Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность. Известно, что в процессе развития ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не меняется, её необходимо развивать.
В последние годы всё больше времени дети проводят у телевизора, за компьютером,  меньше общаются со взрослыми и друг с другом, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. Поэтому работа, направленная на развитие социально-эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной. 

Самый верный путь к эмоциональным струнам души ребёнка –  это театрализованная игра. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу. Познаёт радость, связанную с преодолением трудности общения, неуверенности в себе. Для себя я отметила, что важнейшим в театрализованных играх является процесс творческих переживаний, а не конечный результат. Необходимо стремиться, чтобы  сохранялась непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Театрализованная игра   нисколько не пострадает, если ребёнок неточно произнесёт реплику, выполнит движение неудачно, с точки зрения взрослого. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Осуществляя работу по развитию  социально-эмоциональной сферы средствами театра, мною  параллельно решались задачи образовательной области «социально-коммуникативное развитие», направленные на формирование социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, а также образовательной области «художественно-эстетическое развитие» по стимулированию в детях сопереживания персонажам художественных произведений.

Планирование.  На первом этапе своей работы я определила цели и задачи:

–  развивать социальный и  эмоциональный потенциал ребенка;
–  формировать умение детей эмоционально и активно воспринимать сказку,   представлять образы персонажей;
– воспитывать умение сопереживать героям произведения;
– развивать умение детей выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах;
– развивать творческую инициативу;
– побуждать детей вступать в диалог друг с другом.

Чтобы обеспечить планомерность и систему работы, мною был составлен перспективный план по организации театрализованной деятельности во второй младшей группе, в основу которого легли  девять сказок: «Колобок», «Репка», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Снегурушка и лиса», «У страха глаза велики», «Лиса и заяц», «Теремок», «Три медведя»,  отобранные в соответствии с содержанием  Основной общеобразовательной программы, реализуемой в МБДОУ. На каждый месяц по конкретной сказке были определены цели, продумана взаимосвязь с другими видами деятельности, подобраны материалы, игры, намечена работа с родителями.

Например, октябрь –  сказка «Репка».

Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки, следить за развитием действия. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Развивать умение понимать сказку на основе построения наглядной модели. Воспитывать интонационную выразительность речи.

Материалы: фланелеграф; фигурки персонажей; изображение дома, огорода; лист бумаги с нарисованными кружочками; карандаш; пальчиковый театр.

Связь с другими видами деятельности:

  • знакомство с огородом;
  • лепка «Овощи»;
  • рисование «Помидорки в банке»;
  • аппликация «Овощи на тарелке»;
  • конструирование «Заборчик вокруг огорода»;
  • знакомство с русской избой;
  • продолжать знакомство с домашними животными;
  • вечер загадок об овощах.

Игры:

  • дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
  • дидактическая игра «Узнай овощ по описанию»;
  • сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей»;
  • игра «Посади овощи на огороде»;
  • игра «Отвезем овощи»;
  • этюды на выражение основных эмоций: «Киска», «Мышка, мышка,  что не спишь?».

Работа с родителями:

– привлекать детей к посильной помощи на огороде при сборе урожая овощей;
– консультация «Овощи – полезные продукты»;
– подобрать и выучить загадки об овощах;
– вместе с детьми приготовить блюдо из овощей;
– конкурс по изготовлению разных видов театров.

В планы-конспекты НОД по ознакомлению с художественной литературой мною включались элементы театрализованной деятельности. Например, при ознакомлении детей со сказкой «Репка» я использовала фланелеграф, с помощью которого показывала сказку детям.

Дети активно участвовали в рассказывании, помогали тянуть репку. После беседы я предложила желающим  поиграть в сказку. Раздала персонажи пальчикового театра. Дети с удовольствием повторили сказку. В процессе игры обращала внимание детей на интонацию, с которой говорят персонажи.

Чтобы детям полнее понять образ сказочного героя, я использовала иллюстрации разных художников к одинаковым сказкам. Например, знакомясь со сказкой «Репка» дети рассматривали иллюстрации разных изданий:

– Издательство «Фламинго» М. – художник В. А. Жигарев.
– Издательский дом «Проф-Пресс» (Ростов-на-Дону) – художник И. Егорова.
– Издательский дом «Детский мир» М. – художник С. Михайлов.
– ООО «Линг» М. – художник Т. Андреева.

