средств и методов на уроке физической культуры [3, с. 11].

Чтобы сделать процесс обучения оптимальным, учителю необходимо решить несколько проблем: как заинтересовать ребёнка, создать условия для его успешности на уроке, найти эффективные способы организации учебной деятельности, повысить моторную плотность урока. В своей практической деятельности для решения большинства вышеперечисленных проблем мною используется круговая тренировка, разрабатываются специальные комплексы упражнений, развивающих в совокупности разные физические качества учащихся: быстроту, выносливость, силу, гибкость, ловкость.

Начиная с 4-го класса целесообразно применение круговой тренировки, направленной на воспитание у учащихся комплекса физических качеств с акцентом на те, которые важны для учеников данных классов. В 4-5 классах – координационные и скоростные качества; в 6-7 классах – скоростно-силовые качества и общая выносливость; в 9-11 классах – высокий уровень развития всех качеств, особенно скоростной и силовой выносливости.

Сущность метода круговой тренировки

В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода:

1. Непрерывно – поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода – постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15-20 секунд) и увеличивается продолжительность отдыха (30-40 секунд). Метод этот содействует комплексному развитию двигательных качеств.

2. Поточно – интервальный, который базируется на 20-40 секундном выполнении простых по технике упражнений на каждой станции с минимальным отдыхом. Цель его – сокращение контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно – сосудистую системы.

3. Интенсивно – интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Мощность его заданий составляет 75% от максимальной и достигается за счёт увеличения интенсивности и сокращения времени работы (до 10-20 сек.) Цель его -сокращение времени работы при её стандартном объёме и сохранении временных параметров отдыха (40-90 сек.). Подобный режим развивает максимальную и взрывную силу. Интервалы отдыха 30-40 сек. обеспечивают прирост результатов в упражнениях скоростной и силовой выносливости [2, с. 3-5].

В практическом аспекте организация работы класса на 8-10 станциях требует значительного количества нестандартного оборудования и инвентаря. На уроках физкультуры, особенно по теме “Гимнастика“, использую максимальное количество разнообразного инвентаря и нестандартного оборудования. Упражнения комплексов круговой тренировки обязательно увязываю с материалом урока и учебной темой.

Основная задача использования методов круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому в комплексы круговой тренировки входят физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела программы. Например, если программа второй четверти включает элементы гимнастики, то и в комплексах будут присутствовать такие упражнения как кувырок вперед, назад, опорный прыжок через козла, прохождение гимнастического бревна, лазание по канату и т. д. В результате выполнения данные комплексы способствуют совершенствованию умений и навыков, входящих в учебный материал. Обязательное условие – предварительное изучение упражнений всеми учащимися.

При разработке комплексов круговой тренировки, выделяю следующие перспективные цели:

  • формирование двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения;
  • проведение глубокого анализа намеченных упражнений, связь их с программой и с конкретным учебным материалом, учёт наличия спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе;
  • знакомство учащихся с методикой организации и проведения круговой тренировки, вначале без учёта количества выполняемых упражнений, затем с определением максимального теста (МТ) и индивидуальной нагрузки.

При выполнении индивидуального “ МТ “ каждое упражнение учащиеся выполняют в течение обусловленного времени (30 – 40 секунд, отдыхают 30 – 40 секунд), стараясь проделать его максимальное количество раз. После определения “МТ” для каждого устанавливаются индивидуальные нагрузки: ?”МТ”, ?”МТ” в зависимости от подготовленности. Весь комплекс (один круг) выполняют за строго определённое время, каждое упражнение учащиеся повторяют в индивидуальной нагрузке (установленное число раз). По мере приспособления к дозируемой нагрузке число повторений возрастает: 1/2:”МТ”+1, ?”МТ”+2 и т. д. При длительном выполнении комплексов увеличиваем и количество кругов прохождения всех станций: например, (?”МТ”+2)*2, что означает к максимальному количеству повторений нужно прибавить ещё два повторения и сумму разделить пополам, комплекс упражнений повторить дважды.

