Путешествие в Древнюю Русь (сценарий)

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель:

  • Вызвать интерес к углубленному изучению отечественной культуры;
  • Повторить ранее изученный материал по архитектуре Древней Руси.

Задачи:

  • Научить понимать преемственность традиций в развитии архитектуры: Киев — Владимир — Москва;
  • Воссоздать образ человека Средневековой Руси через игровую ситуацию.

Приложение 1 Музыкальный материал

  1. «Рассвет на Москва-реке». М. П. Мусоргский.
  2. «Богатырские ворота». М. П. Мусоргский. Из цикла «Картинки с выставки».
  3. «Прогулка».  М. П. Мусоргский. Из цикла «Картинки с выставки».

Приложение 2

  1. Московский Кремль времен Иоанна III. А. М. Васнецов
  2. Золотые ворота во Владимире.
  3. Успенский собор во Владимире.
  4. Икона Владимирской Богоматери.
  5. Дмитриевский собор во Владимире.
  6. Фрагменты каменной резьбы Дмитриевского собора.
  7. Церковь Покрова не реке Нерль.
  8. Успенский собор Московского Кремля.
  9. Внутренний вид Успенского собора в Москве.

Развитие личности учащихся в процессе работы над театральной постановкой:

  • освоение элементов актерского мастерства;
  • формирование навыков конструктивного общения;
  • преодоление боязни публичного выступления;
  • раскрепощение перед аудиторией;
  • формирование «чувства локтя» и взаимопомощи;

Действие I (в палатах Иоанна III)

Картина 1.

Приложение 1 №1 «Рассвет на Москва-реке» М. П. Мусоргский
Приложение 2 №1. Московский Кремль времён Иоанна III. А. М. Васнецов

Выходят два боярина

Боярин 1:
Горе-то, горе какое...
Государь наш еще и с заутрени не вернулся, а тут вести такие.
Боярин 2:
Да-а... Кабы не попасть под горячую руку ненароком.
Боярин 1: (крестится на икону) Господи! За что напасти такие шлешь?
Боярин 2: Чу, шаги заслышались...
Боярин 1: (крестится) Ну, Господи, не оставляй раба твоего, Петра.
Входит Государь, Иоанн III (бояре кланяются ему)
Бояре: Доброго здоровья! Да хранит Вас Господь, Великий княже.
Иоанн III: Ох и хорошо на заутрене. Благодать... Здорово и вам, бояре. Что так рано пожаловали? Ну, сказывайте, что нового на земле русской деется?
Да, смотрите, все без утайки. (Бояре молчат, мнутся, переглядываются...)
Иоанн III:  Чего мнетесь, бояре? Аль приключилось что, аль беда какая? Сказывайте, чем наш люд православный печалится?
Боярин 1:  Ох, батюшка, по грехам нашим посылает Господь наказание.
Иоанн III:  Да говори же!
Боярин 2:  Давеча на Москве трясун случился...
Иоанн III:  (Крестится) Спасе, помилуй нас, грешных.
Боярин 2:  … да и рухнул Успенский собор...
Иоанн III:  Как так рухнул? Как так рухнул!? (в гневе) Что ж это на земле русской перевелись уж умельцы да мастера спорые!? Коли у нас храмы Божии будут рушиться на радость врагам нашим, как же устоит государство целое?

Картина 2

Входит Княгиня (Софья Палеолог)

Бояре: (кланяются) Почтение, матушка, великое.
Княгиня:  И вам, бояре (кланяется государю)
Соколик мой ясный, что тут у вас за крики спозаранку приключились?
Чем опечален, Государь наш, что за кручина тебя снедает?
Иоанн III: (В отчаянии) Нет, нет на земле русской более величия, нет мастеров спорых, нет голов разумных...(хватается за голову)
Боярин 1: (обращается к княгине) Вчера, числа 20, месяца мая, лета 1474 от Рождества Христова трясуном храм Успения разрушился...
Княгиня:  Да он же почти до куполов уж был возведен...(воскликнула княгиня)
Иоанн III: (Тихо) Казню всех. (Смотрит на бояр, гневно) Всех казню!!!
Княгиня: (Мягко) Да, беда большая. Но не будем сетовать, да на бояр да зодчих гневаться. Надобно сначала Богу помолиться, да с людьми знающими сговориться. Государь наш, поручи псковским мастерам во всем разобраться, о причине дознаться. А пока, батюшка, вели отроков наших позвать, проверим, исправно ли учатся, да как науки почитают.
Иоанн III: (Вздыхает) И то правда, матушка. (Боярам) Позвать отроков!

