Параллельное соединение проводников. 8-й класс

Разделы: Физика


Тип урока – урок изучения нового материала

Деятельностная цель – формирование способности учащихся к выдвижению гипотезы и её обоснование.

Образовательная цель – научиться распознавать параллельное соединение и познакомиться с законами параллельного соединения.

Формирование УУД:

Регулятивные действия – планирование результата, целеполагания, прогнозирование конечного результата, рефлексия своих действий.
Познавательные действия – постановка и решение проблемы,  развитие навыков работы с лабораторным оборудованием, практического применения полученных знаний.
Личностные действия – смыслообразование, самоопределение.
Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли при диалоге, разрешение конфликтов.

Основное содержание урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия обучающихся

УУД

Организационный момент (2 мин) Проверяет готовность детей к уроку, отмечает отсутствующих, уточняет домашнее задание. Раздаются листки с таблицами, они вклеиваются в тетрадь. В начале урока проверяют готовность к уроку  и показывают наличие домашнего задания Самоорганизация, анализ своих действий при подготовке к уроку.
Актуализация знаний (4 мин) В начале урока вспоминаем правила построения схем (задания типа «Исправь ошибку»).  Учитель ставит деятельностную цель (выдвижение гипотезы и её подтверждение). Называем синонимы слову «гипотеза», называем слова, с которых может начинаться гипотеза.
После того, как выяснили, что такое гипотеза и где с этим понятием дети уже встречались, учитель формулирует предварительные  выводы о степени владения этим умением (владение на бытовом уровне). Приводим пример. Я формулирую гипотезу «Ежедневно в своей жизни вы выдвигаете гипотезы». Дети обосновывают её с помощью примеров и делают вывод о правильности. На уроке для обоснования гипотезы мы будем использовать эксперимент.
Фронтальная работа. Первый ответивший получает + за работу на этом этапе. Эти + заносятся в таблицу оценивания.
Предложить детям назвать слова с которых могут начинаться гипотезы (может быть, допустим, возможно, что если). Спросить у детей, где последний раз они выдвигали гипотезу на уроках и в жизни.
правильно выражать свои мысли, нахождение закономерностей между понятиями, выстраивание логических взаимосвязей.
Постановка учебной задачи  (5 мин) Формулировка темы урока одновременно является тренировкой для формирования данного ууд. При этом ученики заполняют таблицу: гипотеза — обоснование (опровержение) — вывод.
Отмечаются активные ученики.
Дети по предложенному проблемному вопросу (Как нужно соединить потребители в квартире, чтобы можно было пользоваться каждым прибором в отдельности?)  высказывают гипотезы.   Выслушать различные гипотезы и их обоснование. Все вместе выбираем правильную, делаем вывод. Затем формулируем тему урока: «Параллельное соединение». Умение высказывать гипотезу, анализ этих гипотез с точки зрения их адекватности.
«Открытие нового знания» (20 мин) Попробуем теперь, выдвигая гипотезы, сформулировать основные закономерности параллельного соединения.
Сначала дети выдвигают гипотезу о силе тока. Слушаем все возможные гипотезы. Обосновывают её теоретически (в ветках цепи количество электронов, проходящих через поперечное сечение меньше чем в общей цепи) и подтверждают экспериментально, собирая цепь по заранее нарисованным на доске схемам, записывают показания в таблицу. Делают вывод. Слушаем все возможные выводы. Анализируем, что помогло правильно сформулировать гипотезу. Затем выдвигаем гипотезу о напряжении. Аналогично её прорабатываем.
Отмечаются активные ученики.
Дома дети выдвигают гипотезу о сопротивлении, но подтверждают её не экспериментально, а теоретически (по аналогии с последовательным соединением).
Дети самостоятельно путем выдвижения гипотезы, приходят к закону распределения силы тока при параллельном подключении.
В тетрадях заполняется таблица: гипотеза — обоснование — вывод.
Путем выдвижения гипотез, дети формулируют законы для напряжения и сопротивления (дома)
Рефлексия своих действий, выстраивание логических взаимосвязей, выдвижение гипотезы и её обоснование.
Закрепление (7 мин) В качестве повторения по содержанию, выполняют задания по отысканию на схеме параллельного соединения.
Учитель подводит итоги об успешности/неуспешности достижения поставленных целей (получалось ли формулировать гипотезу правильно и почему).
Самостоятельно делают свой вариант, потом обмениваются тетрадями и проверяют соседа. Затем проверяют по ответам на доске. Закрепление  изученных понятий, взаимооценка, самооценка
Заключительный этап (2 мин) Объявляются оценки, задается домашнее задание. Записывают домашнее задание. Анализ деятельности, самоанализ.

Заранее, перед уроком раздаются листки с выполненными лабораторными работами и готовыми результатами, оборудование, таблицы для записи гипотез. На доске нарисованы схемы параллельного соединения.

Приложение 1

Используемая литература:
Физика. 8 класс. А.В. Перышкин. М.: Дрофа, 2011.
Сборник задач по физике. 7-9 классы. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. М.: Просвещение, 2012.

18.11.2014