Комплекс круговой тренировки должен вписываться в основную часть урока и в зависимости от его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя её, мы добиваемся большей степени физического воздействия на занимающихся, что связано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся. Однако не на каждом уроке эта цель является основной, так как обучение новым упражнениям должно происходить в оптимальных условиях, когда организм учащихся не подготовлен к предстоящей работе, то применять при этом круговую тренировку нецелесообразно, поскольку это противоречит образовательным задачам. Другое дело, когда обучение новым двигательным действиям невозможно из-за низкого уровня физической подготовленности учащихся. Тогда развитие специфических двигательных качеств методом круговой тренировки выдвигается на первый план, а обучение временно отходит на второй, чтобы затем можно было вернуться к обучению на качественно более высоком уровне физической подготовленности занимающихся. Такие уроки носят характер общефизической и специальной подготовки, они могут предшествовать обучению тому или иному программному материалу. Во вводной части урока круговая тренировка не применяется, так как задачи её – функционально подготовить организм к предстоящей работе и, таким образом, создать оптимальные условия всем системам организма для более сложной и интенсивной работы, предстоящей в основной части урока [1, с. 2].

Объём работы и отдыха на “станции” при выполнении определяется с учётом возрастных и половых особенностей учащихся, соблюдается определённая последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции на другую, а также интервал между кругами при повторении комплекса.

К урокам подготавливаю станционные плакаты с текстовой и графической информацией, а станционные задания размечаю на белом картоне, в верхней части помечая порядковый номер станции. После получения задания ученикам, разрешаются пробные подходы и попытки.

Немаловажное значение имеет подготовка мест проведения занятий. Снаряды и “станции” в зале располагаются по возможности по кругу. Для более чёткой организации занятий, на мой взгляд целесообразно разметить номера “станций” и направление переходов мелом на полу или, ещё лучше, поставить возле каждой “станции” специальную картонную карточку с номером, графическим изображением и формулой упражнения.

Упражнения подбираются в зависимости от задач тренировки. Желательно, чтобы в комплексе, направленном на всестороннее развитие организма, было не более 10 – 12 упражнений, а в комплексах, имеющих специализированные задачи, - не более 6 – 8.

Вот один из примеров круговой тренировки, применяемой на уроках физической культуры. После разминки общеразвивающего характера учащиеся занимают место возле “своего” снаряда и по сигналу выполняют заранее заданное упражнение. Темп движений может быть различным, обычно от среднего (35 – 45 движений в минуту) до максимального. Упражнение продолжается строго ограниченное время (как правило, 30 – 60 секунд) и заканчивается по сигналу руководителя. Затем во время 15 – 30 секундного отдыха занимающиеся по кругу переходят к очередному снаряду. Вновь, следует свисток и занимающиеся, выполняют упражнения уже со следующим снарядом. Никаких команд, никаких пояснений, никаких ненужных пауз. Один свисток – начало упражнения, два свистка – конец. И так в течение 30 – 40 минут. Упражнения следует очень хорошо изучить. Учащийся должен знать, как называется каждое из них, и понимать условные графические обозначения на карточках.

Другой вариант “круговой тренировки” – “непрерывная циркуляция”. В этой разновидности нет пауз между упражнениями. Упражнения выполняются двумя способами. Вариант А. Занимающиеся проходят один или несколько “кругов”, не ограничивая общее время, затрачиваемое на “круг”. При этом нагрузка в каждом упражнении сравнительно невелика – МП: 2 (МП – максимум повторений) или даже

МП: 4. Её можно последовательно повышать за счёт увеличения числа повторений (например, с МП: 2 до (МП+2): 2) или за счёт увеличения применяемых отягощений.

Вариант Б. Учащиеся проходят 1 – 3 “круга” с ограничением и фиксацией времени. Из опыта работы видно, что старшеклассники не укладываются в норму времени, затем, по мере возрастания тренированности, норма выполняется. После этого проводится повторный тест на МП и вновь задаётся общее время круга, но уже с новыми значениями МП для каждого упражнения.

В этом случае повышать нагрузку можно несколькими путями:

- уменьшая общее время прохождения круга на каждом занятии на 30 – 60 секунд;

- оставляя неизменным общее время, но увеличивая число повторений каждого упражнения;

- оставляя без изменений общее время и число повторений, но увеличивая число упражнений.

“Непрерывная циркуляция” направлена, прежде всего, на воспитание общей и силовой выносливости. Этот вариант тренировки рекомендуется применять на занятиях со старшеклассниками, а также с начинающими спортсменами, так как этот вид занятий требует от занимающихся большей выкладки и терпения [1, с. 4 – 10].

Надо отметить, что выбор того или иного варианта тренировки всецело зависит от уровня подготовленности учащихся, от оснащения спортивного зала и, во многом, от мастерства самого преподавателя, главной задачей которого является построение учебного процесса.

