Открытый урок по математике "Что узнали. Чему научились. Устные вычисления в пределах 1000". 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить и закрепить навыки устных вычислений в пределах 1000, умение пользоваться математической терминологией, решать задачи;
  • развивать умения учащихся работать в парах и группах, выполнять задания творческого и поискового характера, работать на Macbook;
  • воспитывать у учащихся чувства товарищества, взаимопомощи.

Использование ИТК на уроке: презентация урока на интерактивной доске (учитель), различные виды работ учащихся на Macbook.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 Приветствие учителя и гостей, присутствующих на уроке. Запись в тетради числа и классной работы.

У. Начинаем наш открытый урок. За 3-ий класс вы не только повзрослели, но и многое узнали, многому научились. Сегодняшний урок посвящён проверке усвоения вами устного счёта в пределах 1000.

2. Сообщение темы урока

Презентация слайд 1 – «Что узнали. Чему научились. Устные вычисления в пределах 1000». (Учащиеся читают тему урока с доски хором).

У. Какими математическими действиями будем пользоваться при выполнении вычислений?
Д. Сложением, вычитанием, умножением, делением.

3. Актуализация знаний

1) У. Итак, вы знаете 4 математических действия. Проверим, как вы знаете названия их компонентов.

Презентация слайд 2 – Этап 1. Владение математической терминологией.

Работа учащихся у доски по цепочке (названия компонентов математических действий, правила нахождения любого компонента).

2) У. Прочитайте выражения математически грамотно.

Учащиеся читают выражения разными способами.

На доске:

6 + 12                 – Сумма (разность, произведение, частное) чисел…
30 – 6                 – Из 30 вычесть 6.
42 * 2                 – 42 увеличить в 2 раза.
150 : 5                – Найти частное чисел 150 и 5.

3) Работа в парах. Разгадывание математического кроссворда.

У. Возьмите кроссворды, отгадайте математические термины и понятия. Если всё будет правильно – по вертикали прочитаете выделенное слово.

На столах у уч-ся распечатанный кроссворд. Время на выполнение задания – 5 минут. Проверка по интерактивной доске (слайд  5).

Слайд 4 – незаполненный кроссворд с заданием:

  1. Результат действия сложения. (Сумма)
  2. Математическое выражение с неизвестным числом. (Уравнение)
  3. Геометрическая фигура, у которой есть начало и конец. (Отрезок)
  4. Может быть равносторонним и равнобедренным. (Треугольник)
  5. Название компонента вычитания. (Уменьшаемое)
  6. Математический рассказ, где надо найти неизвестное число. (Задача)
  7. Результат действия деления. (Частное)
  8. Может быть и математическим, и художественным. (Произведение)
  9. Чертёжный инструмент. (Линейка)
  10. Внутренняя часть любой плоской фигуры. (Площадь)

Слайд 5 – проверка ответов кроссворда

У. Встаньте те пары, у которых получилось выделенное слово математика. Молодцы, все справились!

4. Работа по теме урока

1) У. Следующий этап нашей работы – проверка выполнения вами устных вычислений, опираясь на слуховое восприятие информации. Готовьтесь к математическому диктанту! (слайд 6)

Учащиеся работают в парах на Macbook в программе OpenOffice.

Математический диктант:

  1. 1 слагаемое 370, 2 слагаемое 320. Найти значение суммы. (690)
  2. Увеличить 90 в 2 раза. (180)
  3. Уменьшить 270 в 3 раза. (90)
  4. Уменьшаемое 500, вычитаемое 440. Найти значение разности. (60)
  5. 1 множитель 40, 2 множитель 4. Найти значение произведения. (160)
  6. Уменьшить 950 на 9 десятков. (50)
  7. Из суммы чисел 310 и 460 вычесть 7 сотен. (70)
  8. Найти произведение чисел 4 и 80. (320)
  9. К произведению чисел 330 и 2 прибавить 20. (680)
  10. Найти частное чисел 800 и 2. (400)

Слайд 7 – проверка математического диктанта на интерактивной доске.

У. Встаньте те пары, у кого совпали ответы с проверкой. Молодцы!

2) У. А теперь проверим быстроту и правильность решения вами примеров на порядок действий, используя зрительное восприятие информации (слайд 8).

Учащиеся работают в группах (по рядам).

Игра «Кто быстрее». Учитель пускает по рядам лист с одинаковым примером на порядок действий (слайд 9 – пример без ответа).

430 – 30 – 60 + 230 – 360 + 650 – 550 + 520 + 170 = 1000

Последний уч-ся каждого ряда вешает на доску решённый пример своей группы (своего ряда).
Проверка по интерактивной доске – слайд 10 – пример с ответом. Побеждает тот ряд, кто быстрее всех и без ошибок справился с заданием.

5. Физкультминутка

Слайд 11 – зарядка для глаз. Дети по схеме выполняют гимнастику для глаз.

6. Продолжение работы по теме урока

1) Работа по учебнику (слайд 12).

Решение задачи №21, страница 101. Учащиеся читают условие задачи про себя.

У. Что известно в задаче? Что надо найти? Какой вопрос задачи? Задача простая или составная? Выполните краткую запись и приступайте к решению задачи.

Один ученик работает у доски - выполняет краткую запись и решение задачи по действиям. Проверка фронтальная – с доски.

У. Как сделать так, чтобы задача решалась в 3 действия?
Д. Поставить вопрос: сколько всего холодильников было выпущено за эти 3 месяца?
У. Запишите получившееся выражение и ответ задачи. Проверка фронтальная – с доски.

2) Физкультминутка (по данным задачи).

*Руки вверх, в сторону, вниз.
*Подпрыгнете столько раз, сколько действий в нашей задаче (3).
*Хлопнете в ладоши столько раз, какой по счёту месяц апрель (4).
*Подпрыгнете на месте 1 раз, когда услышите верное утверждение:

  • Задача была про пылесосы (–), про холодильники (+).
  • В ответе задачи стоит двузначное число (–), трёхзначное число(+).
  • Это была простая задача (–), составная задача (+).

*Хлопнете в ладоши столько раз, сколько баллов содержит ваша любимая отметка (5).

3) Работа в парах на Macbook. Программа «Мат-рёшка» (тема 5 – Многозначные числа, задание 3, но можно взять и другое). Слайд 13.

У. Молодцы, все справились с заданием! А теперь переходим к следующему этапу урока. Внимание на экран!

7. Подведение итогов урока. Слайд 14

У. Что нового узнали на уроках математики в 3 классе? Чему новому научились? (Свободные ответы учащихся)

8. Рефлексия. Слайд 15

У. У каждого из вас на парте лежит карточка с нарисованным кругом. Если урок вам понравился, и вы работали в полную силу, нарисуйте в круге улыбающийся смайлик. Если урок оставил вас равнодушными, то нарисуйте серьёзный смайлик. Если урок не понравился, то нарисуйте грустный смайлик.
– А теперь покажите мне и нашим гостям свои карточки с рисунками. Ура – у всех смеющиеся смайлики. И я считаю, что наш урок прошёл замечательно, и вы все показали прекрасные результаты своей работы. Всем спасибо!

Учащиеся встают и, наклоняя голову, прощаются с гостями, посетившими урок.   

12.12.2014