Картина 3

Входят отроки, делают земной поклон.

Боярин 1: Вот, Государь-батюшка, отроки, они у летописца обучаются.
Иоанн III: Вот и проверим. Поспрашивайте-ка, бояре да матушка княгиня, что в каком годе на Москве происходило?
Княгиня: А скажите, отроки, когда впервые о Москве в летописи прописали?
Отрок 1: Впервые про нашу Москву в летописях прописали в 1147 годе.
Боярин 1: А чем славен 1156 год?
Отрок 2: В этом годе, при князе Юрии Долгоруком, были возведены первые деревянные городские укрепления.
Боярин 2: Так-так, хорошо. А что произошло в 1237 годе?
Отрок 3: В этом годе большая печаль случилась. Батый сжег Москву и захватил в плен князя Владимира Юрьевича.
Иоанн III: Да-а, тяжелые были времена.
Боярин 1: Однако, Москва быстро отстроилась заново.
(Отрокам) Ну, теперь, следующий ответь нам, а когда белокаменные соборы соборы появились на Москве?
Отрок 4: При Иване-Калите, Государь. В первой половине 14 века были построены четыре белокаменных собора: Успенский, Архангельский, … Архангельский...(не может вспомнить, оглядывается на отроков, один из отроков подсказывает)...
(продолжает говорить неуверенно) Иоанна Лествичника и Спаса на Бору.
Иоанн III: Тогда же, отроки, соорудили и дубовый Кремль — в 1339 годе. А ты, отрок, учись лучше, а то велю розгами отходить.
Княгиня: Батюшка, спроси вон того отрока, (показывает на отрока, тянущего руку) ишь как руку тянет.
Иоанн III: Говори, отрок.
Отрок 5: Хочу сказать, Государь, что в 1367 годе, Дмитрий Донской построил белокаменный Кремль, взамен деревянного.
Иоанн III: Молодец, отрок! Любо-дорого смотреть. Учитесь и далее исправно.
(Отроки кланяются и уходят)
(Иоанн самому себе) Да, когда-то был белокаменным, а стал весь в деревянных заплатках.(Боярину) Ну что, Петре, что, псковские зодчие разобрались от чего рухнул собор?
Боярин 2: Так мастер уж давно дожидается.

Картина 4

Входит псковский мастер, кланяется.

Мастер: Почтение вам, Государь-батюшка, и вам, славная государыня-матушка и вам бояре.
Позвольте с докладом Вам (разворачивает свиток, читает)
«Как постановила на до следствии наша комиссия причиной стала неисправно поставленная лестница, ибо зодчие внутрь стены ее устроили, и тем самым стену-то и ослабили, да и раствор был жидкий, не имел нужной клейкости.»
Иоанн III: Где ж мастера то прежние?
Мастер: Да кто где, Государь-батюшка, а больше то всего в полон татарский поуводили.
Иоанн III: Ну не бывать тому, чтоб Москва без соборного храма стояла!
Княгиня: Успокойся, сокол мой, не гневайся. А что как поставить храм итальянцев позвать?
Они мастера изрядные. Я в Италии насмотрелась на их умение.  Пусть-ка и нам построят...
Иоанн III: И то правда, матушка. (Боярам) Позвать сюда «фрязина»!

Картина 5

Входит архитектор Альберти Фиораванти, размахивает шляпой, здоровается на европейский манер.

Фиораванти: Вот перед вами не профан, я архитектор Альбертан.
Иоанн III: (Княгине) Вот кривляка, Господи помилуй!
(Фиораванти) Ну, здравствуй, здравствуй, «фрязин»
Фиораванти: Я, Альберти Фиораванти! (Обиженно)
Иоанн III: Да это все равно. Хочу великое дело тебе поручить, чтобы ты поновлением храма Успенского заправлять стал, отстроил бы его величию Руси соответственно. Так как прежде у нас мастера ставили в Киеве да во Владимире. Как, осилишь?
Фиораванти: Что за сомненья, Государь! Я — архитектор в третьем поколенье!
Я дожам венецианским отстраивал дворцы, я строил крепости, я лил колокола.
Да вся Италия — моих рук дело!!! Да-да! Я так отстрою храм, что вы Москвы своей не узнаете, вторая Флоренция или Рим...
Иоанн III: (Грозно поднимает руку, останавливает болтовню)
Не надобно нам Италии твоей, ишь что удумал! У нас что ль не на что равняться и смотреть?
Поезжай во Владимир, да посмотри, как строили наши старые мастера. А по возвращении посмотрим, чего ты стоишь! (Все уходят. Архитектор один).
Фиораванти:  (Себе) Чтоб я, потомственный архитектор, учился у невежественных мужиков? Ха-ха, смешно. Да делать нечего, придется ехать.

