Открытый урок по ОРКСЭ в 4-х классах. Брейн-ринг

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (43,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культуры и традиций других людей.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать формированию понятий: честь и достоинство, семейные ценности, честность, уважение, справедливость, совесть;
  • учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;
  • помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию моральных качеств личности
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие:

  • развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; “открывать” новые знания;
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

УУД: Личностные:

  • сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
  • развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  • способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;
  • способствовать выработке самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;
  • формировать ЗОЖ.

Регулятивные:

  • способствовать выполнению “открытия” новых знаний;
  • создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

  • создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • создать условия для совместного решения учебной задачи;
  • способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в группе;
  • помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других);
  • развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.

Познавательные:

  • развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
  • помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, строить устное речевое высказывание;
  • продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради;
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения;
  • способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;
  • развивать умение работать с разными видами информации.

Планируемый результат

Предметные:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;
  • знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Личностные:

  • уметь выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления;
  • понимание учащимися, что носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе “Золотого правила нравственности”: “Не делай другому того, чего не желаешь себе”;

Метапредметные:

  • освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т. ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета “Основы религиозных культур и светской этики”;
  • высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности.

Учащиеся разделены на 5 команд, в каждой команде заранее выбран капитан, которому дано время на выполнение домашнего задания (конкурс капитанов). В каждую команду входят дети, изучающие различные модули предмета ОРКСЭ, таким образом, команда может ответить на любой вопрос, даже если не все дети знают ответ.

В жюри входят представители администрации школы и родители учеников.

I. Разминка. (слайды 3-12) Вопросы появляются на экране и дополнительно зачитываются учителем. Ответы каждая команда записывает на листочке и после второго конкурса сдает на проверку членам жюри.

Что такое религия?

А) Отрицание Бога

Б) Храм Бога

В) Вера в Бога

Г) Правда

2. Мудрецом в буддизме является...

А) Раввин

Б) Шейх

В) Лама

Г) Диакон

3. Из каких частей состоит Тора?

А) Из Ветхого и Нового Заветов

Б) Из восьми поэм

В) Из пяти книг

Г) Из 613 статей

4. Какие понятия изучает светская этика?

А) Справедливость

Б) Альтруизм

В) Добро и зло

Г) Все ответы верны

5. После каких событий была дарована Тора?

А) После завоевания Иерусалима Давидом

Б) После возвращения из Вавилонского плена

В) После первых Олимпийских Игр

Г) После Исхода евреев из Египта

6. Какого месяца нет в еврейском календаре?

А) Тамуз

Б) Сиван

В) Сафар

Г) Ияр

7. Что такое альтруизм?

А) Это любые действия, направленные на помощь нуждающимся

Б) Это любые действия, направленные на самого себя

В) Это любые действия, направленные на сочувствие и поддержку обездоленных

Г) Это любые действия, направленные на получение награды

8. Что означает свобода выбора человека?

А) Отсутствие границ поведения

Б) Ответственность человека за свои решения

В) Стремление жить без общества

Г) Нежелание признавать чужие правила

9. Один из догматов христианства

А) Суннизм

Б) Троица

В) Нирвана

Г) Кашрут

II. “Чёрный ящик”. (слайды 13-14) Выносят черный ящик, ставят на стол.

Поместить это в черный ящик не представляется возможным, поэтому мы поместили туда изображение этого. Это было первым объединением людей. Это, по словам Конфуция, является маленьким государством, держащимся на любви. На основании Всеобщей декларации прав человека (статья 16-3), это является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Для мусульман создать это — обязательство перед Богом, для евреев это — величайшая ценность, и создание этого — одна из заповедей, для православных этоодно из таинств, в которых сам Бог благословляет любящих друг друга. Для буддистов-мирян это важная часть жизни, ну а в словаре И. Ожегова дано такое определение:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Что в черном ящике?

(В черном ящике находится фотография семьи.)

Команда записывает ответ на листочке и сдает листочек на проверку членам жюри. Проверка ответов проводится во время проведения 4-го конкурса. После того, как все команды сдали свои ответы, детям демонстрируется правильный ответ – слайд 14.

III. Конкурс капитанов. Капитаны получили задание за неделю до игры.

Ребятам надо было дать определение понятия, не называя его: “честность, достоинство, уважение, справедливость, совесть”.

Команда получает балл, если правильно называет понятие, которое зачитывает капитан.

IV. Праздничный стол. (слайды 15-20, приложение)

Учащимся предстоит накрыть стол к празднику.

Каждая команда получает открытку (см. приложение) к празднику и таким образом узнает, что за праздник ей достался.

На отдельных столах стоит посуда и угощения, приготовленные родителями к праздникам: Сагаалган, Пасха, Песах, Курбан-Байрам, День рождения. По сигналу все команды подходят к этим столам и забирают “свои” предметы. Пока команды готовятся, поочередно звучат мелодии.

1. Учащиеся накрывают стол.

2. Должны угадать мелодию, которая может звучать на празднике.

3. Подписать открытку, поздравить с праздником (приветствуется знание традиционных пожеланий).

4. Объяснить жюри свой выбор (слайды 16-20).

V. Подведение итогов.