Конспект занятия по полоролевому воспитанию в разновозрастной группе «Я и ты. Кто мы?»

Разделы: Работа с дошкольниками


Технология: полоролевое воспитание.

Тип: занятие – игра.

Цель: формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности; умение различать индивидуальные особенности других детей и стереотипы их поведения в зависимости от пола.

Задачи:

  • Обучающая: учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками; отмечать особенности их настроения, поведения, любимых игрушках и различных видах деятельности в зависимости от пола; закреплять представление о зависимости имени человека от его половой принадлежности; закрепить и упорядочить последовательность возрастного и полового развития человека.
  • Развивающая: продолжать развивать познавательные возможности девочек и мальчиков; способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола, по набору предметов делать умозаключения; развивать умение рассказывать о себе, как о представителе определенного пола.
  • Воспитательная: воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками; способствовать формированию положительных эмоций при общении друг с другом; учить быть приятным в общении, воспитанным человеком.

Словарная работа:

  • активизировать словарь детей: одежда (мужская и женская), имена людей (мужские и женские);

Материал и оборудование:

  • плоскостные силуэты мальчика и девочки; мяч; детская одежда для мальчика и девочки; игрушки: коляска, кукла, скакалки, машинки, хоккей, футбольный мяч, инструменты; магнитная доска; картинки с изображением последовательности возрастного развития человека, магнитофон.

План занятия:

  1. Приветствие “Здравствуй правая рука...”
  2. Игра “Мы разные”.
  3. Задание “Доскажи словечко”
  4. Физминутка “Мое тело”
  5. Игра “Собери силуэт девочки и мальчика”
  6. Игра “Назови имя”
  7. Игра “Кто как одевается?”
  8. Конкурс “Разбери игрушки”
  9. Дидактическая игра “Возрастная последовательность”
  10. Подвижная игра “Не скучай и попляши”

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит аудиозапись песни “Из чего же сделаны наши мальчишки...”

Воспитатель: Дорогие ребята, я очень рада видеть вас! Вижу, у вас хорошее настроение! Давайте поприветствуем друг друга!

Приветствие

Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука (дети берутся за руки)
Здравствуй друг, здравствуй друг, здравствуй весь наш дружный круг!
Я люблю свой детский сад, в нем полным полно ребят!
Может сто, а может двести, хорошо, когда мы вместе!
Все на месте, все ли тут? Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись! (дети дарят друг другу улыбки)

II. Основная часть.

Воспитатель: Какие чудесные улыбки у наших мальчиков и девочек! Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и ответьте мне на вопрос: “Чем мы похожи и чем отличаемся?”

Игра “Мы — разные”

(Воспитатель задает детям наводящие вопросы):

- Кто из мальчиков самый высокий?

- Кто из девочек самая высокая?

- У кого короткая стрижка?

- Кто заплетает волосы в косички?

- Какие украшения носят девочки/мальчики?

- Кто одевается в платья?

- Расскажите, мальчики, какие наши девочки? (красивые, добрые, нежные..)

- Девочки, а вы что скажите про мальчиков? (сильные, смелые, ловкие..)

Воспитатель: Мы с вами убедились, что люди чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаются. А теперь попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - “мальчишки” или “девчонки”.

Задание “Доскажи словечко”

Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только... (девочки).
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у ...(мальчишки).
Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только ...(мальчики).
Болтали час без передышки в цветастых платьицах...(девчонки).
При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь... (мальчишки).
Бояться темноты, трусишки, все как один они... (девчонки)

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили!

Физминутка “Мое тело”

Вот головушка-солнышко
Лобик-бугорок............
Носик-курносик,......
Губки-хохотушки...
Зубки-грызушки....
Язычок-болтушка....
На щеках веснушки
Брови-прутики... ...
Глазки - цветные краски...
Ушки-непослушки...
Борода-молодушка...
Шейка-лебедушка...
Ручки-хватушки...
Животик-бегемотик..
Спинка-травинка...
Ножки-сапожки......
(Дети гладят себя по голове)
(Наморщивают лоб)

(Дотрагиваются до кончика носа)
(Улыбаются)
(Тихонько стучат зубами)
(Высовывают языки)
(Трут пальцами щеки)
(Поднимают брови)
(Моргают)
(Тихонько трут пальцами уши)
(Гладят подбородок)
(Вытягивают шею)
(Имитируют хватательные движения)
(Гладят живот)
(Выпрямляют спину)
(Топают)

Воспитатель: Вот из каких частей состоит наше тело. Я предлагаю вам собрать тело мальчика и девочки. (собирают дети старшей подгруппы)

Игра “Собери силуэт девочки и мальчика” - отличаемся внешностью

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! Но, посмотрите, наши новые друзья почему-то грустят. Наверно, потому, что у них нет имени. Давайте мы с вами поиграем и вспомним, какими именами называют девочек, а какими мальчиков. Вставайте в круг, ребята! Сейчас мы будем передавать друг другу мяч. Когда мяч оказывается в руках у мальчика, то ему необходимо назвать имя девочки, а если мяч держит девочка, то она называет имя мальчика.

Игра “Назови имя” - различаемся именами

Воспитатель: Как много имен для мальчика и девочки вы назвали! Молодцы! А какими именами мы назовем наших новых друзей? (варианты детей)

Воспитатель: Ребята, а еще надо помочь им правильно одеться. Давайте мы мальчику – подберем одежду, которую носят мальчики, а девочке – для девочек. (Дети берут одежду, классифицируют её, обсуждают правильность выбора, “одевают” силуэты девочки и мальчика).

Игра “Кто как одевается?” - отличаемся по одежде

Играем 2 раза по 2 подгруппы. 1 раз-ср.гр.: одевают мальчики-мальчика, девочки-девочку. Усложняем задание. 2 раз-стар.гр.: одевают мальчики-девочку, девочки-мальчика.

Воспитатель: А в какие игрушки больше всего любят играть мальчики, а в какие девочки? (ответы детей). Посмотрите, сколько у нас много игрушек, предлагаю вам их разобрать. (Игра проводится 2 раза по подгруппам. 1) Мальчики отбирают игрушки, в которые играют мальчики, девочки, игрушки, в которые играют девочки. 2) Мальчики собирают в красный обруч игрушки, которыми любят играть девочки, а девочки собирают в синий обруч игрушки, которыми любят играть мальчики.

Конкурс “Разбери игрушки” - различаемся интересами

Воспитатель: Молодцы, вот как славно поиграли! Лиза, сейчас ты девочка, а когда немного подрастёшь, как к тебе будут обращаться? (девушка). А потом? (женщина).

Дидактическая игра “Возрастная последовательность”

(воспитатель показывает картинки последовательности возрастного развития человека)

III. Итог.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Мы с вами убедились, что все люди чем-то похожи, а чем-то отличаются друг от друга. Знаем, что отличить девочку от мальчика можно по одежде, внешности, у них разные имена и игрушки. Девочка – это будущая женщина, мальчик – будущий мужчина.

Мальчики и девочки – все у нас равны.
Только помнить мальчики об одном должны:
Девочки слабее их, могут и пищать,
И должны их мальчики храбро защищать!

Воспитатель: Приглашаю вас в круг, давайте немного потанцуем!

Подвижная игра “Не скучай и попляши”

Звучит аудиозапись “В каждом маленьком ребенке...” В ходе игры девочки приглашают потанцевать мальчиков, а мальчики – девочек.