Действие II(во Владимире)

Приложение 1 №2 «Богатырские ворота». М. П. Мусоргский. Из цикла «Картинки с выставки».

Приложение 2 №2. Золотые ворота во Владимире

Фиораванти:  (Оглядывается) Где это я?

Приложение 1 №2 «Прогулка».

Пять владимирцев (два мужчины и три женщины) прогуливаются, замечают чужестранца, с удивлением разглядывают его.
1-й: Вы, уважаемый чужестранец, в стольном граде Владимире (все кланяются Фиораванти). А вы откуда к нам пожаловали?
Фиораванти:  Я, Альберти Фиораванти, из Болоньи, что в Италии. Великий Государь Иоанн III поручил мне строить главный собор на Москве. Да прежде велел посмотреть на ваши храмы, хотя мне не чему учиться!
2-й: А вы все же посмотрите, раз Государь велел. Войдемте же в ворота.

Приложение 2 №3. Успенский собор во Владимире.

2-й: Вот наш главный храм всей Северо-Восточной Руси — Успенский собор.
Он видел и ее величие, и разорение ордами Батыя. В соборе возводились на великое княжение замечательные полководцы — Александр Невский да Дмитрий Донской. Тут летописи составляли, благословляли на ратные подвиги храбрые владимирские полки...
А заложили его по велению князя Андрея Боголюбского в 1158 году. В летописи писано: «Бог привел мастеров со всех земель для его постройки».
Фиораванти: Место красивое.
3-й: И красивое и на редкость удачное — на вершине 50-метрового холма, что над рекой Клязьмой. Но не сразу собор стал таким... Сперва то он был одноглавый, простоял почти 30 лет да и случился пожар.
4-й: А в те года правил князь Всеволод Большое Гнездо, он то и велел его перестроить.
Храм обнесли новыми стенами, большими по периметру, в старых пробили широкие арочные проемы, по углам поставили еще четыре купола.
Так вот и получился пятиглавый собор.
5-й: Это самая высокая постройка на Руси 12 века, даже выше Софийского собора в Киеве.
А посмотрите, каким нарядным декором украшен храм. На фасадах кое-где появились резные каменные изображения — женские головки, морды львов.
По вертикали стену расчленили тонкие полуколонки, а по горизонтали — аркатурно-колончатый пояс (непрерывная цепь декоративных арочек, опирающихся на колонки).
1-й: А уж внутри как оформлен: стены расписаны фресками, гениального Андрея Рублева да Даниила Черного. Полы выложены цветной майоликовой плиткой.
Но главная ценность — это наша заступница — святой образ Богоматери со Младенцем.

Приложение 2 №4. Икона Владимирской Богоматери.

2-й: Наш князь, Андрей Боголюбский, сын киевского князя Юрия Долгорукого, увез ее из Киева, и когда достигли нашей земли, кони встали, сколь их не понукали, не били, но сдвинуть не смогли. Так она тут и осталась и стала зваться Владимирской.
Фиораванти: Да собор хорош, но в Италии я и не такое строил. Ну да ладно, теперь можно и ехать.

Приложение 2 №5. Дмитриевский собор во Владимире.

3-й: Ну что вы, господин чужестранец. Вы еще не все увидели. Посмотрите на этот собор. Он напоминает могучий уступ скалы. Поставлен был в конце 12 века в честь святого Дмитрия Солунского, покровителя князя Всеволода III.
4-й: Стены, закомары, барабан Дмитриевского собора сплошь покрывает каменная резьба. Тут фигуры людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомые растения, орнаменты — более 500 скульптурных изображений.

Приложение 2 №6. Фрагменты каменной резьбы Дмитриевского собора.