Развивающая предметно-пространственная среда. Чтобы развивать театрализованную деятельность, необходимо продумать оснащение центра театрализованной игры. Театр должен быть ярким, привлекать внимание детей, вызывать желание действовать с образами сказочных героев. За помощью я обратилась к родителям. В октябре был объявлен конкурс по изготовлению разных видов театра.  Хочется отметить энтузиазм родителей, с которым они  взялись за создание театров по  сказкам, обозначенным в моем перспективном плане. Подводя итоги конкурса, была организована выставка в центре театрализованной игры, которую представляли следующие виды театров:

Настольный кукольный театр на горизонтальной плоскости

– театр деревянных фигур
– театр силуэтных фигур
– театр картинок
– пальчиковый театр
– конусный театр
– театр на кубиках
– бутылочковый театр

Настольный театр на вертикальной плоскости

– театр на фланелеграфе
– театр на палочках
– театр на магнитах

Кукольный театр с использованием ширмы

– пальчиковый театр
– театр би-ба-бо
– театр на палочках.

В целях пропаганды профессиональных достижений среди родителей и педагогического   сообщества я изготовила буклет о видах кукольного театра. (Приложение 1)

Работа с родителями. В течение года  были подготовлены информационные листы для родителей по организации семейного театра: «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье»; «Домашний театр своими руками»; «Совместная театрализованная деятельность с ребенком дома». На сайте МБДОУ была размещена консультация для родителей «Как знакомить малышей со сказкой».   На детском утреннике «Мамин праздник» была представлена драматизация сказки «У страха глаза велики»сучастием родителей и детей. Премьера сказки прошла с большим успехом. Силами родителей были пошиты костюмы для сказочных персонажей. Совместно с детьми изготовлены декорации.

Методика работы с детьми. Важное место в построении совместной образовательной деятельности с детьми занимали следующие формы и методы работы.

1. Театрализованные этюдыдля передачи эмоциональных состояний (Приложение 2); 
2. Голосовые и дыхательные упражнения  (дети вместе с Машенькой, которая заблудилась в лесу, зовут на помощь: «Ау! Ау! Ау!»; помогают остудить колобка, дуют на него);
3. Задания на развитие общей моторики(помогаем бабушке месить тесто для колобка; тянуть репку);
4. Игры и задания на развитие внимания и мышления(отгадывают загадки о героях сказок);
5. Элементы психогимнастики (изображают хитрую лису, неуклюжего медведя, храброго петушка, злого волка, испугавшегося зайчика и т. д.).

В процессе игры с куклами детям предоставлялась возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В начале своей работы я заметила, что дети 2,5-3 лет в силу своего возраста предпочтение отдают  режиссерским играм, к которым отчасти можно отнести и настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена.

Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Во второй половине года дети стали активнее принимать участие в играх-драматизациях, используя куклы би-ба-бо и персонажи пальчикового театра. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы малышей. И крохотные потешки, и большие сказки вызывают эмоциональный отклик ребенка, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждает давать эмоциональную оценку словам и действиям героев.  Для этого были подобраны сюжеты сказок, потешек и песенок, которые дети с большим  желанием   инсценировали и разыгрывали.

Результаты работы. Дети! Они все разные! Одни – шумные, демонстративные, другие – зажатые, закомплексованные. А театрализованные игры учат одного сдерживать эмоциональные проявления, другого проявлять эмоциональный отклик, т. е. адекватно реагировать в той или иной ситуации. Моя работа помогла робким детям преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, стать более раскрепощенными, активными в общении друг с другом, разговорчивее со взрослыми. Кроме этого, у всех малышей, без исключения, появилось желание играть в театрализованные игры, показывать сказки друг другу.

Как итог, данный педагогический опыт работы был представлен на заседании круглого  стола, одобрен и рекомендован для использования в работе другим педагогам МБДОУ. В дальнейшем я намерена продолжать начатую работу, так как уверена, что театрализованные игры знакомят малышей с миром прекрасного, расширяют представления об окружающем, побуждают к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и воображение,  способствуют развитию положительных эмоций.