Решение задач на совместную работу. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цель урока: закрепление навыков решения задач «на совместную работу» арифметическим и алгебраическим способами. Развивать логическое мышление, математическую речь учащихся, межпредметные связи (физика). Воспитывать самоконтроль, выбирать способ решения задачи, умение анализировать полученный результат.

Задачи урока:

  • Анализировать условие задачи и устанавливать взаимосвязь между величинами.
  • Отработать формулу, связывающую работу, производительность труда (норму) и время.
  • Проверить усвоение изученного материала в ходе выполнения самостоятельной работы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме.

Техническое обеспечение урока: компьютер, документ-камера.

Ожидаемый результат: учащиеся должны показать умение анализировать условие задачи, оформлять условие задачи в виде таблицы, устанавливать взаимосвязи между величинами, выбирать способ решения задачи, анализировать полученный результат. Подтвердить свои знания и умения в ходе выполнения самостоятельной работы.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Целеполагание.
  4. Первичная проверка понимания темы.
  5. Закрепление.
  6. Проверка усвоения темы.
  7. Задание на дом.

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Организационный Проверка домашнего задания.. к/з №1, 2,5. Стр.31 Сравнивают свои ответы с решениями, показанными через документ – камеру.
Актуализация знаний Текстовые задачи приходится решать в ходе изучения всего школьного курса математики. Одну и ту же задачу можно решать разными способами. Какими? Назовите их.

В ходе изучения темы мы уже встречались с такими задачами. А сегодня на уроке мы обобщим изученный материал

Дети называют (арифметический, т.е. по действиям и алгебраический, т.е. с помощью уравнения или системы уравнений.)
Целеполагание. Цель нашего урока – закрепить способы и приёмы решения задач «на совместную работу» . В конце урока вам будет предложена самостоятельная работа, выполнив которую вы покажете степень усвоения темы. Работа будет оценена, отметка пойдёт в журнал.  
Первичная проверка понимания темы. Предлагается записать формулу, связывающую работу, производительность труда (норму) и время.

Выразить из формулы

Решить задачи:

а) машинистка должна напечатать рукопись в объёме 56 страниц. Она напечатала задания. Сколько страниц ей осталось напечатать?

б) ученик решил 4 задачи, что составило от намеченного плана. Сколько задач он должен решить?

Дети решают задачи устно и дают готовые ответы.

а) 32 страницы.

б) 14 задач.

Закрепление. Решение задач из учебника № 4.21, №14.15 и из Открытого банка данных для подготовки к ЕГЭ (математика).

Задача.

Через первую трубу бассейн можно заполнить за 3 часа, через вторую – за 6 часов. За какое время будет заполнен бассейн, если открыть обе трубы?

Читаем условие задачи (проецируется на экран) из Открытого банка данных для подготовки к ЕГЭ (математика), анализируем условие, отвечая на поставленные вопросы, и одновременно заполняем таблицу.

 
– Что в задаче известно?
– Ч известно про работу?
– Что принимаем за работу А в таких задачах?
– Как найти производительность каждой трубы?
– t время
– Одинакова, т.к. заполняется один и тот же бассейн, объём которого неизвестен.
А = 1
– Для наиболее полного понимания условия задачи составим таблицу. Дети составляют таблицу 1.
 

А

N

t

1 труба

1

?

3 часа

2 труба

1

?

6 часов

вместе

1

?

?

Решим задачу арифметически. Один из учеников (по желанию) приводит решение на доске.
  1. производительность первой трубы.
  2. производительность второй трубы.
  3. совместная производительность.
  4. 1 : = 2 (ч)

Ответ: за 2 часа.

№ 4.21

Читаем, анализируем условие задачи.

– Что в задаче известно?
– Что сказано о производительности труда?
– Что нужно узнать?
– Как вы считаете: каким способом можно решить эту задачу?

 

 

– Время работы каждой бригады.
– Первая убирала за 1 час на 16 ц больше, чем вторая.
– Сколько центнеров картофеля собрала первая бригада.
Мнения ребят разделились.

Приглашаются к доске два ученика. Один из них решает задачу с помощью уравнения, а другой – по действиям.

1 способ.