В последнее время при организации уроков физической культуры я включаю в станционное задание упражнения с увеличивающейся степенью сложности (от 1 к 3), объединённых в блок трёхступенчатого задания. По мере освоения этих упражнений учащиеся переходят от простого варианта к более сложному, не увеличивая количества повторений. Кроме того, основанием для повышения нагрузки в таком стандартном задании будут выбор более сложного способа выполнения данного упражнения, использование дополнительного веса и увеличения нагрузки, увеличение амплитуды, расстояния и скорости движения. По мере освоения программы первого варианта упражнений, учащиеся 9 – 11 классов могут переходить к более сложному варианту выполнения упражнений на станции. Такой подход даёт возможность идти по пути, как увеличения объёма, так и повышения нагрузки за счёт перехода от одной ступеньки к другой, более сложной по степени трудоёмкости выполнения упражнения в комплексе круговой тренировки. Таким образом, при удачно подобранном комплексе нет необходимости на уроках физической культуры каждый раз перестраиваться в организационном плане при смене различных классов по возрасту или полу, что экономит, в конечном счёте, рабочее время.

Вот модель станционного задания, в состав которого входит не одно, а несколько упражнений, близких по содержанию, но отличающихся по сложности за счёт различных вариантов выполнения:

1. Для развития силы. И.п. – 1) Стойка ноги врозь, руки внизу, удерживают диск от штанги (10 – 15 кг), сгибание и разгибание рук в локтевых суставах; 2) То же, но с грифом от штанги ( 20 кг ); 3) То же, но со штангой (масса 25 – 30 кг).

2. Для развития быстроты движений. И. п. – 1) Высокий старт, челночный бег с ускорением на отрезке 10 м., 3 – 4 раза. 2) То же, но повторить 4 – 5 раз на отрезке 15 м. 3) Тоже, но повторить 5 – 6 раз на отрезке 20 м.

3. Для скоростно–силовой подготовки. И. п. – 1) стоя на расстоянии 5 м от гимнастического козла (высота 80 см) – с разбега наскок в упор присев. 2) То же, но опорный прыжок, ноги врозь. 3) Тоже, но опорный прыжок, согнув ноги.

4. Для развития координации, ловкости. И. п. – 1) Стойка – ноги врозь, в руках баскетбольный мяч, вращение мяча вокруг тулов ища в правую и левую стороны. 2) То же, продвигаясь вперёд и назад. 3) Тоже, но вращая мяч вокруг туловища и под поднятой ногой, продвигаясь вперёд и назад.

5. Для развития гибкости. И. п. – вис, стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись за ручку над головой. Отведение туловища вперёд с прогибанием в грудном отделе позвоночника.

6. Для развития выносливости. И. п. – 1) лёжа на спине, хват сверху руками за низко висящую пристенную перекладину. Сгибание и разгибание рук в висе лёжа, касаясь перекладины подбородком. 2) То же, но из виса стоя. 3) То же, но из виса.

Итак, круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Она не сводится к какому – либо одному способу выполнения упражнений. Круговая тренировка включает в себя строго регламентированные упражнения с избирательным и общим воздействием на организм учащихся. Она органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает учителю выполнять учебную программу. Необходимо также отметить эффективность комплексного развития двигательных качеств на уроках физической культуры в тесной связи с формированием двигательных умений и навыков, предусмотренных учебной программой. Планомерное использование в основной части урока круговой тренировки, организованной таким образом, чтобы создать выгодный режим для повышения аэробных возможностей организма, даёт наибольший эффект, который проявляется в более качественной физической подготовке учащихся старших классов.

Список литературы

1. Гуревич М.А. Физические упражнения для моделирования круговой тренировки [Текст]: учебно-методическое пособие / М. А. Гуревич – Минск. Полымя, 1984. – (С. 2 – 40)

2. Романенко В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой [ Текст ] : учебное пособие / В. А. Романенко, В. А. Максимович. – М “Физкультура и спорт”, 1986. – (С.3 – 10, 108 – 110).

3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [ Текст ] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 6-е изд., стер. – М., Издательский центр “Академия”, 2008. – (С. 10-20).

4. Романенко В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой [Текст] : учебное пособие / В.А. Романенко, В. А. Максимович. – М “Физкультура и спорт”, 1986. – (С.3 – 10, 108 – 110).