На западном фасаде изображены Христос, Богоматерь и четыре евангелиста.
На южном — первые русские святые Борис и Глеб.
На северном, в левой закомаре — сидящий на троне князь Всеволод с сыновьями.
На противоположном, южном фасаде, в правой закомаре — вознесение Александра Македонского на небо.
Фиораванти: Да-а, таких рельефов я еще не видел...
4-й: И не уведите, они уникальны, только у нас во Владимире и есть.
Фиораванти:  Благодарю вас, уважаемые, я выполнил приказ царя и могу возвращаться в Москву.
5-й: Нет, нет! Если вы не увидите это белокаменное чудо, значит вы ничего не видели во Владимирской земле.
Фиораванти: Что еще за чудо?
5-й: Это церковь Покрова Богородицы на реке Нерль.
Фиораванти:  Какое странное название. Я знаю, что в Византии не было такого праздника... Покрова Богоматери...
5-й: Да, он появился на Руси в 12 веке. Тут такая история вышла. Константинополь, по нашему Царь-град, был осажден арабами, и вот как-то раз, во время службы в одном из храмов, нашим русским паломникам Андрею Юродивому и его ученику Епифанию привиделась Богоматерь. Она распростерла над собравшимися свое покрывало и молилась об избавлении народа от бедствий. Поначалу Покров стал одним из главных праздников владимирских земель, а затем и всей Руси.

Приложение 2 № 7. Церковь Покрова не реке Нерль.
Приложение 1 №1. «Рассвет на Москва-реке».

Фиораванти: О...! Эта церковь волшебна, воплощение женского изящества!
Она как невеста в подвенечном платье. Велики русские мастера!!!
Как же достигается такая легкость, почти невесомость?
1-й: Дело в том, что после возведения фундамента на него сначала поставили не само здание, а белокаменный постамент, засыпанный землей. Получился своеобразный искусственный холм. Кроме того, церковь визуально разделена на две части аркатурно-колончатым поясом. Это-то и придает ей такую легкость.
Фиораванти: Спасибо, уважаемые владимирцы, теперь я могу возвращаться. Действительно увидел я красоту русских храмов.

Приложение 1 №2 «Прогулка».  М. П. Мусоргский. Из цикла «Картинки с выставки».

Действие III(в Москве, палаты Иоанна III)

Иоанн прохаживается с Боярином 2 (входит Боярин 1)

Боярин 1: Государь! Итальянец вернулся.
Иоанн III: Зови, зови. Чего-то он нам скажет?
Входит Фиораванти: Великий государь! Воочию увидел я красоту русских храмов. Есть чему дивиться и учиться.
Иоанн III:  Ну то-то же. Иди и строй по-русски! Величию Государства Московского подобающе! (Все уходят).

Приложение 1 №2 «Богатырские ворота». М. П. Мусоргский

Приложение 2 №8. Успенский собор Московского Кремля.

Эпилог.

(Боярские палаты. Четыре девушки занимаются рукоделием, входит матушка.)

Матушка: Вот дела-то на Москве развернулись! Какой собор «фрязин» этот отстроил.
Белоснежный, величественный. Красотища! Четыре года строили...
1-я девушка: Да не фрязин он, матушка, а Аристотель, батюшка сказывал, что так его прозвали за талант и знания. Строил он в «кружало да в правило».
Матушка: Это как это?
1-я девушка: Да с помощью циркуля да линейки.
2-я девушка: Наши то мастера все секреты за ним подмечали: и как глубокий фундамент заложил, и известь особенной крепости замешивал...
3-я девушка: А для подъема тяжестей лебедки применял.
Матушка:  Вы то откуда про все про это знаете? Дома в светлице сидите.
4-я девушка: А как в церковь ходили так батюшка нам все и рассказывал. И как государь наш приказал итальянцу построить собор, как раньше на Руси строили. Вот он и построил по подобию Успенского собора во Владимире.
Матушка: А... то-то я смотрю что он так схож со владимирским.
1-я девушка: Да, матушка, много схожего в убранстве: и пятиглавие, и позакомарное перекрытие...
2-я девушка: И аркатурно-колончатый пояс, и перспективные порталы.
3-я девушка: А стены и своды выложили из кирпича...
Матушка: Что-то я не видела никакого кирпича.
4-я девушка: Так у нашего собора стены облицевали белым камнем, в подражании
владимирскому, вот кирпича вы и не увидели.
1-я девушка: А батюшка сказывал, что у нашего собора есть отличие — почти не видно апсид. Их спрятали за выступ стены, и поэтому южный фасад почти симметричен.

Приложение 2 №9. Внутренний вид Успенского собора в Москве.

2-я девушка: А уж внутри то, как красиво... Колонны круглые, а не четырехугольные столбы-пилоны, хор нет и поэтому собор такой просторный.
Матушка: То-то все видно отовсюду.
4-я девушка: А я видела что летописец записывал о новом храме, я даже себе попросила его написать, чтоб вам прочитать: «Бысть же та церковь чюдна велми величеством своим и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси, опроче Владимирской церкви!»