Пусть х ц в час убирала вторая бригада,
Тогда х + 16 центнеров за 1 час убирала 1 бригада.
7 х центнеров убрала 2 бригада за 7 часов.
5(х + 16) центнеров убрала 1 бригада.
Т. к. выполненная работа одинакова (бригады собрали одинаковое количество картофеля), то составим уравнение:

5(х + 16) = 7 х
5 х + 80 = 7 х
– 2 х = – 80
х = 40
5( 40 + 16 ) = 280 ( ц )

Ответ: 280 центнеров.

2 способ.

Если бы производительность труда(норма) была бы одинакова ( как у второй бригады, например), то

  1. (ц) – меньше собрала бы первая бригада.
  2. 7 – 5 =2 (ч) – меньше работала первая бригада.
  3. 80 : 2 = 40 ( ц ) за 1 час собирала бы первая бригада.
  4. 40 + 16 = 56 ( ц ) за 1 час собирала фактически первая бригада.
  5. ( ц )

Ответ: 280 центнеров

– Каким способом было проще решить задачу? Выслушали и обсудили оба варианта ответов ребят.
№14.15

Читаем задачу.

Вопрос к классу:

– Что в задаче известно

– Что сказано о производительности труда рабочих?

В отличие от предыдущей задачи, здесь прямо не сказано о связи производительности труда между 1 и 2 рабочими. Поэтому такие задачи проще решать вводом двух переменных (с помощью системы уравнений.)

Решим задачу алгебраически, составив таблицу.
Составим систему уравнений, используя таблицу.
Если попробовать решить эту задачу арифметически, то вы увидите, что будет гораздо сложнее, поэтому лучше выбирать наиболее рациональный способ для решения конкретной задачи.

 

 

 

– Объём совместно выполненной работы, А = 162 д., время работы каждого рабочего.
– Первый за 5 дней изготовил на 3 детали больше, чем второй за 7 дней.

Под руководством учителя дети составляют таблицу 2

 

N

t

A

I

x

8

8 x

II

y

15

15 y

I

x

5

5 x

II

y

7

7 y

На доске один из учеников (по желанию) записывает и решает систему уравнений.

Уравняем коэффициенты при переменной х.

  решаем эту систему, получаем y = 6, x = 9.

(дет.) изготовил 2 рабочий.
 (дет.) изготовил 1 рабочий.

Ответ: 90 деталей и 72 детали.

Проверка усвоения темы Самостоятельная работа № 599, №600, № 602 на три варианта (по возможности решить разными способами).

I вариант

№ 599

Для распечатки 340 страниц были использованы две копировальные машины. Первая машина работала 10 минут, а вторая – 15 минут. Сколько страниц в минуту печатает каждая машина, если первая печатает в минуту на 4 страницы больше, чем вторая?

II вариант.

№ 600

Один автомат упаковывает в минуту на 2 пачки печенья больше, чем второй. Первый автомат работал 10 минут, а второй – 20 минут. Всего за это время было упаковано 320 пачек печенья. Сколько пачек в минуту упаковывает каждый автомат?

III вариант

№ 602

Двое рабочих изготовили по одинаковому количеству деталей. Первый выполнил эту работу за 5 часов, а второй – за 4 часа, т.к. изготовлял в час на 12 деталей больше первого. По сколько деталей изготовили рабочие?

Дети открывают сборники задач, находят свой вариант и приступают к решению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сдают тетради.

Задание на дом. № 70 с.194, № 87 ( а ) с.196 Дети записывают задание в дневник.
Итог урока. На уроке мы обобщили наши умения и знания при решении задач «на совместную работу». Рассмотрели два способа их решения: алгебраический и арифметический. Каждый может выбрать для себя тот способ, который ему понятнее и ближе, и наиболее рациональный (по его мнению).  

Список литературы:

1. Алгебра 7 класс. Задачник для общеобразовательных учреждений. А.Г. Мордкович.
2. Открытый банк данных для подготовки к ЕГЭ (математика)
3. Алгебра. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. Кузнецова Л. В., Бунимович Е.А. изд. Дрофа
4. Текстовые задачи в школьном курсе математики. А.В. Шевкин.